Это будет не совсем обычная статья, ибо материал представляет собой отчет о самом настоящем фанатском выезде, в котором довелось поучаствовать автору. Причем выезд этот был  необычен по всем параметрам, ибо его катализатором был приезд в Минск на матч с БАТЭ английского Эвертона, клуба за который уже довольно давно болеет группа людей под кодовым названием Russian Toffees. Название это уже можно называть "кодовым", ибо география движения не ограничивается Россией, а менять его не имеет смысла, ибо Russian Toffees это уже определенный бренд.

Вообще, в фанатской среде русскоязычных болельщиков иностранных клубов не принято делить людей на украинцев, русских, белорусов – все здесь в первую очередь, болельщики клуба (в данном случае Эвертона). Кроме того, здесь абсолютно не имеет значения профессия, род занятий, религиозная и политическая принадлежность и прочие "потусторонние" вещи. Удачливый бизнесмен, грузчик, студент, преподаватель – здесь все равны, ибо в принципе в данном круге общения "дела житейские" мало кого интересуют. Главное – Эвертон и все что с ним связано.

Данная организация существует уже достаточно давно и за это время успела провести несколько всесоюзных сборов болельщиков и один массовый выезд – в Харьков на матч Металлист – Эвертон. Массовый в данном случае, означает 20-25 человек, ибо Эвертон все же не имеет в последнее время серьезных трофеев, а значит и большого количества "охотников за победами".

Поездка в Минск, кроме просмотра матча, боления и общения имела еще одну дополнительную "нагрузку". Дело в том, что в аккурат перед матчем официальные службы Эвертона предложили фан-клубу русскоязычных болельщиков Ирисок Russian Toffees стать официальным фан-клубом Эвертона, и этот выезд был идеальным поводом и местом для встречи и решения всех связанных с приобретением официального статуса вопросов.

Для автора поездка в Минск началась еще в 13-00 среды 30 октября в связи с необходимостью добраться до Киева, а значит с учетом 12-часового переезда на поезде Киев – Минск заняла 18 часов. Что было не так уж и утомительно ввиду присутствия "товарища по несчастью" в качестве собеседника и попутчика и упоительного чувства ожидания, которое, в такого рода поездках, является едва ли не самым главным, лично для меня.

Белорусское пиво (в основном, "Аліварыя") и традиционные драныки были опробованы еще в вагоне-ресторане поезда и стали на ближайшие два дня главной пищей Russian Toffees. Хотя сам автор в виду некоторых причин личного характера относится к драныкам (или же "дерунам") с давней неприязнью, но в эти дни отступали на второй план даже старые жизненные принципы.

Одной из главных проблем были отношения с белоруской валютой, именуемой кодовым называнием "зайчики", хотя никаких представителей фауны на белорусских рублях уже давным-давно нет, зато нулей - в избытке. Решено было поменять гривны на доллары уже в Киеве – все же американская валюта в цене везде в отличие от нашей родной гривны. Как оказалось, это решение было абсолютно верным, ибо курс обмена гривны на белорусские рубли прямо кричал – "нам гривны не нужны". В одном обменнике курс покупки был более чем в два раза меньше курса продажи украинской валюты, в нескольких же других - немногим более лояльным, но все равно просто нереально неуважительным к нашей валюте. Привыкнуть же к тому, что тысяча рублей – это где-то 3 гривны так и не получилось. Узнать приезжих можно было довольно легко не только по фанатской атрибутике, но и по тому, как они долго всматривались в пачки фантиков в своих кошельках и пытались понять, где какая купюра – уж больно небогатая палитра цветов на белорусских рублях и многие купюры разного номинала выглядят на первый взгляд одинаково.

Встретившись на вокзале с прибывшими из России товарищами и  местным болельщиком Эвертона (который был уже в полнейшей "готовности к матчу" с самого утра и, как оказалось позже, был не единственным белорусом болеющим за Эве) мы довольно быстро столкнулись с белорусской милицией, о которой хотелось бы сказать пару слов. Позже, просматривая новостные спортивные выпуски, довелось узнать, что, оказывается, нас ждали и воспринимали едва ли не как самых опасных людей в среде болельщиков Эвертона. Меры предосторожности, предпринятые белорусскими органами внутренних дел были, как нам показалось, немного не соответствующими уровню матча и соперников. Никаких беспорядков никто из англичан и тем более Russian Toffees устраивать не собирался, а болельщики БАТЭ здесь в Минске были также "на выезде" и не отличались буйным нравом. В общем, предложение провести весь день в специальном месте и быть доставленными на стадион милицией в целях нашей же безопасности энтузиазма не вызвало, но вот что удивительно и несколько непривычно для наших украинских реалий – с милиционерами удалось договориться.

