2 мая 2011 года в результате специальной 4-часовой операции на вилле пакистанского города Абботтабад члены подразделения ВМС США (отряд SEAL, «Морские котики») ликвидировали человека, считавшегося международным террористом №1 – Усаму бен Мухаммада бен Авада бен Ладена. Перед нападением чрезвычайно набожный Усама бен Ладен производил обряд чаепития – из кружки с логотипом лондонского футбольного клуба Арсенал. Международные террористы и президенты государств, высокопоставленные чиновники и нефтяные олигархи, премьер-министры и абсолютные диктаторы: всех этих людей объединяет извечная страсть к футболу. И еще – жажда власти не только в политической жизни, но и в спортивной.
 
Ватага Василия Сталина
 
В 1944-45 годах в Москве по приказу Иосифа Сталина была создана новая спортивная организация – общество ВВС МВО (Военно-воздушные Силы Московского Военного Округа), которое объединяло коллективы в самых популярных игровых видах спорта: хоккее, баскетболе, волейболе, и, конечно же, футболе. ВВС должен был стать командой, которую поддерживала новая элита советского общества – дети партийной номенклатуры. Эта «золотая молодежь» практически поголовно выбирала профессию летчика, самую модную на тот момент в стране. Общество курировал 26-летний генерал-майор, командующий ВВС МВО Василий Сталин, сын Председателя Совета Министров СССР и Генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина.
 
Власть Сталина-старшего являлась в стране практически божественной (хотя сам он вел чрезвычайно аскетичную жизнь, и его дорогие предпочтения ограничивались лишь отличным дефицитным табаком и великолепным грузинским вином), поэтому, понятно, что Василий Сталин творил в спортивных делах практически все, что хотел. В свои команды ВВС, облаченные в крайне нехарактерные для СССР желто-синие цвета, он с позиции силы призывал самых лучших спортсменов и тренеров. В результате, ВВС в шутку стали расшифровывать как «Взяли Всех Спортсменов» или «Ватага Василия Сталина».
 
Баскетбольный и хоккейный ВВС становились лучшими в чемпионате Союза, а вот футбольный клуб так ни разу и не победил в Высшей лиге СССР – даже несмотря на то, что его ряды защищал уникальный Всеволод Бобров, потрясающий советский хоккеист и футболист. Кроме Боброва, за футбольную «Ватагу» выступали такие известные игроки, как форварды Валентин Бубукин и Анатолий Исаев, центральный защитник Константин Крижевский, латераль Анатолий Порхунов и тотальный универсал (защитник, полузащитник и нападающий в футболе, хоккее с шайбой и хоккее с мячом) Алексей Парамонов. Все они защищали цвета национальной сборной. Стражем ворот ВВС являлся Анатолий Акимов, первый советский голкипер, освоивший технику отражения ударов кулаками: ему в 1949 году прямо заявили – либо добровольно переходишь из Торпедо в ВВС, либо клади партбилет на стол. Так как лишение партбилета практически граничило с социальным статусом апатрида, Акимов был вынужден согласиться на сделку. Ему сделали предложение, от которого нельзя было отказаться.
 
В самом начале 1950 году хоккейный ВВС разбился в авиакатастрофе вблизи Свердловска – погибли 11 хоккеистов, среди которых и нападающий Юрий Тарасов, брат гениального тренера Анатолия Тарасова.
 
В 1953 году умер Иосиф Сталин. С подачи единомышленников по партии, под раздачу сразу же попала семья диктатора: Василий Сталин, курировавший спорт и проживавший в гостинице «Советская», самом шикарном отеле Союза, был приговорен к 8 годам тюрьмы – в том числе, и по самым нелепым обвинениям. Ему запретили носить фамилию «Сталин», и когда в 1962 году в Казани от хронического алкоголизма умер Василий Джугашвили, немногие простые люди знали, что мир покинул сын советского диктатора.
 
Футбольный и хоккейный ВВС убрали свои стяги со спортивной карты Советского Союза в 1953 году: футбольная команда расформировалась, согласно официальной версии, «в связи с сокращением Вооруженных сил»; а хоккейный коллектив вошел в состав структуры ЦДСА (позже - ЦСКА).
 
Sic transit Gloria mundi.
 
Футболкаудильо
 
18 июля 1936 года в Испании началась Гражданская война – сразу после того, как власти Второй Республики передали в радиоэфир фразу «LatranquilidadesabsolutaentodalaPeninsula» («На всем полуострове полное спокойствие»). Существует легендарная версия, принятая в странах бывшего СССР, что, наоборот, франкисты пустили в эфир пароль-позывной «Над всей Испанией безоблачное небо», однако, в самой Испании данную версию не подтверждает ни один серьезный источник.
 
Через три года националисты праздновали победу, а к власти пришел фашиствующий диктатор Франсиско Франко, имевший официальный титул «каудильо» («вождь», «предводитель»). Франко ненавидели в Стране басков и Каталонии – свободолюбивых провинциях, бывших оплотами Республики, и сопротивлявшихся франкистским войскам до последней капли крови. Каудильо запретил эускару и катала – соответственно, баскский и каталанский языки, а также все национальные символы малых народов, которых он лишил автономии.
 
Считалось, что Франко поддерживает Реал Мадрид, но на самом деле, он куда как большее предпочтение отдавал столичному Атлетико, который при диктаторском режиме под разными названиями (Атлетик Авиасьон, Атлетико Авиасьон, Атлетико) 7 раз выигрывал национальное первенство. В эпоху же главенства в стране и на континенте «сливочной» команды Франко частенько появлялся и на болельщицких секторах домашнего стадиона бланкос, справедливо полагая, что виктории мадридистов укрепляют спортивный имидж Испании.
 
В 1/4 чемпионата Европы–1960 сборная Испании должна была встретиться с «Большой красной машиной», футбольным националом Советского Союза. Этот матч изначально превращался в борьбу двух режимов, и Франко запретил «Красной Фурии» лететь в Москву, потому что требовал от Королевской футбольной федерации Испании непременной победы над ненавистными коммунистами, которую ему пообещать не могли. Однако через четыре года в Мадриде Испания и СССР все же сошлись – в финальном поединке, на глазах у Франко. «Фурия» победила со счетом 2:1, а выдающийся тренер советской команды Константин Бесков лишился своей должности, несмотря на то, что принес Союзу одно из лучших футбольных достижений на международной арене – ему так и не простили поражения от классового врага.
 
Камп Ноу, людской кратер, принадлежащий Барселоне, в ту пору оставался единственным местом в стране, где можно было безбоязненно разговаривать на каталанском языке. Барсу позиционировали как клуб, оппозиционный режиму, и команду поддерживали множество людей, не имеющих никакого отношения к футболу – просто они, как и каталонский флагман, выступали против Франко. Таким образом, сине-гранатовые стали спортивным феноменом левацкой идеологии, одновременно выступая в качестве единственного незапрещенного символа всей каталонской культуры.
 
В тот день, когда умер Франко, в магазинах Барселоны закончилось шампанское. В первый и единственный раз в истории.
 
Окончание следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua