В книге «Темное сердце Италии» Тобиас Джонс писал: «Спросите у любого итальянца, какое главное оружие итальянского футбола – и в ответ вы услышите два ингредиента, которых не сыскать в Британии: fantasia и furbizia, фантазия и хитрость». В футбольном жаргоне Туманного Альбиона такие понятия даже не предусмотрены, что указывает насколько отличается восприятие спорта и отношение к нему на Севере Европы и в Средиземноморье. В какой-то степени, подобный расклад является следствием более глубоких культурных несоответствий, а также такого представления спорта в средствах массовой информации, при котором различия между футбольными школами подавляется в пользу доминирующего. А доминирующим вариантом игры является бразильский, не так ли?

Бразильский футбол, прежде всего, ассоциируется у нас с Jogо Bonito, Красивой Игрой. Если вы не слышали этого термина раньше, то после рекламной кампании Nike должны были познакомиться. Хотя там звучит несколько иначе – Joga Bonito, Играй Красиво. Красота бразильского футбола, в сущности, имеет хореографическую природу – она основана на ритме и покачивании бедер. Не удивительно, что бразильский дриблинг сравнивают с танцем – достаточно хоть раз взглянуть на финты в исполнении, например, Роналдиньо, чтобы раз и навсегда убедиться в правильности подобных выводов. Роналдиньо не просто исполняет финты – скорее, его телодвижения можно назвать танцем с мячом, плавно перекатывающимся из стороны в сторону. Его нога не бьет по мячу – она будто ласкает его. Отобрать мяч у настоящего бразильца – трудная, не поддающаяся логике задача для защитника. Совсем как попытка увести девушку у партнера во время танца – тебе кажется, что все движения выполнены правильно, однако у желанного объекта есть собственная воля. И эта воля говорит, что предпочитает продолжить танец с тем же самым партнером.

Jogo – возбуждающий и дарящий подлинное удовольствие футбольный стиль, потому что доступен далеко не каждому. В переводе с португальского Jogo значит игра, однако в реальности мало соотносится с простой игрой в футбол. Это скорее изощренная игра в кошки-мышки. В футболе объектом, с которым вы играете, является мяч. Однако когда вам противостоит бразилец, объектом, с которым вы играете, становитесь вы сами. Тем более, ошеломляющий рекорд сборной Бразилии на чемпионатах мира дал весомое оправдание сделать выбор в пользу Jogo. В результате, нас приучили признавать бразильский футбол как синоним качества, неправильно интерпретируя его статус – всего лишь ОДНОГО из стилей игры, хотя и самого прославленного – и представляя его в качестве универсальной характеристики этого вида спорта. Однако едва ли не первым уроком, который получают неофиты от футбола, является следующий: не все, что качественно в игре – порождение Jogo, и не всякое движение в Jogo – качественно. Футбол оценивается иначе в Аргентине, в Германии, в Британии – и их стиль по-своему не менее прекрасен, чем Jogo. Ведь с мячом можно делать куда больше, чем просто танцевать, и чтобы исследовать разные возможности нужно хотя бы минимум фантазии. Fantasia по-итальянски.

Когда речь идет об итальянском футболе, обязательно на ум приходят фантазия и хитрость – те неотъемлемые слагаемые, из которых кальчо черпает свою энергию. В отличие от Jogo они не хореографические по своей природе, скорее даже наоборот, потому что оригинальность кальчо исходит из разрушения хореографии, а не ее создания. Смысл не в том, чтобы направлять мяч с помощью силы или скорости, и даже не в том, чтобы танцевать с ним. Смысл в том, чтобы заставить мяч исчезнуть. В Бразилии защитников обыграют, в Англии – перебегают. А в Италии – перехитрят. Если регистр бразильской игры – пространственный (что вам удается сделать в той части пространства, которую вам уступила защита), то итальянский – временной. Он предполагает использование временного промежутка, открывающегося на секунды, а затем снова закрывающегося, чтобы произвести внезапное изменение сценария игры, сломать тактические построения противника. Как и любые высококлассные действия в футболе, это невозможно без овладения совершенной техникой. Однако фантазия состоит не столько в этом. Она не заключается в совершении чисто технического элемента, чтобы проникнуть в пространственно-временное окно, открывшееся на мгновение. Настоящая трудность в том, чтобы это окно увидеть!

Для игроков, которые обладают подобным виденьем, итальянцы придумали специальный термин – фантазиста, в дословном переводе артисты-импровизаторы. Этот термин уникален тем, что он не описывает футболистов с точки зрения их позиции на поле или же игрового амплуа. Он выходит за пределы таких категорий, как нападающий, вингер или полузащитник, фокусируясь на иррациональном таланте футболиста создать на поле нечто экстраординарное в мгновенье ока, между началом разворачивания атакующей схемы и ее наиболее логичным продолжением, – внезапным изменением сценария прежде, чем защита успевает адаптироваться к происходящему. Сравните дриблинг в исполнении бразильца Робиньо и итальянца Антонио Кассано:








Обратите внимание на различия стилевого характера. Робиньо использует свободное пространство вокруг себя, чтобы начать технический танец, постепенно увеличивая обороты в ритме, при котором защитник теряется и сдает позиции. В случае с Кассано техническое действие – легкое, как перышко, практически подсознательное. Он всего лишь приподнимает мяч правой ногой и придает ему небольшое ускорение. Однако он делает это в то единственное мгновенье, когда можно отрезать всю защиту и закрыть ей пути к исправлению ошибки. Проходят считанные доли секунды, но Кассано удается превратиться из атакующего полузащитника, ведущего игру, в форварда-завершателя. Дриблинг Робиньо – это торжественная церемония, это свадебный танец, а действия Кассано – это фата, скрывающая лицо невесты.