Не без труда, но милиционеры шли на контакт и принимали наши доводы. Позже, когда при проходе на стадион нам сначала заявили, что русскоязычных фанов не пустят "ни под каким соусом" после непродолжительных переговоров удалось прийти к компромиссу. Нас проводили на трибуну англичан под конвоем, что вызывало искренний смех, и попросили находиться всем на одном ряду. Это был явно не худший вариант для нас в сложившейся ситуации и особых неудобств, лично я не испытал. Даже приступ неконтролируемой агрессии автора, вызванной заявлением одного из представителей "людей в форме" о том, что мы якобы приехали сюда ради Динияра Билялетдинова был воспринят адекватно и никакой ответной реакции не последовало. Подведя итог отношений с белорусской милицией, могу сказать, что был приятно удивлен тем, что увидел и в городе и на стадионе, хоть и без определенных казусов не обошлось, конечно. Последним мои выездом был матч будущего соперника Эвертона – Бенфики и Ворсклы в Полтаве и в сравнении с тем беспределом, который устроили украинские правоохранительные органы действия белорусских "сотрудников" были эталоном работы милиции на стадионе.

Кстати, о Динияре Билялетдинове. Пока часть Russian Toffees (в том числе и автор) поселялась в съемную квартиру, остальные ребята смогли сорвать настоящий джек-пот возле гостиницы, где остановилась команда. Выходившие на предматчевую пресс-конференцию Дэвид Мойес и ряд игроков без каких-либо проблем фотографировались со всеми желающими, а Тим Кэхилл даже оттолкнул представителя охранных структур, чтобы пожать руку болельщикам. Что же касается Динияра, то он, несмотря на то, что прекрасно знает русский язык, предпочел не услышать просьб своих земляков и с отмороженным лицом ушел в автобус. Неприятный момент, особенно контрастирующий с потрясающей открытостью и дружелюбностью Дэвида Мойеса, стоит сказать. Позже, когда кое-кому из наших ребят удалось поймать игроков еще раз в холле гостиницы, Динияр все же по настоятельной просьбе Тима Кэхилла расписался на футболке болельщицы Эвертона вместе с рядом других игроков. Будем считать, что такое поведение, казалось бы, не чужого для нас человека в Эвертоне вызвано его природной стеснительностью и скромностью.

Побывали возле гостиницы и в самом холле и мы, но, кроме пожатия руки Роберта Элстоуна (исполнительного директора клуба), приятно удивленного фактом узнавания его людьми из Украины и общения с английскими болельщиками посредством распивания спиртных напитков, "выловить" ничего не удалось. Но как оказалось, нас тоже не минула "минута славы". Когда перед отъездом мы зашли в интернет-кафе, выяснилось, что фотографии, сделанные какими-то парнями с дорогущей оптикой (как оказалось фотографами оф. сайта клуба) оказались на главной странице официального сайта Эвертона. Поймали они нас на живописной площади возле ресторана "У Ратуши" и кроме коллективных фото попросили меня попозировать с дичайшим шарфом кустарного производства, приобретенного за 30 грн в Днепропетровске. Думаю, многие англичане, увидевшие сие фото долго ломали голову, что же этот шарфик, выполненный в традиционных черно-сине-белых тонах сборной Эстонии означает. А ничего – просто какой был, такой и купили.

Кроме того, возможно, попали мы и в "белорусский телевизор", когда возле паба под дивным названием "Дрожжи Юнайтед" по просьбе телевизионщиков исполнили вместе с англичанами один из бессмертных хитов болельщиков Эвертона. Ну или попытались не мешать петь англичанам, ибо полностью лично я мог петь только припев.

В целом же, кроме исторического заседания в ресторане "Старое Русло" и решения вопросов по организации официального фан-клуба, где мы узнали, что пиво может измеряться в метрах (но только если оно светлое!) и единственный раз за весь день собрались все в одном месте (пришлось сдвигать пять столов) время, проведенное до матча было занято походам по питейным заведениям Минска, что в виду отвратительнейшей английской погоды было правильным решением. Англичан было довольно много, но все они разбрелись по пабам и такого мощного "движняка", как на центральной площади Харькова в памятном матче с Металлистом не было.

