Рубрика Five O`Clock предлагает вашему вниманию статью легендарного Гари Невилла, в которой бывший защитник Манчестер Юнайтед рассуждает на тему неудач английских клубов и объясняет, почему нынешние европейские гранды играют по исконно британской модели.
Выступая за молодежную команду Манчестер Юнайтед, я всегда слышал голоса наших тренеров Нобби Стайлза и Эрика Харрисона, дававших от кромки поля короткие, острые, но содержательные указания. «Быстрее к мячу! Отбери! Догоняй! Быстрее!»
Так можно описать многих английских тренеров. Это была характеристика нашей игры, атрибуты, определявшие британскую футбольную идентичность: скорость, темп перепасовки, быстрый бег за мячом и умение реактивно выходить из штрафной, создавая положение «вне игры». Ценности, которые проникали в тебя.
С тех пор игра изменилась, и мы попали под серьезное влияние иностранных менеджеров и футболистов, которые помогли нам пережить золотую эру Премьер-лиги в 2007-09 годах, когда на протяжении этих лет нас представляли сразу три полуфиналиста Лиги чемпионов. Но, наблюдая за тем, как Манчестер Сити был разбит Баварией, меня не покидала мысль, что мы сдали свои позиции и пошли по наклонной.
В одном из эпизодов футболист Манчестер Сити вбрасывал аут на правом фланге своей половины поля, и гости дружно направились в эту зону, чтобы прессинговать соперника. А я подумал: «Это то, о чем двадцать лет назад мне говорили Эрик Харрисон и Нобби Стайлз». Это то, что всегда делали английские команды.
Я наблюдал за тренером Баварии Пепом Гвардиолой и видел, когда он хлопал в ладоши и кричал: «Прессингуйте их! Отбирайте мяч!» За десять минут до конца матча, когда Бавария осталась в меньшинстве, его руки были направлены в сторону четверки защитников, которым он указывал отбирать мяч.
Пеп Гвардиола не ощущал неловкости и стыда, требуя от своей команды тяжело работать и давить соперника. «Давите их!» — доносилось до нас с кромки поля. Но если английский тренер будет размахивать руками и кричать нечто подобное, его обязательно изобразят отсталым динозавром.
Ирония заключается в том, что большинство современных европейских тренеров требует от своей защиты играть высоко; они хотят, чтобы их игроки прессинговали соперника на чужой половине поля, а не садились глубоко; они постоянно изводят своего оппонента. Все это сущность британской игры. Если вы взглянете на высокую оборонительную линию Реала или Барселоны, то сразу же вспомните Стива Боулда и Тони Адамса в Арсенале. Если вы наблюдаете за тем, как Арьен Роббен и Франк Рибери бегут за соперником после потери мяча, то можете легко представить на их месте Дэвида Бекхэма и Райана Гиггза. Когда вы думаете об атлетизме и энергии полузащит Баварии и Боруссии Дортмунд, то можете вспомнить о Рое Кине, Патрике Виейра, Стивене Джеррарде и Майкле Эссьене в их лучшие годы.
Тревожно то, что в последние пять лет произошло слияние разных европейских стилей, но мы, как страна, сделали шаг назад
На самом деле, эти команды более британские, чем сам британцы. Двадцать пять лет назад можно было говорить о том, что испанский футбол медленный, итальянский оборонительный, а немцы используют систему с либеро. В те времена испанские и итальянские команды имели парочку игроков, которым была позволена вальяжность. Английских же игроков учили возвращаться назад – на позицию, которую я называю «честной», — возвращаться на свое место. У испанских и итальянских команд обычно были один или два игрока, креативных и талантливых, которые были лишены этого обязательства.
Но сейчас все идеи варятся в одном котле, и разница между культурами стала очень размытой. В Англии мы пытались добавить немного изобретательности, приглашая латинских исполнителей. В период с 2007-го по 2009-й у нас был правильный баланс. Но наше желание стать более техничными привело к тому, чтобы мы забыли о вещах, в которых всегда были хороши. Стали уделять слишком много внимания отдельным футболистам.