Различие между фантазией и Jogo можно также рассматривать с точки зрения защитника. Последний может потерять концентрацию и ошибиться, подпав под магическое воздействие Jogo. В случае с фантазистой, наоборот, выжидается момент, когда защитник теряет концентрацию произвольно, чтобы совершить трюк в те самые считанные секунды и получить преимущество. Смысл фантазии состоит в умении прочитать мысли защитника, а смысл Jogo – в умении создать визуальную ловушку, способную завлечь защитника и оставить его не у дел.

Итальянский писатель Итало Кальвино определил фантазию как «некое электронное устройство, способное держать в уме все возможные комбинации, и выбирать только те, которые отвечают конкретно поставленной цели, или же те, которые являются наиболее интересными, привлекательными или забавными». Это своеобразный процесс выбора и принятия решения, который характеризует фантазисту, выходя за рамки чисто технического мастерства. Еще одним примером могут послужить два красивых (но по-разному!) гола в исполнении Роналдиньо и Роберто Баджо.








Красота гола в исполнении Роналдиньо – в гармоничности его движения, которое заставляет вспомнить боевое искусство капоэйра и бразильские карнавалы. Гол Баджо выглядит менее ярким, зато он – более божественно-непредсказуемый. Кажется, что Роби собирается бежать вперед или пробивать по воротам, но вместо этого он совершает легкое движение – и вдруг, прежде чем защитники и вратарь получили шанс что-либо исправить, он оказывается на месте предполагаемого получателя передачи, будто появившегося из ниоткуда.

Этимология слова “фантазия” восходит к греческому языку и означает “явление”, что антонимично “исчезновению”, которое происходит с мячом под воздействием итальянской фантазии. Однако это слово также неразрывно связано с богом сновидений Фантазусом. На примитивном уровне первой реакцией жертвы фантазии является ярость – точно такая же, которую испытывает совершивший серьезную ошибку игрок в шахматы или просто человек, подвергнувшийся остроумному оскорблению. Эта ярость скорее направленная на собственную глупость, чем на тот факт, что тебя перехитрили. Однако когда прием фантазии выполнен в наиболее чистом виде, когда одно нелогичное движение ноги вскрывает защиту, как моллюск, или когда один бесшабашный финт сводит на нет всю работу мощных опытных защитников, тогда мы будто впадаем в ступор – медленную напряженную остановку во времени, в которой мы нуждаемся, чтобы переосмыслить понимание происходящего. Разве это, в какой-то мере, не похоже на сон?

Этимология бразильского Jogo восходит к латинскому “Iocus”, что по значению ближе к шалости, игривости, ощущению свободы и веселья – речь идет о шутке, о жизнерадостности. У этой эйфории нет ничего общего с загадочным Онирос – богом вещих и лживых сновидений, которые полностью пронизывает фантазию. И, конечно, продолжительность действия Jogo незначительна на полях, где господствует итальянская защита – исторически наиболее жесткая, мощная и непоколебимая школа обороны в мире, созданная как раз для того, чтобы сломать крылья любителям порезвиться и в условиях которой возникла и развивалась фантазия, пока не достигла наиболее изысканной и блистательной формы, существующей сейчас. Гол Роналдо, которые вы видите на нижеследующем видео, конечно, не невозможен в Италии, но добиться его выполнения там куда труднее – это факт.




Скорее всего, продвижение бразильского нападающего остановят с помощью тактического фола – разновидности furbizia, типично итальянской хитрости, о которой будет повод поговорить более подробно в другой раз. Но стоит обратить внимание на то, что наиболее зрелищные голы Роналдо, Зинедина Зидана и даже великого Диего Марадоны состоялись вне Серии А, потому что они многому научились во время выступлений на Апеннинском полуострове. Важно понимать: фантазия – типично итальянский прием, но это не значит, что бразильцы или представители иных национальностей не способны им овладеть – их удачные выступления в кальчо тому подтверждение. Эти футболисты осознали, что стоит дать итальянскому защитнику немного времени – и он обязательно найдет способ остановить вас, несмотря на то, насколько вы уверенны в своих исключительных способностях, и что именно вы творите в открывшемся перед вами в пространстве. Вы можете танцевать от души, но не можете танцевать в грязи, а итальянская защита – самая опасная грязь, с которой вы только можете столкнуться на футбольном поле.
Суть в том, что фантазия ограничивает время. Если вы прибегаете к фантазии, счет времени идет на секунды или даже доли секунды. Когда Франческо Тотти начал забег, похожий на тот, что совершил Роналдо, он не стал доводить дело до логического завершения, сводя защиту с ума с помощью безукоризненного дриблинга. Вместо этого он сделал нечто более аристократическое и чисто итальянское – просто перехитрил защиту. Он легонько перебросил мяч, заставив его медленно опускаться в сетку без единого шанса на сопротивление со стороны обороны или вратаря – и все это как будто проходит во сне. В этом парадоксальном ударе, который заряжается энергией не от силы и мощи, а от их отсутствия, как раз и состоит секрет завоевания четырех Кубков мира итальянскими солдатами фантазии.




Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua