Одним из самых важных атрибутов любой команды являются ее цвета. Они давно значат много больше, нежели самый простой способ отличить игроков двух соперничающих команд. Ведь не зря говорят о футболистах, что они защищают цвета такой-то команды. Ну а для болельщиков это один из святых атрибутов родного клуба, потому они обычно ревностно возражают по поводу серьезных изменений в клубных цветах.

Хотя на заре эпохи профессионального футбола команды обычно играли в чем придется, исходя из соображений практичности. Попросту говоря, какой комплект формы был в магазине, в те цвета и облачались футболисты.

Поначалу немалой популярностью пользовались варианты дизайна с горизонтальными полосками, которые, однако, потом стали больше ассоциироваться с регби, чем с футболом. Тем не менее многие английские клубы в прошлом хотя бы какое-то время играли в «обручах». Обычно цветовая гамма состояла из комбинации белого цвета с каким-то другим, но самым безумным вариантом однажды оглоушил Блэкпул. Эта команда перед первой мировой войной играла в форме в горизонтальную красно-сине-желтую полоску!

В 1891 году Футбольная Лига потребовала, чтобы каждый клуб определился с основными цветами. Многие выбрали цветовую гамму своего графства или же города (например, Лидс Сити стал сине-желтым, взяв йоркширскую расцветку, а Брэдфорд Сити выбрал «городские» бордово-янтарные вариации). Год спустя Футбольная Лига закрепила в регламенте, чтобы в случае совпадения цветов хозяева переодевались в запасной вариант формы, и только после первой мировой войны за принимающей стороной признали право выбора.

До 1909 года вратари не отличались цветом формы от своих товарищей по команде, а некоторое время спустя стражи ворот негласно выбрали в качестве «своего» цвета зеленый. Дело в том, что этот цвет среди английских команд распространен слабо, исторически он больше уместен для ирландцев (зеленый как основной могли предъявить разве что Плимут да какое-то время клуб Брэдфорд Парк Авеню), а потому конфликт цветов при таком раскладе практически исключался.

Однако, невзирая на требование соблюдать стандарт в цветах каждого клуба, не все быстро и сразу нашли «свою» «раскраску». Эвертон некоторое время выступал в черных футболках с красной диагональной полосой, после чего пришел к варианту «красный верх, синий низ». В это же время Ливерпуль вышивал в первом своем сезоне в Футбольной Лиге в синих футболках с белыми рукавами, а красным стал только в начале прошлого века, когда Эвертон облачился в привычный ныне синий цвет.

Некоторые команды тех лет предпочитали розовато-лиловые варианты, так как красочная форма стоила немало, а самый практичный черный цвет с конца ХIХ века и по 1992 год был закреплен за арбитрами и потому запрещен для использования командами. В последнее время служители Фемиды стали носить форму ярких цветов, а потому некоторые клубы, дабы соригинальничать, используют черные варианты одеяния.

До какого-то момента комбинация синего и бордового цветов оставалась уникальной для английского футбола. В такой расцветке выступала Астон Вилла, добившаяся немалых успехов в конце позапрошлого века. Под влиянием бирмингемского клуба эти цвета в разное время или стали, или были основными в Вест Хэме, Бёрнли, Сканторпе, Кристал Пэласе… Почему сами Вилланы остановились на таком сочетании, достоверно неизвестно, но в один момент, вроде бы по инициативе главы клуба Уильяма Макгрегора, который был инициатором создания Футбольной Лиги, команда стала шоколадно-синей. Позже вместо шоколада появился цвет бордо.

Зато совершенно точно известно, откуда у Норвича канареечные цвета. Этот выбор был сделан сознательно, из-за прозвища клуба – Канарейки. Город Норвич имеет славу одного из центра разведения птиц, и в 1907 году футбольный клуб решил не выделываться и вместо бело-голубого стал носить «правильные» цвета.

Сегодня продажа футболок стала одной из статей пополнения клубного бюджета, из-за чего клубы перед каждым сезоном меняют дизайн формы. Таким образом они стимулируют новый виток спроса со стороны болельщиков на форму любимого клуба, а значит, и приток денежных средств. Давно миновали те времена, когда команды по нескольку лет не меняли дизайн, но и сами футболки! Например, игроки Манчестер Юнайтед великого состава Бобби Чарльтона и Джорджа Беста вспоминали, что перед матчем их видавшие виды футболки просто сбрасывались в кучу посреди раздевалки, и каждый игрок выуживал оттуда свою.

Однако именно в тот период, 1950-60-х годы, некоторые клубы изменили не только дизайн, но и сами цвета. Причем сделали это сознательно. Например, в начале 1960-х Лидс Юнайтед по инициативе молодого менеджера Дона Риви перестал быть сине-желтым и надел все белое, чтобы ассоциироваться с победоносным мадридским Реалом. Уотфорд играл в чем попало, даже в бирюзовом, пока в 1959 году клуб не стал желто-черным, и сразу же возникло прозвище – Шершни. В 1965 году тогдашний глава Олдхэма Кен Бейтс, много позже получивший славу в Челси, сменил банальные синие футболки и белые трусы на оригинальное сочетание оранжевого с синим. Спустя десять лет, когда Бейтса уже и след простыл, клуб вернулся к исконным цветам.

Некоторые клубы решались на небольшие, но существенные изменения. В том же 1965 году Ливерпуль, игравший в красных футболках и белых трусах, облачился во все красное. Так решил менеджер команды Билл Шенкли, который считал, что в этом виде его футболисты будут казаться больше и внушительнее. Джимми Хилл, личность в английском футболе многогранная и во многом новаторская, в бытность менеджером Ковентри внедрил вместо бело-голубых вертикальных полосок известные теперь небесно-голубые футболки. Но что интересно, в сезоне 1986/87, когда Ковентри завоевал Кубок Англии, единственный в своей истории трофей, команда вдруг вернулась к исконному дизайну! В начале 1990-х Брайтон и Миллуолл экспериментировали с полосками на трусах, причем первые выбрали совсем уж дикий вариант с широкими вертикальными бело-синими полосами.

Вспомнив небесно-голубые цвета Ковентри, следует заметить, что клубы часто использовали оригинальные термины для обозначения своих цветов. Поэтому Блэкпул играл в «мандариновом», Вулверхэмптон – в «старом золоте», а клуб Саттон Юнайтед, никогда не выступавший в Футбольной Лиге, но хорошо известный по сенсациям в Кубке Англии, утверждает, что сочетание желтого и коричневого на самом деле является «янтарно-шоколадным». В 1980-х годах выездной вариант формы Челси был зеленым, но на Стамфорд Бридж его называли «нефритовым».

В 1970-х в качестве выездных цветов, или так называемой формы второго выбора, были популярны цвета национальных сборных. Так Ньюкасл играл в гостях в «бразильских» желтых футболках и синих цветах, Дерби выбрал аргентинский вариант – вертикальные небесно-голубые и белые полоски, а скромный Стокпорт Каунти вообще осмелел настолько, что выбрал альбиселесте в качестве основной формы!

Недавно стало модно использовать свои старые-престарые цвета в качестве одного из запасных вариантов формы. Портсмут некоторое время назад появлялся в розовых футболках, которые носил в начале прошлого века. Манчестер Юнайтед копнул еще глубже, и выбрал цвета своего предшественника, клуба Ньютон Хит – желто-зеленые. Арсенал, прощаясь с Хайбери, выступал в бордовых футболках – как в самом первом сезоне на этом легендарном стадионе.

Словом, значение имеет не только кто и как играет, но также – в чем!

Алексей Иванов, специально для Бей-беги