"Ты сидишь на скамейке, а рядом бушуют трибуны. Ты сидишь на скамейке, а мы вспоминаем, любя". На памятнике Валерию Васильевичу Лобановскому, в центре Киева — строки знаменитого украинского поэта Юрия Рыбчинского. Великого тренера боготворят те, кто не был с ним знаком, но с особой теплотой о нем говорят бывшие подопечные. Несмотря на сложный характер, Лобановский дал дорогу в большой футбол не одному поколению лучших футболистов Украины. При жизни он, к сожалению, не увидел, как Андрей Шевченко достиг вершины своей карьеры, но Шева, уехав за рубеж, не забыл, кому во многом обязан своими успехами. В 2003-м он поставил на ту самую скамью Кубок чемпионов, а через год привез в столицу Украины Золотой мяч. "Большой игрок с большим сердцем", — говорили о нем партнеры по Милану. Шевченко влюбил в себя Италию не только своими невероятными спортивными качествами — он стал живой легендой, но не перестал быть простым открытым парнем.

Апеннинская пресса смеялась над Андреем, когда, приехав в Милан, молодой не знавший языка украинец невпопад отвечал на вопросы журналистов. Итальянцы — народ непринужденный, они могут съязвить, не слишком думая о последствиях, а для человека из другой страны адаптация к местным условиям далеко не всегда проходит быстро и безболезненно. К счастью, Шевченко помогли. Сенаторы Паоло Мальдини и Алессандро Костакурта прекрасно знали, сколько клуб заплатил за Шеву, и понимали, что должны помочь новичку. И если в повседневной жизни ему действительно требовались советы и поддержка, то на футбольном языке Андрей разговаривал идеально. Забив в дебютном матче Серии А, он не останавливался долгие семь лет.

Если говорить об отношении тифозерии россо-нери к Шевченко, то, конечно, найдутся те, кто так и не простил ему переход в Челси, пусть нападающий и аргументировал его вполне очевидными семейными обстоятельствами. Кто-то скажет, что возвращение в Милан было ошибкой — все-таки настоящему болельщику больно наблюдать за тенью легенды. Однако на общем фоне критиков и недовольных окажутся единицы. И, двигаясь по направлению к Сан Сиро на очередное Дерби делла Мадоннина, среди сотен фанов в майках с фамилиями современных героев нет-нет да и увидишь седьмой номер: не Рикардо Оливейру, не Пато, не Робиньо и даже не Жереми Менеза. "Он не бразилец, но забивает, как феномен. Шева, Шева, Шева", — слышится гул нестройных голосов. И если в Столице мод, вы скажете, что родом из Украины, реакция, скорее всего, будет одна: "Grande Sheva!"

Впрочем, еще раньше, чем итальянцы, узнали о Шевченко, болельщики из Испании. Точнее, поклонники Барселоны и Реала, с которыми Динамо Лобановского встречалось в Лиге чемпионов. В 1997 году Андрей поставил на уши Камп Ноу, трижды расписавшись в воротах Витора Байи, а в следующем сезоне забил три гола в четвертьфинальном противостоянии с мадридцами, которых тогда возглавлял Джон Тошак. Не устояла перед Шевой и Бавария — в домашнем матче на Олимпийском, который завершился фееричной ничьей 3:3, бомбардир дважды огорчил Оливера Кана. И кто знает, как все сложилось бы для Динамо, не попади Марио Баслер в цель в ответной игре...

Пожалуй, хет-трик в столице Каталонии стал отправной точкой в пути Шевченко до Манчестера, где 28 мая 2003 года на поле прославленного Олд Траффорда он поднял над головой Кубок чемпионов. На украинского таланта претендовали многие европейские клубы, среди которых были и "обиженные" испанские гранды, и хозяева триумфальной для Андрея арены. Но наиболее настойчив оказался Милан, чей президент Сильвио Берлускони еще летом 1998-го достиг с

Григорием Суркисом предварительной договоренности о трансфере. Спустя год Ювентус был готов выложить за Шеву на 10 миллионов больше, но президент Динамо сдержал слово — к удивлению руководства бьянко-нери, самолет из Киева направился в сторону Милана, а не Турина.

Символично, что именно со Старой Синьорой россо-нери сразились в финале Лиги чемпионов — исход того противостояния в серии пенальти решил удар Шевченко. "Я помню, что начал плакать, глядя, как Шева идет к мячу, — рассказывает основатель сайта Comunquemilan.it в своем блоге. — Чувствовал себя идиотом: 30 лет, хорошая работа, дом, девушка, а я рыдаю и не могу себя контролировать. Сейчас, пересматривая ту серию пенальти, я вспоминаю, как встретился с Андреем через несколько лет, по работе. Он был очень вежлив, немного скромен. Я показал ему фото его удара, которое висит у меня дома на стене, и его глаза зажглись. "Прекрасное воспоминание", — сказал он, а я ответил: "Ты не знаешь, насколько прекрасно оно для меня".

Я спросил о его мыслях перед ударом — Шева сказал, что выбирал, куда бить. Я кивал головой, а сам думал: "Да что за бред ты несешь?! Ты перед собой ничего не видел, был в трансе, где-то в другом месте. Иначе весь груз ответственности просто раздавил бы тебя, ведь речь идет об одном из важнейших матчей в истории обеих команд. И именно тебе было уготовано судьбой поставить в нем точку".

Помню: Шевченко начинает разбег, а я уже знаю, что мы победили. Он и сам это знал, мы все знали — мяч не мог не оказаться в сетке. Этот момент остался со мной навсегда, и я совру, если скажу, что когда-либо в жизни был так счастлив. Я поднял руки к небу и вместе с Андреем поднял над головой Кубок. Мы выиграли".

На поле виден украинский флаг — к нему со всех сторон рвутся журналисты. "Я не могу описать свою радость словами, — признается Шева. — Эту победу посвящаю своей семьей, особенно отцу. Скоро отправлюсь отмечать с родными: думаю, мы будем пить дня три. А затем посещу памятник Лобановскому, его могилу".

В Киев Андрей вернулся в декабре следующего года. В этот раз он привез уже индивидуальный трофей – Золотой мяч. «Я возил его по футбольным школам. У каждого ребенка, который занимается в них, есть мечта – как и у меня, много лет назад. Я показал им, что мечты сбываются".

Тот вечер оказался особенным, высшей точкой, хотя впереди было много памятных событий – пусть и не всегда приятных. Четыре гола в ворота Фенербахче, забив которые Шева повторил выдающееся достижение Марко ван Бастена, Симоне Индзаги, Дадо Пршо и Рууда ван Нистельроя (позже к этому списку добавились Лионель Месси и Роберт Левандовски) и пенальти, отбитый Ежи Дудеком, переезд в Лондон и проигранный финал МЮ, в котором Аврам Грант предпочел украинцу других нападающих, возвращение в Динамо и новые голы перед родной публикой. В последний раз в Лиге чемпионов Андрей забил в августе 2010-го, в выездном матче с Аяксом. Снова с пенальти. В тот же угол, что и Буффону.

Юрий Шевченко, Football.ua