В прошлый понедельник я наблюдал за тем, как Алан Пардью вынужденно сделал тактический ход, переведя Хатема Бен Арфа на левый фланг – он знал, что тот не будет возвращаться назад, отбирая мяч у Лейтона Бэйнса. После перерыва он вообще снял Бен Арфа с игры. Разница между Эденом Азаром, Оскаром, Хуаном Матой и Рибери с Роббеном невелика в разрезе игрового уровня, но они сильно отличаются, когда речь заходит о необходимости возвращаться назад и отбирать потерянный мяч. Европа наблюдала за Премьер-лигой и внедрила лучшие качества наших команд в свои игровые модели. Когда Юрген Клинсманн изменил немецкий футбол в преддверии домашнего чемпионата мира, он назвал энергичность команд Премьер-лиги в числе своих вдохновений.
Приняв Барселону в 2008 году, Пеп Гвардиола уже имел талантливый состав игроков, но быстро превратил их в один из сильнейших коллективов в истории. Они были хорошей комбинационной командой под руководством Франка Райкаарда, но Гвардиола сделал из них охотников, постоянно жаждущих вернуть себя мяч. Он не изменил игроков, только философию. Они делают те вещи, которые мы сами делали годами, просто в их составе больше технически одаренных футболистов. Немецкие и испанские команды доминируют в игре над английскими – доминируют не во владении мячом, а в тяжелой организованной работе.
Мы были настолько обмануты важностью владения мячом, что забыли о вещах, в которых преуспевали. Называйте это как вам угодно: «двойной осью», схемой 4-2-3-1, но суть не меняется. Речь о футболистах, которые отрабатывают и возвращаются назад. Ближайший человек идет в отбор мяча, за ним следующий, а четверка защитников высоко прессингует соперника.
Если мы считаем, что наша идентичность заключается в том, чтобы владеть мячом семьдесят процентов времени, то это нонсенс.
Если мы считаем, что наша идентичность заключается в том, чтобы владеть мячом семьдесят процентов времени, то это нонсенс. Сохранение мяча имеет значение, и техника английских игроков должна быть на уровне. Но развитие этих вещей не должно заменять основной принцип наших команд – их всегда было тяжело обыграть. Сборная Испании регулярно имеет семьдесят процентов владения, но факт, действительно меня впечатляющий, заключается в том, что они не пропустили ни одного гола в матчах плей-офф чемпионатов мира и Европы с 2008 года.
Современная идентичность английских команд не должна меняться. Это должна быть крепкая четверка защитников, жестко идущая в отбор мяча и высоко прессингующая оппонентов. Это должны быть полузащитники, отбирающие мяч, и фланговые футболисты, бегущие в сторону своих ворот так же быстро, как и в сторону чужих. Английские команды должны быть построены на темпе и высокой скорости.
Две недели назад Манчестер Сити выдал в дерби одно из лучших командных выступлений за несколько последних лет Премьер-лиги. Они были невероятны в постоянном прессинге, а их защитная линия действовала агрессивно и постоянно опережала нападающих Манчестер Юнайтед. Но в матче с Баварией они выглядели измученными. Думаю, они пытаются дойти до уровня мюнхенской команды, но в них они встретили соперника, доведшего эту игровую модель почти до совершенства.
Я убежден в том, что мы можем вернуться к своим истокам. Я всегда повторяю, что тренды развиваются циклично.
К счастью, есть признаки того, что Премьер-лига просыпается. Мы можем увидеть это в игре Тоттенхэма, Арсенала и Манчестер Сити. Саутгемптон под руководством Маурисио Почеттино играет с высокой оборонительной линией и очень сильно прессингует оппонента с мячом. Манчестер Юнайтед выиграл Премьер-лигу без высокой оборонительной линии, но я уверен, что они будут меняться из-за неудач в Европе.
Не позволяйте никому убеждать вас в том, что прелесть игры Барселоны, Баварии и Боруссии заключается в качестве их футбола. Это не так. Прелесть их игры заключается в работоспособности команды без мяча – она невероятна, и наблюдать за этим большое удовольствие.
Гари Невилл, Daily Mail
Перевод Ивана Громикова, специально для Five O`Clock