...Кевин Филлипс был на барбекю со своей семьей и друзьями. Правильнее сказать, барбекю только начиналось – было всего десять часов утра. Форварда Вест Бромвич Альбион от приятной беседы оторвал телефонный звонок. Редакция журнала FourFourTwo утром была осведомлена, что Джейсон Кумас, которого признали Игроком Года в Футбольной Лиге,  не может приехать и забрать приз, а потому в паническом состоянии необходимо было найти человека, который в состоянии это сделать. Филлипс, настроенный на приятный и редкий для него отдых в кругу близких людей, примчался сиюминутно, забрав приз для своего партнера по команде. 

Через год он снова заберет аналогичный приз, но на этот раз он будет принадлежать ему. Он будет так же улыбчив, как и год назад – улыбчив и приветлив Кевин всегда. В его карьере было немало достижений, в том числе "Золотая Бутса", но получить такой приз для него не менее почетно – в свои 34 Филлипс по-прежнему значимая и уважаемая фигура, а не один из ветеранов, о которых принято говорить банальные "его лучшие годы уже позади".

История Кевина как футболиста началось привычна для любого рассказа: родился в городе таком-то (Хитчин),  старший Филлипс, то бишь его отец, был большим поклонником футбола, а потому и сын в четыре года впервые прикоснулся к мячу. Наверное, прикоснулся он к нему еще раньше, но в данном возрасте уже вовсю играл в футбол. В выборе кумира детства Филлипс тоже далек от оригинальности – им был Диего Марадона.

Будущий голеадор проявлял себя в школе, а также в играх за район и область. Последнее чрезвычайно важно, ибо на игры местного масштаба на выходных приходили посмотреть скауты. Им было необходимо отслеживать совсем еще молодые таланты, после чего отправляться в клубы и предлагать игроков, которые в перспективе могли принести им пользу. Тогда же становилась речь и о контракте.

Филлипс – центрфорвард. В полулюбительском Болдоке, в котором наш герой начинал свою карьеру, он поначалу играл на позиции правого крайка. Но коучи, быстро узрев его умение владеть распоряжаться мячом по назначению, отрядили Кевина в переднюю линию. Его путь тернист – он не стал звездой в 18 или 19 лет, а в Футбольную Лигу перебрался лишь в 21 год.

Глен Редер, тогда возглавлявший Уотфорд, заприметил паренька и отдал за него смешные 10 тысяч фунтов стерлингов.  Когда он защищал цвета команды в Первом Дивизионе,  его впервые по-настоящему стали доставать травмы. Тем не менее, здесь ему удалось заявить о себе как о голеадоре, а во втором сезоне Кевина отправила на больничную койку очередная травма. С его возвращением команда опустилась во второй дивизион, даже более того – болталась там в серединке таблицы! Пошли разговоры о том, что его очень хочет заполучить в Ипсвич нынешний тренер сборной Шотландии Джордж Берли, но в итоге Филлипс отправился в Сандерленд. Черные Коты отдали за тогда уж не такого юного нападающего более полумиллиона. Менеджером команды на тот момент был Питер Рид.

Последним игроком Сандерленда до Филлипса, которому удалось забить 30 мячей за сезон, был великий Брайан Клаф. Филлипсу покорился этот результат, а заодно другой – выход в Премьер-Лигу. Как раз перед приходом Кевина в команду клуб покинул элитный дивизион, и старт в Первом Дивизионе тяжело было назвать успешным. Но впоследствии, несмотря на привычные проблемы с травмами, Кевин разыгрался. Не в последнюю очередь благодаря тесному взаимодействию в атаке со знаменитым ирландцем Найлом Куинном.  Их дуэт имеет право считаться одним из лучших в истории Премьер-Лиги.

