Представляем вашему вниманию подборку ключевых тактических нюансов уходящего года.
Командное движение по Бьелсе
Очевидно, что философия этой Барселоны берет корни из тотального футбола и идей Михелса и Круиффа начала 1970-х. Но также ясно, что их игровой стиль тотального футбола может рассматриваться только через призму футбола по Бьелсе. Основные принципы которого - быстрый прессинг и высокая защитная линия - во многом совпадают с голландскими традициями, но использование ими трех защитников в линии обороны (которое, к слову, пересекается с редким использованием Круиффом схемы 3-1-3-3 в начале 1990-х) можно считать заимствованием у Бьелсы. Более того, роль Серхио Бускетса, который начинает атаки своей команды из глубины - это и есть классический Бьелса, точно так же, как и предпочтение вести борьбу за мяч на половине поля соперников. В роли примера можно привести действия Дани Алвеша в последнем Эль Класико, когда бразилец среди прочего выполнял задачу нейтрализации своего соотечественника Марсело, лишив таким образом Криштиану Роналду поддержки.
Конечно, нельзя говорить только о Барселоне. Хорхе Сампаоли, который самолично признавал Бьелсу своим учителем, благодаря подобной методике добился серьезного успеха с Универсидадом де Чили - выиграл чилийскую Апертуру, стал триумфатором в Копа Судамерикана и уже вышел в плей-офф Клаусуры. Его команда поражает своей тактической гибкостью, хотя за основу берется как раз система Бьелсы. К примеру, в полуфинале Копа Судамериканы против Лиги де Кито Сампаоли использовал схему 3-1-4-2, посадив вингбеков соперничающей команды глубоко на их половину поля.
Сам Бьелса, возможно, слишком зациклен на своих основополагающих принципах для работы в одном из величайших клубов мира. Он сейчас работает с Атлетиком из Бильбао, где склоняется к смешиванию своих идеалистичных рабочих нюансов с прагматизмом. На выходе мы видим отказ от трех защитников в обороне в пользу четырех и ставку на использование сильных сторон центрфорварда Фернандо Льоренте.
Роль Серхио Бускетса, который начинает атаки своей команды из глубины - это и есть классический Бьелса
Высокие линии не для всех
Все познается в сравнении. Что способно быть правильным в применении к одной команде, то вполне может быть чуждым для другой. Летом новые наставники появились и в Челси, и в миланском Интере. Оба новопришедших главных тренера предпочитают высокие линии и прессинг. Обе команды, которые они приняли, были не готовы к их игровым стилям, защитники были слишком медлительны, чтобы играть высоко, из-за чего постоянно рисковали пропустить передачу себе за спину. В обоих случаях несоответствие управленческой философии и кадрового состава было заметно изначально.
Джан Пьеро Гасперини продержался в Интере только пять матчей, после чего был уволен. Возникает всего один вопрос: зачем боссы Интера вообще брали его на работу? В Челси же ситуация сложилась спокойнее, с пониманием того, что постоянные тренерские перестановки после Жозе Моуриньо привели команду в состояние перманентной стагнации. А для изменения ситуации нужно время. И это при том, что Синие проиграли Ман Юнайтед, КПР, Арсеналу и дважды Ливерпулю.
Виллаш-Боаш, понимая ограниченность своего состава, отступился от своей изначальной системы и согласился в дальнейшем полагаться на более низкие линии. Это моментально принесло плоды - результаты улучшились. И если ему на Стэмфорд Бридж дадут еще год или полтора на построение своей игровой модели, можно будет вполне серьезно рассчитывать на то, что требуемое командное движение и прессинг, которые присутствовали у него в Порту, приживутся и в Челси. И неважно сейчас говорить о том, подходит он для этой работы или нет; назначая кого-то с подобными принципами на такую должность, остается только один вариант - давать время, ибо в противном случае грозит самоуничтожение. Это опровергает убеждение, что клуб не должен смотреть на уровень готовности состава для
работы с определенным главным тренером. Собственно говоря, то, что произошло в Интере.
