В начале сезона Мир и его лидер Виктор Довбыш впечатляли: горностаевская команда уверенно лидировала, вообще не теряя очков, а ее атакующий полузащитник забивал практически в каждом матче. Позже Мир все же сбавил обороты и финишировал ближе к серединке, а сам Довбыш остановился на показателе 7 мячей, после яркого старта надолго взяв паузу и лишь в конце сезона в матче с белоцерковцами снова выстрелив голом.
 
Тем не менее, самобытный сельский коллектив все равно может быть доволен своим полугодием. И тем более удивительно было услышать после завершения осенней части сезона информацию о роспуске состава. За всеми подробностями мы обратились к Виктору, с которым обсудили и выступление команды, и ее перспективы.
 
– Виктор, признаться, в начале сезона Мир поразил. Почему же команда, столь уверенно захватившая лидерство с первого тура, не выдержала дальше темп и опустилась на седьмое место?
 
– В заявке команды маловато футболистов, скамейка короткая. Приходилось играть одним и тем же людям – обойма наша всего 12-13 человек.
 
– Относительно сильного начала сезона в исполнении горностаевцев есть две версии: первая гласит, что вы именно потому стартовали так уверенно, что у вас опытный коллектив, и пока другие привыкали к объединенной лиге, сыгрывались, вы их всех и побеждали. Другая же говорит, что потенциал вашей команды достаточен для того, чтобы выходить в первую лигу, но, так как задачи такой не стоит, то и выступления в итоге лишились стабильности. Где больше правды?
 
– У нас и вправду сыгранный «костяк» – четыре-пять лет вместе ребята, сыгранные. Но пока была одна игра на семь дней, то мы выдерживали, а когда стали интервалы четыре-пять дней – то нам без большого резерва стало трудно. Переезды ведь большие, а ребята есть возрастные. Капитану нашему 40 лет, нескольким ребятам за 30. Понимаете, если играть в полной, большой лиге – нужно и восстановление, и хорошая футбольная медицина. Потому что это значительно большая нагрузка, нежели когда ты играешь в группе и не имеешь далеких выездов.
 
– Ваша команда действительно специфическая: сельская, отдаленная, и немногие согласятся сменить большие города на выступления за «команду, которой нет на карте». Как при этом формируется коллектив? Откуда собираются футболисты?
 
– В основном, за счет тех ребят, которые давно уже за Мир играют. Многих устраивает, что нам дают выходные, домой отпускают. Трудно там, в Горностаевке – интернета нет, даже мобильную связь ловит с трудом и не всех операторов. Не все на это готовы пойти. У нас подобрались ребята из Днепропетровской, Запорожской областей. Есть также два парня из Крыма, а также, само собой, местные – из Херсонской области. И сын президента клуба – он представляет у нас Горностаевку.
 
– Клуб финансируется аграрным предприятием, а этот бизнес в нашей стране непростой и не самый стабильный. Как-то, помню, Мир даже не выехал на кубковый матч, мотивируя это неурожаем и убытками у спонсора. Теперь же появилась информация, что вообще игроков уволили…
 
– Да, нас собрали и сказали, что команду распускают. Как говорят, клуб будет, но зимой денег платить не будут. Так что я – уже не игрок Мира. И другие ребята – свободные агенты.
 
– Ну, в таком случае, у вас есть причины рассчитывать на предложения из других команд. Вы-то в этом сезоне забили много, при том, что выступали не в нападении, а на позиции атакующего полузащитника.
 
– Ну, как много – семь голов. В начале сезона забил, но дальше команда стала хуже играть, и я в частности. Мы стали меньше создавать голевых моментов и забивать. Поэтому полной мерой полугодием не доволен.
 
– Вот что интересно: ваша команда шла-шла, обыгрывала лидеров – тогдашних и будущих, но проиграла аутсайдеру. Причем, занимающая последнее место Скала до этого вообще одно очко имела в копилке, а вам, лидеру, три безответных гола положила. Как такое могло случиться?
 
– Поставили состав экспериментальный с четырьмя игроками, которые были без игровой практики, затем снова начали замены проводить. А молодые соперники почувствовали, что можно взять лидера, и забили нам трижды.
 
– Кстати, я общаюсь со многими футболистами, тренерами, и они отмечали, как ни странно, по игре не только лидеров, но и Скалу с Шахтером-3. Действительно симпатично они играют, несмотря на то, что результатом не радуют?
 
– Видно, что у молодых ребят есть школа. Они не бьют мяч вперед, а стараются играть в пассик, через центр поля.
 
– Что скажете о лидерах этого сезона?
 
– Могу сказать, что все команды второй лиги приблизительно одного уровня. Поэтому в одном матче фактор поля сыграет, в другом – то, как кто подготовится. С этого результат и складывается.
 
– Не обидно, что в этом сезоне в лиге все равны по силам, есть сразу четыре места, с которых напрямую выходят в первую лигу, а у вашей команды такой задачи нет?
 
– Да обидно, конечно! Я уверен на 95%, что если бы нам сказали – «идите», то мы бы могли решить такую задачу.
 
– Какую игру назовете лучшей для себя в этом сезоне?
 
– С Шахтером-3. Мы уже в дебюте пропустили, но не сдались: посмотрели друг на друга, сказали – «давайте что-то делать, чтобы достойно сыграть». И в итоге мы смогли разгромить соперников. Нас даже зрители поддерживали, хотя обычно не очень активно это происходит. Может, имя Шахтера сработало – ведь приятно звучит.
 
– Давайте поговорим о вас. Насколько я знаю, вы воспитанник славного запорожского Торпедо.
 
– Да. Мой первый тренер – Виктор Викторович Шавло. С нашей команды вышло несколько ребят, которые в дальнейшем играли во второй лиге. А Андрей Лосников выступал за Шахтер-3, в Казахстане.
 
– Вот интересно, каковы были отношения между Металлургом и Торпедо? Это все воспринималось как дерби, даже на юношеском уровне?
 
– Ну, вот когда была команда в высшей лиге – тогда конкуренция существовала, дерби в городе. А потом, когда АвтоЗАЗ уже перестал давать команде деньги, то футболистов из Торпедо в Металлург перетягивали – и опытных, и молодых. Потихоньку и школа сдала.
 
– В Запорожье много мощных ваших сверстников – от Богуша, Невмываки, Година, которые чуть постарше, до Аржанова, Полевого – ваших одногодок. Как против них игралось?
 
– Если честно, Торпедо было послабее, мы Металлургу проигрывали, но уже когда был выпускной год – то пошли и ничьи, а как-то однажды мы даже обыграли их на их же базе. Но поколение у них действительно мощное вышло. На загляденье.
 
– Вы тогда на какой позиции играли?
 
– Нападающего. Это уже ближе к выпускному классу начал играть центрального полузащитника, и так на этой позиции и остался.
 
– Как складывалась ваша карьера после ДЮСШ Торпедо?
 
– Несколько месяцев провел в Шахтере-3. Все вроде как хорошо было, хотя и много людей было, но я решил уйти в Металлург донецкий, где также не смог закрепиться. Поэтому в итоге возвратился домой, играл на область.
 
– В вашем послужном списке есть и футзальная страница…
 
– Да, играл за ДСС. Звездой тогда был Пилипив, и сейчас с ним еще иногда зимой бегаем.
 
– Я на этой неделе общался еще с одним футболистом, который играл в мини-футбол, и он мне сказал, что футзал учит двум вещам: обращению с мячом и быстрому принятию решений. Согласны, или еще чем-то дополните?
 
– Да, добавлю также, что мини-футбол еще и открываться учит. Это все мне очень пригодилось.
 
– Запорожская область большая – были же такие команды, как Торпедо, Олком, а сейчас один Металлург, да и тот переживает не лучшие времена. Неужели нет ни у кого желания вывести еще парочку команд во вторую, первую лигу?
 
– Да потому, что все прячутся, не хотят делать команды. Предприятий много, можно было бы действительно сильную команду создать! Сейчас в области есть несколько сильных команд: Вектор из Богатыревого, Мелитопольская черешня и Таврия-Скиф (село Раздол из Михайловского района). Была команда Ильич-Осипенко (я за нее тоже играл), но тоже развалилась. Держал ее тоже один фермер, помогал мариупольский концерн, но увы… Есть еще команда Мотор-Сич – вроде как хотели делать заявку на вторую лигу, но что-то не получается. А хотелось бы, чтобы область получила еще команду.
 