И по сей день Кевин называет Найла лучшим игроком, с которым ему пришлось играть. Когда Филлипса попросили назвать сильнейшего игрока, против которого ему пришлось выступать, он назвал имя – Тьерри Анри. Странно ли это? Нет. Защитники для него никогда не были проблемой, что и доказали его результаты в Сандерленде –  средняя результативность за шесть лет выступлений в клубе превышает один мяч за два поединка! Ах, если бы не эти травмы…

Взять трясинную вершину с ходу не удалось, о чем Кевин сейчас, похоже, не жалеет. Финальный поединок плей-офф, в котором решалась судьба путевки в ПЛ, на Уэмбли будут помнить еще очень долго! Сандерленд и Чарльтон устроили настоящую бойню, в итоге завершив поединок со счетом 4:4! Один из мячей был на счету Филлипса, а в серии пенальти верх взяли Аддикс – 7:6. Вспомнить об этом поединке ему сейчас, скорее, в радость – воспоминания шикарные. Тем более что горевать было некогда – в следующем сезоне Коты таки завалились в Премьер-Лигу.

Невероятно, но, несмотря на то, сколько в следующем сезоне Филлипс лечился, он в итоге не просто восстановился, а и набрал чудесную форму, отгружая мячи всем, кто попадался под ноги. Кевин Киган не выдержал и решил пригласить Кева в сборную Англии. Дебютным поединком Филлипса стал матч против Венгрии, но ни тогда, ни когда-либо позднее ему отметиться в составе национальной дружины не удалось.

А в том старте, который вышел у форварда и его команды в Премьер-Лиге фаны могли только мечтать. Кевин колотил мячи безжалостно, а особенно много вистов у болельщиков команды набрал победным голом в ворота Ньюкасл Юнайтед – злейшего врага Сандерленда. Итоговый показатель был шикарным и шокирующим – 30 мячей в чемпионате, команда на седьмой строчке. А также целая корзина призов – лучший игрок АПЛ октября, английская Золотая Бутса, Золотая Бутса европейская.

Кевин Киган, заваливший на Евро-2000 сборную Англии, не мог игнорировать лучшего бомбардира чемпионата в принципе. Вот только игра его в сборной не впечатляла, даже если учитывать, что за всю карьеру он не сыграл ни одного полного матча в составе национальной команды. На чемпионате Европы в Голландии и Бельгии он также выходил на замену, и также не мог забить. На фоне прогресса молодого Майкла Оуэна, старания уже 27-летнего Филлипса, безусловно, затерялись.

Да, он умеет не только забивать голы, но и работать на команды. Он классно играет обеими ногами, мастерски действует на "втором этаже" и на поле никогда не пожадничает отдать пас партнеру. В том Сандерленде подобралась классная компания, и речь не только Куинне и Филипсе, но и, например, о Кевине Боле – невероятно жестком капитане, лидере команды, который мог повернуть ее игру в нужное русло в тяжелейший момент.

Но вечный праздник не мог продолжаться – сезон 2000/2001 команда провела на уровне, а вот затем стала валиться. Филлипс все чаще оказывался на больничной койке, в завершении еще и подпортив отношения не только с тренерским штабом, но и с болельщиками. Зимой 2002 года он потребовал трансфер, а в клубе долго не хотели его отпускать с тонущего корабля – как оказалось позднее, три предложения были отвергнуты, два из которых наставником команды Питером Ридом. В мае 2003 года случилось то, что и должно было – Черные Коты покинули Премьер-Лигу с унизительным показателями, а Филлипс направился в Саутгемптон, отдавший за него 3 миллиона фунтов. Дальнейшая карьера Рида, с которым СуперКев проработал пять лет, оказалась, мягко говоря, неудачной – непонятный заход в Лидс, провал с Ковентри, который требовал от него выхода в элиту, а получил последнее место в Чемпионшипе. Сейчас 52-летний наставник возглавляет сборную Таиланда.

Уже тогда стало понятно, что громкие достижения на командном уровне Филлипсу, похоже, не светят. Он достаточно много отдал Сотону под руководством сразу нескольких менеджеров, но в итоге и здесь все закончилось вылетом. Амбиции Кева говорили сами за себя, и он был намерен оставаться в высшем дивизионе, не глядя на травмы и возраст.

