Эра "галактикос" Флорентино Переса в Реале, когда на Сантьяго Бернабеу собрались Зинедин Зидан, Луиш Фигу, Роберто Карлос, Рауль, Дэвид Бекхэм и Роналдо, была похожа на само воплощение тщеславия, когда невероятно богатый аристократ объединяет всех топ-звезд при дворе, просто чтобы удовлетворить собственное эго.

История списала эксперимент с галактикос как неудавшийся. Но ведь это не совсем так. Да, затея, определенно, завершилась печально из-за того, что нетерпеливый Перес никак не унимался, нанимая все новых и новых тренеров, и отказывался признавать, что ремесленники могут быть не менее важны, чем художники. Но эта эра принесла Реалу девятый кубок Лиги чемпионов и титул чемпионов Ла Лиги в 2003 году. Может быть, Перес и не осуществил свои мечты, но деньги он точно выбрасывал не совсем зря.

Всегда считалось, что первый период правления Переса в Реале — он снова вернулся в клуб и попытался повторить свою затею, на этот раз подписав Кака, Хаби Алонсо и Криштиану Роналду и поставив над ними Жозе Моуриньо — был примером того, как футбол можно свести к самому базовому уровню. Казалось, что Перес был намерен изъять из игры такие вещи, как мнение тренера, работу скаутов и тимбилдинг, попросту скупая лучших игроков мира. И если бы у него это получилось — Реал выиграл бы все. Вот вам и человек, который воспринимает футбол как игру "самого сильного звена".

Собрав в кучу звездных игроков, Перес предположил, что общий уровень выступлений команды будет приумножен лишь их индивидуальным мастерством, а простые смертные, заполняющие свободные места в команде, не испортят картину.

Помните пример о компании с одиннадцатью работниками? Перес считал, что если как можно больше рабочих выполняют свои задания с эффективностью 100%, общая продуктивность возрастет. Кто бы сомневался. Заменить Гути — игрока, скажем, процентов на 80% — Зиданом, который успевает на 100%, и результаты Реала существенно улучшатся. В этом и суть трансферного рынка. Команды пытаются заменить имеющихся игроков более сильными, надеясь, что это пойдет исключительно на пользу и принесет плоды. Поэтому слабых игроков и выбрасывают за борт, а на их место приходят суперзвезды. Перес понимал, что одиннадцать суперзвезд на все позиции ему не по карману — или даже не одиннадцать, учитывая возможные травмы и дисквалификации. В лучшем случае, он мог позволить себе полдюжины лучших из лучших. Остальные придут из молодежного состава, но в паре "суперзвезда-парень из академии" предпочтение всегда отдавалось первому. Суперзвезды должны были компенсировать слабые стороны молодых ребят, еще и помогая им развиваться и двигаться вперед.

В футболе есть множество случаев, которые подтверждают, что игроки одного уровня склонны "скапливаться" вместе. Это можно заметить и по рейтингу игроков Castrol Edge, который ежемесячно оценивает каждого футболиста топ-чемпионатов Англии, Испании, Италии, Германии и Франции. Иэн Грэм, бывший директор Decision Technologies, компании, разработавшей аналитическую оценочную систему, которая лежит в основе рейтинга Castrol, объясняет ее главное достоинство так: "Рейтинговая система, базирующаяся на собранных данных, предоставляет сведения об усредненных действиях игрока". Это значит, что рейтинг отображает стабильную результативность, а не единичные впечатляющие удары головой или красочные передачи пятками. А мы можем запросто выстроить игроков определенного клуба от лучшего к худшему.

Данные Castrol за сезон 2010/2011 позволяют нам сделать две вещи: во-первых, мы можем сравнить сильнейших игроков каждого клуба с одиннадцатым в рейтинге команды; во-вторых, мы можем сравнивать игроков разных команд. Если в реальном мире топового футбола теория уплотнительных колец не работает, и хорошие игроки не стремятся примкнуть к другим хорошим игрокам, а средние не группируются с середнячками, мы бы это увидели — но нет.

Вы и сами можете увидеть, что лучшие игроки играют с лучшими. Например, в сезоне 2010-2011 Лионель Месси был лучшим игроком Барселоны, а одиннадцатым стал Максвелл. Но Максвелл, в свою очередь, куда талантливее лучшего представителя французской команды Арль-Авиньон, полузащитника Камеля Мериема, как и одиннадцатого игрока той команды Гаэля Жермани. Разница настолько велика, что это практически то же самое, что сравнивать высокое и тяжелое. Зиданы играют с Зиданами. Но в истории футбола были и более выразительные примеры того, как команда может быть похожа на космический шаттл.

Взять хотя бы Арриго Сакки. Сам он хоть и не был топ-игроком, но зато именно Сакки ответственен за величайший период в истории Милана, когда россо-нери в конце 80-х были одним из лучших клубов мира. В 2004 году итальянец получил должность технического директора в мадридском Реале — Перес всеми силами старался удержать проект Галактикос на выбранном пути. Но Сакки был не в восторге.