– Вы играли у себя в Запорожской области, и в итоге отважились на переход в Мир. Кто вас туда посоветовал?
 
– Да все ребята знакомые. Я играл на три области (тогда еще можно было так) – Запорожскую, Днепропетровскую и Херсонскую, вот меня и заметили и пригласили.
 
– Болельщики могут не понять, я объясню: это ведь бешеный график! По сколько матчей за неделю играли?
 
– Ну, вот в среду, субботу и воскресенье игровые дни были.
 
– И сколько рекорд у вас за один день?
 
– По три матча бывало…
 
– Возвратимся к Миру. Это вы как раз прибыли вовремя – в 2010 году ведь Мир стал лучшим в аматорском футболе Украины.
 
– Да, меня дозаявили как раз к финальной части, я успел немного команде забить, забил несколько мячей. В селе был ажиотаж – все радовались.
 
– И после такого успеха у вас случился переезд за границу – в литовский Мажейкяй. Уж ли не в аматорском футболе вас «заграничники» приметили?
 
– Один агент предложил – а я не отказался. Ну, уровень там не очень высокий. Ходит по 300 человек на матч. Разве что когда Жальгирис приезжал – 1000 могло собраться. Команда была у нас хорошая, много украинцев – Жигалов, Антипов. Да и страна понравилась – все чистенько, культурно. Но главный вид спорта там – баскетбол. И мы, если честно, тоже ходили на баскетбол – нравилось нам, отдыхали.
– И как выступала ваша команда?
 
– Держались в серединке. Поначалу шли четвертыми, пятыми, но перспектив не было – и все украинцы поразъезжались. Особо там ловить не было чего. Жигалов уехал в Судуву – это более сильная команда литовская. А я возвратился в Мир, который уже во второй лиге играл.
 
– Многие тренеры и футболисты жалуются, что Горностаевку найти трудно – село в степи…
 
– Да пусть купят себе навигаторы!.. Все можно найти. Просто надо не путать Горностаевки – есть райцентр такой на Херсонщине, а наша Горностаевка – в другой стороне.
 
– Вы из Запорожской области, можете смотреть со стороны. Какое дерби главное в Херсонской области?
 
– Для нас – с Кристаллом. Настраиваемся особо, задача – достойно сыграть.
 
– В этом году такой скандал был – я прозревал! Эмоции били фонтаном. Что же случилось в том херсонском матче?
 
– Да я тоже прозревал, если честно. Получилось, что они выбили мяч, а наша передача пошла в штрафную. Игрок наш подхватил, его сбили, но там вроде как наш игрок, по их мнению, был вне игры – не в пассивном, а в активном. Но это судья должен решать. Мы, футболисты, ведь пенальти не ставим.
 
– Хотя вы скромно говорите, что забили не так много, но какой гол из семи для вас самый дорогой?
 
– Ну, вот в последнем туре – Арсеналу-Киевщине. Просто наш одноклубник Хомутов травмировался, и я ему пообещал, что забью ради него. Пусть быстрее выздоравливает.
 
– Ну, вот объявили, что вы свободный агент. Какие планы на зиму?
 
– Буду искать новую команду. Есть определенные наметки.
 
– Что нужно второй лиге, чтобы она стала мощнее?
 
– Чтобы на нее не смотрели, как на дворовую лигу. Говорят: да что там, вторая лига – это как на область играть. Могу точно сказать: пусть даже и не сравнивают! Было бы больше спонсоров, тут бы такая заруба началась! Игроков хватает, потенциал есть. Не хватает только этого – организационного. Чтобы команды твердо на ногах стояли. Если бы каждую команду небольшое предприятие держало – было бы нормально, чтобы футболист не думал, выплатят ли ему хоть что-то за три месяца.
 
– Конечно, все, кто попал в футбол, за что-то этот вид спорта полюбили. Какие матчи, из тех, что вы в детстве видели, вам запомнились на всю жизнь?
 
– Ну, вот вспоминаю дерби Торпедо – Металлург, когда еще такие люди играли, как Зубченко, Бондаренко, Черкун, Вернидуб. Вничью сыграли. Вообще, все дерби были интересные. А я мячи подавал. Да что там – наше Торпедо даже Динамо бои давало!
 
Артур Валерко, Football.ua