Тенденция 10: Атакующие фулл-беки

В начале 2000-х годов в сборной Англии на флангах защиты выступали братья Гари и Фил Нэвиллы. В 2010-м им на смену пришли Эшли Коул и Гленн Джонсон. Даже беглого взгляда на этих исполнителей достаточно, чтобы понять: теперь предпочтение отдается не надежным и крепким фулл-бекам, а скоростным, достаточно техничным и  настроенным на атаку игрокам.

Трудно сказать, когда стало окончательно ясно, насколько важны атакующие способности фулл-беков. Зато можно достаточно легко объяснить сей феномен: у фланговых защитников, как  правило,  больше свободного пространства для маневра, чем у других футболистов. Если команда с 4-4-2 противостоит своему зеркальному отображению, то фланговые полузащитники противостоят фланговым полузащитникам, и получается, что именно фулл-беки остаются единственными футболистами в команде, у которых есть пространство для продвижения вперед, при условии, конечно, что мяч попадает к ним достаточно часто. В результате, что было доказано статистически, как раз фулл-беки преодолевают самую большую дистанцию за один матч.

Классическим примером воплощения этой тенденции опять-таки служит Арсенал Арсена Венгера.  Получив в наследство команду с двумя классическими фулл-беками старой школы Ли Диксоном и Найджелом Уинтерборном, француз заменил их на футболистов, которые даже не считались защитниками, когда на них обратили внимание. Эшли Коул рос в академии Арсенала, считаясь перспективным форвардом, а Лоран в Мальорке завоевал репутацию хорошо умеющего обращаться с мячом полузащитника. Решения Венгера перевести столь атакующих исполнителей на позицию фулл-беков явно указывает на возрастание ее важности в футболе. Тем более что подобный процесс охватил всю Европу. Так, например, перспективного правого вингера Бари, позже Ювентуса  Джанлуку Дзамбротту Марчело Липпи поставил на левый фланг обороны – со временем он стал одним из лучших в мире на этой позиции.
 
Джонатан Уилсон также пишет о всевозрастающем значении фулл-беков:

"Как ни странно, Джек Чарльтон стал первым, кто высказал мысль о том, что после 1994 года самым важным атакующим звеном в команде стали крайние защитники. На первый взгляд, указанная дата кажется преждевременной, однако если взглянуть на триумфаторов Кубка мира с тех пор, становится очевидно, что как раз они и отметились лучшей парой фулл-беков в каждом конкретном турнире: Жоржиньо и Бранко у Бразилии-1994; Лилиан Тюрам и Биксант Лизаразю у Франции-1998; Кафу и Роберто Карлос у Бразилии-2002; Джанлука Дзамбротта и Фабио Гроссо у Италии-2006. Конечно, в определенной степени это совпадение. Никто не выигрывает ТОЛЬКО благодаря паре защитников. Однако тенденция прослеживается и не вызывает сомнений". 

Дошло даже до того, что едва ли не главной обязанностью крайних полузащитников/вингеров стало сдерживать атакующие выпады фулл-беков. В частности сэр Алекс Фергюсон мастерски проделал подобный трюк с участием Уэйна Руни, Парк Чжи Суна и Антонио Валенсии в выигранном поединке против Челси (1:0, 8 ноября 2009 года). Отказываться же от этого приема часто бывает равносильно самоубийству, как например, Тоттенхэм капитулировал в дерби против Арсенала (0:3, 31 октября 2009), оставив открытым левый фланг, на котором свободно действовал Бакари Санья, соорудивший две голевых передачи. Арсенал, впрочем, тоже совершал подобную ошибку – в матче против Челси, когда Эшли Коулу удались два результативных паса в течение трех минут (0:3, 29 ноября 2009).

Как долго атакующие фулл-беки продолжат держать пальму первенства, сказать трудно. С перемещением наиболее креативных футболистов на фланги (Месси, Криштиану Роналду, Аршавин), вновь возникает потребность в умело защищающихся фулл-беках. В отличие от начала 2000-х годов, когда основная опасность исходила из центра, где действовали, так называемые, плеймейкеры-«десятки». 

Тем не менее, как бы ни развивались события в будущем, в начале XXI века роль фулл-беков в команде значительно возросла. И своеобразным эталоном флангового защитника нового поколения можно смело назвать бразильца Майкона из Интера – достойного наследника Карлуша Альберту и Кафу.

Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для 4-4-2