Впечатления от самого города были сугубо положительные – широкие проспекты, полнейшее отсутствие уродующих городские улицы киосков, широченные многополосные дороги, на которых не было замечено даже намека на пробки, чистота и ухоженность, благожелательность жителей и даже патрульных милиционеров, у которых всегда можно было спросить, как пройти к нужному месту. Все было шикарно, кроме погоды.

Единственный момент, вызывавший бурный смех и желание сфотографироваться на фоне столь обыденного, на первый взгляд, зрелища, как эвакуация припарковавшихся в неположенном месте автомобилей был связан с тем фактом, что в роли эвакуатором выступают трактора с мигалками. Знаменитые трактора "Беларусь" эскортирующие легковушки были замечены по всему городу и вызвали предположение о том, что таким образом в Белоруссии поддерживают отечественное тракторостроительство. Действительно, зачем покупать дорогостоящих импортных "монстров", если использовать трактор для таких целей практичнее и проще?

Впечатления от самого матча были двоякими. С одной стороны, откровенно слабая игра, вызванная полуторным составом команды, с целым рядом игравших не на своих позициях футболистов и отвратительной погодой, которая затем даст о себе знать простудой с подозрением на воспаление легких у автора. Но с другой стороны - снова, когда Эвертон приехал в наши края (а Белоруссию абсолютно точно можно называть "нашим краем", никакого "ощущения заграницы" не было и в помине) случилась волевая победа и результат в виде трех очков был добыт, несмотря ни на что.

Уже после матча, когда часть участников выезда, остававшаяся на второй день в Минске для спокойного осмотра города, отогревалась на квартире, ход поединка был признан очень удачным, и даже дождь и вынужденно проведенные пару часов в промокшей до нитки одежде воспринимались, как некая изюминка, благодаря которой победа становилась еще более ценной и значимой.

Само же боление в английском секторе на этот раз в отличие от харьковского матча, мало чем отличалось от традиционного боления в обычных секторах, ибо то ли ввиду погоды, то ли ввиду отсутствия (или невменяемого состояния) запевал, спеть хотя бы одну песню от начала до конца сектор Эвертона так и не смог. Все же мокнуть под открытым небом на стадионе в Англии уже давно отвыкли. Только когда команда переломила ход поединка, болельщики активизировались и до самого конца матча и традиционного бросания футболок игроками в выездной сектор, аплодировали Эвертону. Кстати, футболку Тима Кэхилла поймала едва ли не самая преданная болельщица Эвертона Элли, которая присутствует на всех выездах команды, а "джерси" Лейтона Бейнса – новоизбранный шеф Russian Toffees.



Второй день прошел с ощущением усталости и прогрессирующей простуды и с осознанием прописной истины, что в гостях хорошо, а дома лучше. Погода немного улучшилась, но ходить в поисках достопримечательностей было все равно тяжело. Поэтому осмотрели только то, что встретили в центре и устроили такой себе "некст райт", народную английскую забаву, представляющую собой поход по барам по принципу "следующий справа". После пары-тройки заведений справа или слева уже не важно. Мы, конечно, не преследовали цель напиться до чертиков, как это бывает у англичан, поэтому традиционное в таких забавах виски заменили пивом и драныками.

Поезд Минск – Киев удобен во всех отношениях, кроме ночных хождений таможенников с белоруской и украинской стороны, но признаться, все эти проверки паспортов и багажа нами уже воспринимались, как нечто обыденное – состояние организма лично у меня было полуживое из-за тех пары часов, проведенных в мокрой одежде во время и после матча, хотелось побыстрее доехать домой и поспать часиков так с пятьсот.

В целом, считаю, что такого рода мероприятия – это и есть самое лучшее, что можно взять от футбола. Общение с друзьями, знакомство с новой страной, новым городом, встреча с игроками любимой команды, с болельщиками "с той стороны", живой футбол в исполнении Эвертона – без этого невозможно жить и хотелось бы, чтобы поводы для таких встреч выпадали почаще – хотя бы раз в сезон. Хотя… Теоретически, возможность встречи Эвертона с донецким Шахтером уже в этом сезоне достаточно велика – обе команды явно не собираются ограничиваться выступлением в групповом раунде Лиги Европы и имеют неплохие шансы на выход в дальние раунды плей-офф. Может, встретимся в полуфинале?

Сергей Бабарика, специально для Football.ua