"Ложная девятка" и прочие "ложные"
Еще в конце прошлого года "ложная девятка" была чем-то непривычным, какой-то мистической новизной. Теперь же это понятие можно называть настолько распространенным, что Лионелю Месси, которого можно считать архетипом "ложной девяткой", иногда приходится играть роль классической "десятки", играющей за спиной у центрфорварда. Собственно говоря, в последнем Эль Класико Алексис Санчес играл в роли чистого форварда, наступая с правого фланга раз за разом. Он также играл роль "ложного" игрока, ибо целенаправленно не оставался на острие атаки. И если Месси садился глубоко к центру полузащиты, то чилиец - к правому флангу.
В этом понимании его можно отнести к форвардам, атакующим от боковой линии. Криштиану Роналду, возможно, является образцом подобной игры, но также к подобной практике прибегают и Эдинсон Кавани с Эзекиелем Лавесси в схеме Наполи 3-4-3. Представитель Универсидад де Чили Эдуардо Варгас, которые переберется в Неаполь в январе, стал лучшим голеадором Копа Судамерикана, играя роль смещающегося с правого фланга форварда.
Этот год также ознаменовался появлением "ложной десятки" - позиции достаточно диковинной для восприятия. Но при этом нет другого определения для игрока, который действует по методике Уэйна Руни образца концовки прошлого сезона, когда он располагался за центрфорвардом на позиции ортодоксальной "десятки" и отходя глубже назад для обеспечения лучшего контроля над мячом. Когда Юнайтед играли с Карриком и Гиггзом в центре поля именно Руни выигрывал большинство мячей. Собственно говоря, логика подобного использования футболистов та же, что и в Барселоне с Бускетсом в роли центрбека - борьба за владение игровым снарядом должна начинаться перед инициатором атак, который в теории должен иметь больше времени на принятие решений при отборе мяча.
Маркарян и аскетизм Ла-Платы
Уругваец Серхио Маркарян не планировал быть футбольным тренером. Поняв в восемнадцатилетнем возрасте, что игроком стать у него не получится, он устроился на работу в компанию, занимающуюся поставками топлива, где дорос до должности генерального менеджера. Но, когда ему исполнилось 30 лет, он увидел побоище, устроенное голландцами сборной Уругвая на ЧМ-1974, и решил стать коучем, чтобы его сборную больше не унижали подобным образом. Начал он в Белья Висте, где тренировал Оскара Табареса, который младше него всего на два года. Несмотря на то, что карьера Маркаряна приводила его в Парагвай и Перу, если он и имел влияние на Табареса, то в его заслуги можно смело занести воскрешение уругвайского футбола.
Конкретные нюансы влияния Маркаряна на Табареса сложно определить, но схожесть в подходах явно заметна. Оба подготавливают жесткие, решительные команды, в которых "garra" находится в почете - мифичное описание уличной храбрости и решимости, которая лежит в основе уругвайского футбола. На Копа Америка Перу Маркаряна действовало по однобокой схеме 4-4-1-1 с Хуаном Варгасом, располагавшимся левее под форвардом Паоло Герреро. Уругвай же был разнообразен, как и прежде, меняя схему от четырех защитников до трех (возвращение к трем центрбекам в атакующей схеме стало результатом влияния Маркаряна и Бьелсы). Перу пропустило лишь два гола в четырех матчах, уступив Уругваю в полуфинале. Сами же уругвайцы пропустил три мяча в шести матчах и выиграли турнир.
Уругвай же был разнообразен, как и прежде, меняя схему от четырех защитников до трех
Возможно, еще слишком рано говорить о том, какая реакция может быть создана в ответ командному движению команд вроде Барселоны и Универсидада, но присутствует также и дух аскетичного и изнуряющего ла-платского футбола. Бока Хуниорс, ожившая при Хулио Сесаре Фальсиони, выиграла аргентинскую Апертуру, пропустив лишь шесть мячей в 19-ти матчах. А Расинг, ставший вторым, получил в свои ворота лишь на два гола больше.
Материал Джонатана Уилсона для The Guardian,
Перевод и адаптация Марка Венгерова, Football.ua