"Там не было никакого проекта, — говорил он. — Все сводилось лишь к использованию качеств. Потому, например, если мы знали, что Зидан, Рауль и Фигу не отыгрывали в обороне, необходимо было поставить паренька чуть повыше защитной линии, который бы выполнял эту работу за них. Но это реакционный футбол. Он не умножает качества игроков в геометрической прогрессии. А в этом-то и смысл тактики: достичь большего, умножая эффект возможностей футболистов".

То, что более талантливые, одаренные игроки далеко не всегда побеждают на футбольном поле объясняется не только удачей (хотя она тоже очень и очень важна). Просто футбол предоставляет невероятно много возможностей умножить свои способности, а не просто их сложить. Для начала — тактика. Команда очень хороших футболистов, которым удалось максимизировать свои умения правильной тактикой, может разбить коллектив суперзвезд, талант которых используют, не вписывая все в одну картину. Сакки понимал это на интуитивном уровне, и пытался вдолбить это в головы своим собственным галактикос в Милане — голландцам Рууду Гуллиту и Марко ван Бастену.

"Я сказал им, что пятеро хорошо организованным игроков могут победить десять неорганизованных. И я это доказал на деле. Взял пятерых ребят: Джованни Галли на ворота, Тассотти, Мальдини, Костакурту и Барези. Против них поставил десятерых: Гуллита, ван Бастена, Райкаарда, Вирдиса, Эвани, Анчелотти, Коломбо, Донадони, Лантиньотти и Маннари. У них было пятнадцать минут на то, чтобы забить гол моей пятерке; единственное правило заключалось в том, что если мы отбирали или они теряли мяч, им приходилось начинать сначала на десять метров вглубь своей половины поля. Я постоянно так делал, и у них ни разу не получилось забить. Ни разу".

Сакки был не единственным тренером с подобными взглядами на футбол. Валерий Лобановский, который более тридцати лет делал киевское Динамо одним из лучших клубов Европы, тоже жаждал умножать возможности своих подопечных, делать их чем-то большим, нежели просто сумма частей.

Лобановский был инженером по образованию и пионером игры чисел. В начале своей тренерской карьеры он вместе с доктором Анатолием Зеленцовым работал над научным, систематическим подходом к футболу. Лобановский изучал кибернетику, для которой циркулярность является одним из ключевых понятий, которая работает с проблемами контроля и регуляции в динамических системах. Лобановский и Зеленцов рассматривали футбольный матч как взаимодействие двух подсистем из одиннадцати элементов (игроков), результат которого зависит от того, у какой из подсистем меньше недостатков и лучше налажено взаимодействие. Ключевая характеристика команды такова: "Продуктивность подсистемы больше, чем сумма продуктивностей ее составляющих". В одном из интервью Зеленцов сказал: "В каждой команде есть игроки, которые создают комбинации, и в каждой команде есть игроки, которые их разрушают. Первые призваны создавать на футбольном поле, вторые — разрушать командные действия противника". Это тот же самый производственный процесс уплотнительных колец, только другими словами.

 Эти слова мы можем подкрепить красноречивой статистикой. Вернемся к рейтингу Castrol и рассмотрим связь между сильным и слабым звеном команды, а также разницей забитых/пропущенных и количеством набранных очков. Для этого нам необходимо перевести числа Castrol в процентные показатели.

Поскольку задачи игроков варьируются от позиции к позиции, мы присвоили каждому футболисту показатель качества, основывающийся на задачах его позиции и соотношении с лучшим исполнителем на этой же позиции. Например, в мае 2011 года Джо Харт был первым в рейтинге среди голкиперов, потому он получил 100%, а все остальные — меньше. То же самое мы сделали и для защитников с полузащитниками, но не для форвардов. С форвардами все иначе из-за показателей единственного истинного гения в современной футбольной вселенной — Лионеля Месси. Месси по отношению к другим форвардам — как Моцарт перед Сальери, как Рембрандт перед обычным придворным художником, как Мухаммед Али перед Сонни Листоном.

Источник фото: f.ua

Взгляните на разницу в процентных показателях первых и вторых в рейтинге игроков на каждой позиции к концу сезона 2010-2011:

Вратари: Джо Харт (792) — Кристиан Аббьяти (764) = 3,7%

Защитники: Матс Хуммельс (872) — Жерар Пике (864) = 0,9%

Полузащитники: Флоран Малуда (834) — Фрэнк Лампард (820) = 1,7%

Нападающие: Лионель Месси (1141) — Карим Бензема (987) = 15,6%

Лобановский и Зеленцов моментально бы порешили, что столь впечатляющие показатели Месси — это результат его интегрированности в подсистему Барселоны (на то указывают и выступления Месси в сборной). Вышеупомянутые результаты Месси настолько экстраординарные, что нам пришлось сделать то, что не удается многим "опекунам" на футбольном поле — исключить Месси из игры. На его фоне все остальные выглядят так плохо, что за точку отсчета пришлось взять Карима Бензема.

И даже с учетом этого, самое слабое звено Барселоны или мадридского Реала превосходит по процентному показателю лучших игроков 80% команд пяти топовых европейских чемпионатов. У некоторых команд разница между лучшим и худшим футболистом практически отсутствует: Манчестер Сити, Лорьян, Ганновер 96. Тем не менее общая схема теории уплотнительных колец присутствует: Зиданы собираются вместе в одной раздевалке, а Хизанишвили — в другой, которая, как правило, проветривается намного хуже.