Многие по окончании прошлого сезона выражали определенный скептицизм по поводу будущего Челси. Признаюсь, я тоже относился к их числу. Оставался открытым вопрос: что собой на самом деле представляет Роберто Ди Маттео как футбольный тактик? Сможет ли он наладить атакующую игру команды так же хорошо, как оборонительную? Не знаю, можно ли давать какие-то оценки после восьми туров в Премьер-лиге, но Челси пока сохраняет лидерство, при этом довольно надежно играя в обороне (6 пропущенных мячей), деля первую строчку по этому показателю с Арсеналом. Забила же команда Ди Маттео 19 мячей (в средним 2,375 мяча за игру). Лучшая атака пока только у Манчестер Юнайтед (21 забитый мяч).
 
Проанализировать детально игру Челси в рамках одной статьи довольно проблематично. Это просто невозможно. Но в преддверии матча Шахтер – Челси вам будут представлены несколько характерных нюансов, которые встречались в играх лондонского клуба с начала этого сезона. Их разбор, на наш взгляд, сможет повысить интерес у болельщиков во время просмотра предстоящего матча в Донецке, так как знание некоторых деталей повышает внимание с целью поиска знакомых ситуаций на поле.
 
В основном будут рассматриваться игры с Арсеналом и Тоттенхэмом. Это два наиболее серьезных соперника Челси с начала сезона в рамках чемпионата. Очевидно, что силу будущего противника лучше оценивать во встречах с равными или более сильными соперниками. Конечно, не останутся и без внимания игры в Лиги чемпионов.
 
Начнем мы с разбора матча Арсенал-Челси. Вернее с рассмотрения того, как Арсен Венгер строил оборону своей команды. Дело в том, что Канониры хоть и уступили 1:2, но пропускали исключительно после стандартных положений, а это значит, что оборонительная тактика на игру была выбрана не самым худшим образом.
 
Перед началом повторного просмотра этого матча, я изучил некоторые показатели игроков Челси во время игры с Ювентусом. Бросалась в глаза слабая игра головой атакующих игроков Челси. Посудите сами: Азар выиграл 2 из 5 верховых единоборств; Оскар 0 из 1; Торрес 5 из 10; вышедший на замену Мата вовсе не вступал в верховые единоборства. Продолжая детально изучать этот вопрос, я зашел на сайт whoscored.comдля анализа слабостей игроков. Картина оказалась довольно интересной: у Азара и Оскара в графе «слабости» значились верховые дуэли, а у Маты – единоборства.
 
Каким образом слабая игра на втором этаже атакующих игроков Челси может относиться к построению игры в обороне Арсенала? Довольно таки прямым.

Посмотрите на расположение игроков Арсенала при построении оборонительных действий в начале матча. Три игрока передней линии выполняют умеренный прессинг владеющих мячом защитников Челси. Одна из главных целей – не допустить передачи на Рамиреса и Микеля, которые могли бы продолжить атаку своей команды. Также стоит обратить внимание на позиции Диаби, Артеты и Подольски. Они довольно располагаются плотно к линии атаки, дистанция около 10 метров, тем самым сужая пространство вокруг полузащитников Челси. Получается так называемая блокировка продолжения позиционной атаки с применением передач низом. Видя, что нет других вариантов продолжения атаки, Луис вынужден применить длинную верховую передачу на половину поля соперника.

Через две секунды эта передача была выполнена. На фото видно, как защитник Арсенала выигрывает верховую дуэль. Обратите внимание, как полузащитники Арсенала синхронно разворачиваются, смещаясь на пару метров назад для подбора мяча и начала своих атакующих действий. По причине образовавшегося разрыва между линиями, Рамирес и Микель в данный момент оказались выключены из игры, потому что физически не могут побороться за подбор мяча.
 
Таким образом, выполняя умеренный прессинг и блокируя возможную зону продолжения атаки в центре поля с помощью сужения пространства, игроки Арсенала своими командными оборонительными действиями подталкивали Челси начинать свои атаки, применяя дальние передачи со своей половины поля. С учетом слабостей атакующих игроков вести верховую борьбу – это был не самый приемлемый способ доставки мяча на половину поля соперника для команды Роберто Ди Маттео, так как игроки не могли цепляться за него после длинных верховых передач.
 
Бесспорно, строить оборону таким образом на протяжении всего матча невозможно. Футбол – постоянно меняющаяся материя: команда помимо обороны, должна идти в атаку, вполне объяснимо, что она иногда теряет мяч, не успевая перестроиться для помехи сопернику.

Вот характерный пример. После потери мяча в центре поля, игроки Арсенала вынуждены обороняться гораздо ближе к своим воротам. Но метод довольно похож с предыдущим примером. Диаби встречает Азара с мячом, Артета смещается в зону своего партнера для подстраховки, одновременно закрывая центральную зону для полузащитника Челси. Четыре защитника Арсенала в свою очередь плотно располагаются к своим полузащитникам, беря в окружение Торреса и Оскара, блокируя продолжения атаки Челси. Коул хоть и пытается оказать поддержку на фланге, но шесть игроков Арсенала, которые сейчас обороняются, насыщают правый участок поля – зону, где находится мяч, тем самым затрудняя продолжение атаки сопернику через фланг. Стоит акцентировать внимание на левом защитнике Арсенала. Он сохраняет плотность линии защиты, следуя за своими партнерами. Мата сейчас не несет никакой угрозы, и потому остается без опеки. Если игроки Челси смогут доставить мяч на противоположную половину поля – все игроки Арсенала, сохраняя плотность, должны будут переместиться на противоположный фланг для блокировки атаки соперника.
 
На наш взгляд, это два показательных, образцовых примера построения обороны в разных зонах, в зависимости от расположения мяча. Самое интересное то, что Норшелланд в следующей игре с Челси, применял схожую тактику по умеренному прессингу на половине поля соперника с целью заставить лондонский клуб переходить на длинные передачи. Нужно сказать, что это датчанам неплохо удавалось, да вот только оборонялась команда на своей половине поля не самым лучшим образом, что привело в конечном итоге к разгромному поражению 0:4.
 
Учитывал ли эту слабость своей команды Роберто Ди Маттео перед матчем с Тоттенхэмом? Неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что в последнем матче итальянский тренер практически отказался от малоэффективных длинных передач. С целью нивелирования слабости ключевых игроков атаки в верховой борьбе, был выбран метод перехода на половину поля соперника путем четких передач низом. Азар, Мата и Оскар начали глубже смещаться к центру поля для получения мяча от своих защитников, тем самым оказывая им поддержку.

На фото видно, как три игрока Челси активно смещаются к своим защитникам для получения мяча. Стоит отметить также позиции двух последних игроков Челси. Они умышленно располагаются ближе к своей штрафной, таким образом расширяя пространство на своей половине поля. В такой ситуации игроки передней линии Тоттенхэма не могут прессинговать игрока, владеющего мячом, так как, выдвигаясь на защитников Челси, они предоставят во владение трем игрокам соперника очень много пространства в центре поля, которое они могут с легкостью использовать для продолжения своей атаки.

А на этом примере игроки Челси используют ошибку Тоттенхэма при построении начальных редутов. Обратите внимание, что в построении игроков Тоттенхэма нет той плотности, которая была присуща построениям Арсенала. Мата с легкостью находит пространство между игроками соперника, сразу направляясь в свободную зону для получения мяча от Микеля и продолжения атаки своей команды.
 
На наш взгляд, Ди Маттео в матче с Тоттенхэмом нивелировал рассмотренную нами слабость. Его метод, по-видимому, заключался в следующем:
 
- команда должна свести к минимуму количество длинных передач на половину поля соперника, применяя их лишь в критических ситуациях, чтобы избежать риск потери мяча на своей половине поля;
- игроки обороны должны проявлять должное терпение, спокойно контролируя мяч на своей половине поля под прессингом соперника;
- Мата, Азар и Оскар должны сами искать возможности получить мяч от защитников, смещаясь ближе к центру.
 
Реальность такова, что по статистике процент точных длинных передач гораздо ниже, чем средних и коротких. Это значит, что обладая высокотехничными игроками в центре поля гораздо эффективнее строить свою тактику путем коротких и средних передач. Для этого нужно повысить мобильность полузащитников, которые не владеют мячом, с целью увеличение вариантов продолжения атаки, что и было продемонстрировано игроками Челси против Тоттенхэма.
 
Интересно понаблюдать, как Роберто Ди Маттео будет строить свою игру в фазе перевода мяча на половину поля соперника в игре с Шахтером. Сможет ли команда Луческу заставить соперника начинать свои атаки не самым лучшим для себя образом?
 
Предлагаем вам просмотреть характерные примеры из нескольких игр Челси. На видео показано, с какими проблемами столкнулась команда Ди Маттео в играх с Арсеналом и Норшелландом, и как затем она их решила в последней игре с Тоттенхэмом.



Следующим момент, который нам бы хотелось разобрать – это игра атакующего трио: Азар-Оскар-Мата.

Приход в команду Азара и Оскара кардинально изменил игру Челси. В прошлом сезоне Виллаш-Боашу не хватало таких игроков для реализации своих атакующих идей. Бельгиец и бразилец прекрасно гармонируют с еще одним думающим игроком - Хуаном Матой.
 
Интересно взглянуть на статистику этих игроков по системе гол + пас в Премьер-лиге и Лиге чемпионов в этом сезоне:
 
Азар: 2+6=8
Оскар: 2+1=3
Мата: 5+5=10
 
На троих они поучаствовали в 21 результативной атаке своей команды. 
 
С учетом того, что эти игроки действуют в зонах с максимальной концентрацией игроков соперника, где у них оказывается мало времени и пространства для принятия правильных и качественных решений, их процент точных передач довольно высок:
 
Азар – 83,7% при среднем количестве выполненных передач за игру 39,7;
Оскар – 87.8% при среднем количестве выполненных передач за игру 47,9;
Мата – 88.8% при среднем количестве выполненных передач за игру 50.
 
Как известно Челси применяет схему 4-2-3-1. Подобную формацию используют многие европейские клубы. Но характерным отличием Челси от остальных является смена позиций тремя атакующими полузащитниками. Если в Реале Роналду преимущественно действует в левой зоне, Езил в центре, а Ди Мария на правом фланге атаки, то Азар, Оскар и Мата постоянно меняются позициями по ходу игры. Такая эластичность в атаке делает игру Челси более разнообразной и менее предсказуемой для соперника по сравнению с прошлым сезоном.
 
Можно пофантазировать и предположить, что если бы Шахтер играл с Реалом, то Луческу детальней разъяснял, как Срне противостоять Роналду, Рацу – Ди Марии, а Хюбшману и Фернандиньо указал на сильные стороны Езила. Это бы не гарантировало успех в матче с таким высококлассным клубом, как Реал, но все же можно было хотя бы приблизительно как-то предугадать возможные дуэли на поле. В случае с Челси это сделать проблематично.

На схеме показано, как выглядела расстановка игроков Челси в игре с Арсеналом. Формально это 4-2-3-1.

А вот на этой схеме показано уже фактическое среднестатистическое положение игроков Челси. То, что позиции Азара, Оскара и Маты расположены ближе к центру, говорит лишь о том, что они равномерно действовали по всей ширине поля, а не сваливались в одну кучу в центре. Думается тот, кто внимательно смотрел этот матч, разделит эту точку зрения.

Похожая картина была и в матче с Тоттенхэмом. Среднестатистическое положение трех атакующих полузащитников Челси вновь сконцентрировано ближе к центральной зоне.
Такая смена позиций и взаимозаменяемость Азара, Оскара и Маты вместе с Торресом затрудняет сопернику строить оборонительные действия. Можно часто заметить, как, например, Торрес смещается на фланг, тем самым растягивая оборону противника. На его место в образовавшиеся пространство сразу врывается кто-то из ближайших игроков атаки. Показателен в этом плане шикарный по красоте второй гол Оскара из центральной зоны в ворота Ювентуса. Все заслужено отметили прекрасное исполнительское мастерство бразильского полузащитника, и в то же время оставили без внимания расположение Торреса на фланге и то, как Азар своим перемещением без мяча увел защитника из центральной зоны линии обороны Ювентуса.
 
Обладая такими исполнителями в центре поля, Челси с легкостью может менять вектор атак.

На схеме показано направление ударов в процентном соотношении игроков Челси в игре с Арсеналом. Видно, что угроза в основном исходила с правого фланга и центральной зоны. В игре же с Тоттенхэмом была совсем другая картина.

Тут уже удары наносились с левого фланга и преимущественно из центральной зоны. Наблюдать за движением без мяча группы игроков атаки Челси – довольно интересное занятие, даже просматривая не самые большие по накалу игры.
 
Можно выделить прекрасный дриблинг Азара, великолепное умение Оскара перемещаться по полю без мяча в поиске свободных зон, а у Маты способность мыслить на поле, при этом просто магически контролируя мяч, постоянно сохраняя контроль над происходящим на поле. Обратите внимание на положение головы испанского полузащитника, когда он работает с мячом. Даже на высокой скорости он практически никогда не опускает глаза вниз, постоянно контролируя обстановку на поле.
 
Стоит несколько слов сказать о Фрэнке Лэмпарде. Судя по всему, этот харизматичный игрок остается важнейшей персоной в коллективе, являясь одним из лидеров Челси. Но вот остается ли он таким же незаменимым для команды? Дело в том, что в матчах с Арсеналом и Тоттенхэмом в центре полузащиты играли Рамирес и Микель, которые хоть и уступают Лэмпарду в атакующих действиях, но в то же время превосходят в мобильности и силовой борьбе. Скажем так: в наиболее интенсивных по скорости поединках Фрэнк не играл. Скорее всего, Ди Маттео применяет четко продуманную ротацию по отношении к одному из лидеров команды, стараясь равномерно распределять нагрузку на одного из ключевых своих полузащитников. Например, игра с Ювентусом, проходила на меньших скоростях, чем матчи Премьер-лиги, что было отмечено комментатором во время игры. Матч проходил в более позиционном ключе, с отсутствием запредельных скоростей и нужно сказать, что Лэмпард был одним из лучших в той игре.
 
В заключение рассмотрим некоторые тактико-технические действия Челси в матче с Ювентусом. 

На вышеуказанных графиках показана динамика действий команд по ходу матча. Красная линия – график Челси, синяя – Ювентуса. Внизу графиков отображены временные промежутки по пятнадцать минут. Как известно, Челси вел по ходу игры 2:1, но на 81-й минуте пропустил гол, после грубых ошибок Микеля и Луиса, упустив победу на своем поле.
 
Бросается в глаза падение всех трех графиков Челси с 60 по 75 минуты. Показатели атак и передач медленно падали, в то время как показатели Ювентуса росли. На графике единоборств также просматривается падение, причем у обеих команд. Скорее всего, это следствие накопившиеся усталости, когда процент брака у игроков возрастает. Но все равно кривая Ювентуса чуть выше. Более активный временной отрезок позволил чемпиону Италии сравнять счет.
 
Из итоговой таблицы ТТД видно, как слабо команда Ди Маттео провела отрезок игры с 60 по 75 минуты. Показатели практически по всем параметрам значительно упали по сравнению с остальными отрезками матча.


Что послужило причиной такого спада? Преднамеренная отдача инициативы в руки сопернику с целью поймать Ювентус на контратаке? Плановая пауза в игре? Или же причина кроется в неоптимальных физических кондициях игроков на тот момент? Ведь всем известно, что по тому, как команда проводит отрезок матча, начиная с 65-й минуты, можно судить о функциональной подготовке игроков. После игры с Ювентусом уже прошло больше месяца. Мы уже анализировали, как Ди Маттео нивелировал слабости Челси при построении атакующих действий. Сможет ли Челси улучшить свои тактико-технические показатели в периоде с 60 по 75 минуты – мы сможем вскоре узнать, после проведения анализа завершившегося матча в Донецке.
 
Вопросы по работе Ди Маттео начали возникать еще в конце прошлого сезона. Нужно признать, что итальянский специалист на сегодняшний день доказал, что способен на более разноплановую игру при наличии необходимых исполнителей. Кадровый потенциал Челси, позволяет применять разные модели построения игры: как оборонительные, так и атакующие, в зависимости от текущего результата матча, физического состояния игроков и т.д.
 
В завершение предлагаем вам видеоразбор самых красивых, на наш взгляд, голов Челси в этом сезоне.



Полиграф, специально для football.ua
Блог автора http://blog.isport.ua/poligraf/
 
Использована информация whoscored.com и InStatFootball