Идущие на смерть приветствуют тебя!

Бывший социалист Бенито Муссолини считал, что фашизм является главной доктриной XX века, с успехом способной заменить либерализм и демократию. Он обожал футбол и высоко ценил социальную значимость игры, стараясь как можно чаще появляться на трибунах. Он саппортил Болонье (Муссолини родился в деревне Довиа, относящейся к региону Эмилия-Романья, административным центром которой является Болонья), переживавшей при Дуче собственную золотую эпоху: красно-синие 6 раз выигрывали чемпионат при жизни диктатора. Распространенное мнение, что Бенито Муссолини являлся яростным фанатом римского Лацио не имеет под собой доказательного базиса: Дуче действительно посещал матчи Лацио - но лишь по причине банальной любви к футболу, согласно этим же пристрастиям он ходил в Риме и на игры Ромы. Ближайшее же окружение итальянского политика действительно поддерживало Лацио, задав команде традиционную правую ориентацию, в то время как левые оппозиционеры сочувствовали Роме. Сам Муссолини считал, что молодежь должна болеть за команду из своего квартала, района, города, провинции, региона и страны, проводя параллели с Древним Римом и похожим институтом саппорта, принятым в колесничных бегах.

Будучи настоящим болельщиком, первый из всех фашистов мечтал о том, чтобы его команда выиграла чемпионат мира. Сборная Италии не являлась в то время очень сильной командой, но вопрос решился благодаря привлечению ориунди – репатриантов итальянского происхождения из Южной Америки. В 1934 году Италия получила право проведения Мундиаля, и под знаменами Скуадры Адзурры собрались несколько ориунди: родившиеся в Аргентине Луис Монти, Аттилио Демария, Раймундо Орси и Энрике Гуайта; а также Анфиладжино Гуаризи, появившийся на свет в бразильском Сан-Паулу. Муссолини использовал все методы подковерной борьбы: в отборе к ЧМ (хозяева в ту пору от него не освобождались) Скуадра Адзурра в первой игре разбила греческую сборную со счетом 4:0. Итальянцы не хотели проводить «ответку», поскольку считали, что лучше готовиться к Мундиалю дома, чем плыть на пароходе в гости к эллинам. Вопрос решился быстро: Греческая федерация получила в подарок от щедрого Дуче двухэтажный особняк в самом центре Афин стоимостью в 4 миллиона долларов, а на официальном уровне отказалась проводить второй матч против Италии, сославшись на его полнейшую бессмысленность. В четвертьфинале итальянцам противостояла великолепная сборная Испании, которую хозяева Мундиаля попросту ломали: после матча, завершившегося со счетом 1:1, оказалось, что семь пиренейских игроков слегли в лазарет с травмами различной степени тяжести. Переигровку проводил швейцарский арбитр Рене Мерсе, закрывший глаза и на очередные животные выходки итальянских спортсменов, и на два чистых гола сборной Испании, которые он не засчитал. В итоге, Скуадра Адзурра одержала вверх с минимальным преимуществом за счет единственного взятия ворот в исполнении Джузеппе Меаццы.

Скандал вышел грандиозный, а главный судья матча Рене Мерсе получил пожизненную дисквалификацию.

В полуфинале и финале Скуадра Адзурра победила, соответственно, команды Австрии (1:0) и Чехословакии (2:1, в дополнительное время) с грандиозной помощью шведского человека в черном, Ивана Эклинда. В полуфинальном поединке ориундо Энрике Гуайта забил мяч после целого ряда нарушений правил со стороны итальянцев, которые арбитр предпочел не фиксировать; а в решающей игре Скуадра Адзурра принялась вырывать ноги чехословацким футболистам – свисток Ивана Эклинда хранил истинно скандинавское, ледяное спокойствие!

Позже сообщалось, что Эклинд получил подробный инструктаж от самого Бенито Муссолини, кроме того, арбитра и диктатора видели дружески беседующими в президентской ложе.

Четырьмя годами позже Италия снова выиграла мировое первенство – и вновь при тщательном содействии Бенито Муссолини. Например, в полуфинальной игре, в коей Скуадре Адзурре противостоял фаворит, бразильская команда, швейцарский арбитр Ханс Вютрих указал на точку в пользу Апеннин за нарушение правил в тот момент, когда мяч находился за пределами поля. То есть, судья мог и удалить южноамериканского хулигана Домингоса да Гию, пнувшего Сильвио Пиолу, но не имел права назначать пенальти. Но перед Бенито Муссолини преклонялось уже полмира, в том числе и футбольные арбитры.

Культ Вуду, каннибализм и прочие радости третьего мира

1950 год, чемпионат мира в Бразилии, второй тур в группе B. Сборная Англии штурмует ворота команды США, попадает в штанги и перекладины, не забивает пенальти, и пропускает сенсационный гол на 38-ой минуте, ставший единственным в матче. Автора сенсации зовут Джо Гатьенс, он сын гаитянки и немца, родившийся в столице Гаити, городе Порт-о-Пренс. Несмотря на выступления за сборную США, Гатьенс так и не сумел получить американского гражданства, и в 1953 году, в 29-летнем возрасте, переехал на историческую родину, дабы защищать цвета клуба Этуаль Гаитьенн. Он провел один матч за сборную Гаити, и вскоре завершил карьеру. В это время главным человеком в Гаити являлся диктатор Франсуа Дювалье, имевший прозвище (которое он придумал сам) «Папа Док», и, согласно верованиям местного населения, считавшийся каннибалом и могучим колдуном Вуду. Родственники Джо Гатьенса состояли в оппозиции к режиму Дювалье, и в срочном порядке покидали страну. Сам же бывший футболист, владевший химчисткой, считал, что малоинтересен с политической точки зрения и слишком знаменит – с глобальной позиции, чтобы его могли арестовать. Увы, Гатьенс не знал, что Франсуа Дювалье играет с человеческими головами так же виртуозно, как он и сам совсем недавно обращался с мячом.

8 июля 1964 года Гатьенса зверски избили тонтон-макуты (гаитянская гвардия, уничтожившая в стране до 60 000 человек), после чего переправили в тюрьму Форт-Диманш, где экс-футболист попрощался с жизнью. Неизвестно, ни когда точно это произошло, ни каким образом было проделано, но уже через два дня бывшую звезду сборной США объявили умершим.

В 1976 году Джо Гатьенса посмертно включили в Зал Американской Футбольной Славы.

«Папа Док», возможно, и верховодил в культе Вуду, но умер как вполне себе обычный человек в 1971 году. Но кровавый режим в Гаити продолжил его 19-летний сын Жан-Клод Дювалье, самый молодой президент в мире, имевший трогательное прозвище «Бэби Док». Молодой человек опирался на тонтон-макутов и души не чаял в футболе. Он сделал все возможное, чтобы Чемпионат наций КОНКАКАФ, являвшийся параллельно и прямым отборочным соревнованием к чемпионату мира – 1974, прошел в Порт-о-Пренс. При монструозной поддержке судей сборная Гаити в первый и единственный пока раз в своей истории пробилась на Мундиаль! Гаитян «тащили» так откровенно, что дело доходило до смешного: например, команда Тринидад-и-Тобаго забила в их ворота 5 мячей, из которых засчитали только один, что гарантировало общую победу Гаити со счетом 2:1.

На ЧМ–1974 карибский национал пропустил три гола от Италии, четыре – от Аргентины, и семь – от польской сборной. Зато сами отметились дважды, и оба мяча записал на свой счет легендарный футболист гаитянской сборной Эммануэль Санон.

«Бэби Док» каждый из этих мячей премировал вручением шикарного авто.

В 1974 году на немецком мундиале дебютировал еще один футбольный национал – сборная Заира (сейчас это ДР Конго). В Заире тогда правил диктатор, сумасброд, коррупционер, клептократ, самопровозглашенный главный колдун культа ягуара (никогда не снимал с себя обереги в виде всевозможных шляп и шапок из леопардовых шкур) Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга, имя которого в переводе с языка нгбанди означало «Воин, идущий от победы к победе, и никто его не может остановить». Африканский диктатор вкладывал немалые средства в футбол, а еще больше – в собственный карман, приведя в итоге страну к дефолту. Тем не менее при Мобуту Сесе Секо национал дважды побеждал в Кубке Африки. Правда, в Германии сборная Заира стала подлинным посмешищем, пропустив в трех матчах группового этапа четырнадцать мячей (из них девять – от югославов). Футболистов дома ждало жестокое наказание, так как глава страны отправил их в Европу, сопроводив словами: «Победите или умрите».

Вместе с командой Заира в Германию отправились девять верховных вождей культа ягуара, которых Мобуту Сесе Секо инструктировал лично, но, как наглядно продемонстрировал мундиаль, магия оказалась бессильной перед спортивным соперничеством.

Алекс Маннанов, специально для Football.ua