В Астон Вилле у него не было серьезной конкуренции на позиции форварда, но все эти травмы, которые то и дело оставляли форварда вне игре... В итоге именно они стали и определяющими для Мартина О`Нила, пришедшего на пост менеджера Вилланов – он собирался строить действительно сильную команду и отнюдь не молодые, да еще и подверженные травмам игроки ему нужны не были.

Главной причиной, по которой Филлипс хотел перебраться в расположение Вест Бромвич Альбиона был их менеджер – широко известный Брайан Робсон. Думается, что очень весомой, если он предпочел этот вариант Сандерленду, на главные роли в котором уже пробился его старый друг Найл Куинн!

Робсон – тренер средний, если не сказать, весьма посредственный. Наибольшим успехом в его тренерской карьере можно считать победу в Первом Дивизионе вместе с Миддлсбро. Но при этом человек он очень интересный  и ни один игрок выказывал удовольствие от работы с ним. С Робсоном Кевин проработал всего ничего – в сентябре он покинул свой пост. Филлипсу очень нравилось работать под руководством Брайана, тренироваться у него на глазах. Но насколько он был шокирован, увидев, как команда восприняла его уход. Футболисты были просто подавлены! "Я видел много разочарований, когда менеджеры покидали свой пост, но того, что я увидел здесь, - доселе не было!".

Робсон отправился разрушать Шеффилд, а обгоревшее, но еще целое знамя Дроздов, подхватил Тони Маубрей. Команда на протяжении всего сезона была сильнейшей в чемпионате и просто чудом уступила в финальном матче плей-офф Дерби Каунти, которое в дальнейшем ждал жесткий провал в элите. На следующий год у Маубрэя удалось все – да, команда частенько лихорадило, но в итоге она стала первой в той невероятно безумной гонке, оставив позади себя Сток Сити, Бристоль Сити, Халл и Уотфорд. Один из кузнецов из успеха стал Филлипс, на счету которого в прошедшем сезоне было целых 24 мяча в тридцати поединках . Тогда же он и получил приз, о котором упоминалось в начале материала.

Его контракт окончился, но клуб, вернувшийся в элиту, предложил ему новый, от которого Кевин отказался. В нем был пункт, согласно которому футболист должен выходить на поле не менее, чем в половине матчей чемпионата. Конечно, для травматичного Кева это довольно-таки рискованный вариант, а потому он принял предложение Бирмингема, который только-только покинул элитный дивизион. Глядя на матчи ВБА в этом сезоне, можно с уверенностью сказать, что потерял от этого значительно больше клуб.

Нынешний Бирмингем – классический пример известной ситуации, когда в команде собраны отличные исполнители, но при никудышном тренере. Алекс Маклиш из кожи вон лезет, но у его Браммиз нет ни сыгранности, ни духа. Одним из немногих, к кому на поле сейчас нет претензий, есть Кевин Филлипс. Со старта сезона шотландский наставник не доверял ему места в основе, но форвард забивал, появляясь на поле даже за пятнадцать минут до конца встречи. Сейчас на его счету уже целых 10 мячей, в то время, как его явно переоцененный партнер Джеймс Макфадден почти регулярно уходит с поля без ничего.

Филлипс уже пятнадцать лет в браке, у него четверо детей. Он – сильнейший форвард своей команды, пожалуй, сильнейший форвард всего Чемпионшипа. Человек всегда имеет шанс оглянуться назад, подумав, что же он сделал неправильно, какие ошибки он допустил. Карьера БигКева могла сложиться гораздо круче – но это его путь, на котором ему довелось многое поведать. И я очень сомневаюсь, что в ошибки он запишет свой переход в ВБА. Он мог стать звездой Премьер-Лиги, звездой сборной Англии, но он другой – он звезда трясины!


Иван Громиков, Football.ua