На первый взгляд, мэтр британской футбольной журналистики Брайан Глэнвилл вряд ли мог дать более странную характеристику специалисту, оставившему заметный след в английском футболе второй половины 1960-х – 1970-х годов. В то же время трудно подобрать более точное описание характера менеджера, первым выигравшего европейский трофей для Челси, едва не сделавшего чемпионом Куинз Парк Рейнджерс и поработавшего с Манчестер Юнайтед.
 
Дэйв Секстон работал в очень интересное время, время, когда создавались династии, когда специалисты, приступая к работе, мыслили масштабнее и глобальнее, нежели победа в следующем туре, когда муштра и беспрекословное подчинение все еще оставались преобладающим способом отношений в коллективе. Это был тот непродолжительный период в истории британского футбола, когда тон задавали менеджеры с почти неограниченной властью: совет престарелых директоров клубов больше не имел такой силы, как в первые десятилетия существования профессионального футбола, а футбольные звездочки-примадонны еще своей теперешней силы не набрали. Центром английского футбольного мироздания были Мэтт Басби, Билл Шенкли, Брайан Клаф, Джок Стин, Альф Рэмзи, Дон Риви. Их правление было похоже на абсолютную монархию. Никто не говорил «Манчестер Юнайтед Чарльтона или Беста» - говорили «Манчестер Юнайтед Басби». Никто не называл Ливерпуль «командой Сент-Джона или Кигана» - это был «Ливерпуль Шенкли». «Дерби Клафа», «Ноттингем Клафа», «Лидс Дона Риви»…
 
От них зависело буквально все. Они решали, какого цвета должны быть обои в клубном офисе, подписывать ли контракт с юным перспективным футболистом, стоит ли ехать в заморское турне. Менеджеры занимались этими вопросами и раньше, однако теперь они имели и непосредственное влияние на то, что происходит на футбольном поле. Этот новый тип называли «менеджеры в спортивных костюмах». Такое определение кому-то из приведенных выше глыб подходило больше, кому-то – меньше, но самое главное, все они отдавали отчет в том, что определяющую роль в успехе команды имеет не просто подбор команды, но и то, как она готовится к матчам, как она играет. Это было время, когда тактика футбольной игры не просто стремительно менялась, наконец-то была признана ее значимость. Футболисты первых послевоенных лет смеялись во время тактических занятий, отмахиваясь от них, как от чего-то лишнего и чуждого, широко распространенным было мнение, что профессионального игрока нечему учить. Но уже следующее поколение слушало, спорило, искало и не боялось меняться.
 
Дэйв Секстон был, безусловно, представителем этого нового поколения. Однако его фигура была лишена монументальности, присущей Басби и Шенкли, Клафу и Риви. Главной работой его жизни был Челси, который с Секстоном впервые завоевал Кубок Англии, одолев в двухматчевом эпическом противостоянии Лидс в 1970-м, и год спустя взял Кубок кубков, обыграв Реал. Тот Челси не был похож ни на один ведущий клуб Англии того периода. То не был «Челси Секстона», то была команда «Королей с Улицы Короля». Питер Осгуд и Рон Харрис, Алан Хадсон и Чарли Кук – они были в центре внимания, с их именами ассоциировался Челси, Челси яркий, самобытный, творческий и необузданный. Команда со Стамфорд Бридж не была достаточно хороша, чтобы стать чемпионом, но она постоянно была в числе тех, кто находится неподалеку от вершины. «Мы намного чаще выигрывали, чем уступали», - резонно замечал, вспоминая те времена, защитник Эдди Маккриди.
"Дэйв не любил быть в центре внимания. Он был счастлив, когда встречался с игроками на тренировках, он был на своем месте в раздевалке, но каждый раз терялся, когда нужно было выходить под свет софитов"
 

Секстон ничуть не страдал от такого количества индивидуальностей в его команде. Наоборот, ему было интересно работать именно с такими игроками, с игроками, способными понять и реализовать его идеи. «Дэйв не любил быть в центре внимания, - вспоминал Алберт Сьюэлл, долгие годы оформлявший слова Секстона в виде колонки в программках к матчам Челси. – Он был счастлив, когда встречался с игроками на тренировках, он был на своем месте в раздевалке, но каждый раз терялся, когда нужно было выходить под свет софитов». Потому что его признанием была тренерская работа.
 
Секстон был выходцем из знаменитой «Академии», возникшей среди игроков Вест Хэма 1950-х под верховенством Мэлколма Эллисона. Когда Секстону перестало хватать бесед о футболе, о тактике, о тренировочном процессе, о том, как повысить уровень мастерства, он записался на тренерские курсы при Футбольной Ассоциации. Из-за травмы колена Дэйв вынужден был завершить карьеру инсайда в 29 лет (эта карьера вмещала в себя не особенно богатые на свершения выступления за Лутон, Вест Хэм, Лейтон Ориент, Брайтон и Кристал Пэлас), после чего с головой окунулся в тренерскую науку. Секстон стал выписывать из Италии футбольные журналы, позже за свой счет мотался на матчи чемпионата Голландии, где тактическая мысль последних двух десятилетий оформились в виде легендарного «тотального стиля».
 
Первым способности Секстона по достоинству оценил его коллега по тренерским курсам Томми Дохерти. В 1962 году этот молодой специалист принял Челси и вскоре позвал в тренерский штаб Дэйва. «У него были очень интересные идеи, футболисты быстро приняли его, - вспоминал Дохерти. – Мы одинаково смотрели на игру, и я смело мог оставить команду на него, тем более что возиться на тренировочном поле – это именно то, что ему хотелось больше всего». «Дэйв был потрясающим тренером, - делился Питер Осгуд. – С ним было интересно, он на привычные вещи смотрел под необычным углом, всегда предлагал нам что-то новое». «Секстон перестроил нашу игру в обороне на зональный принцип, что тогда было в диковинку», - подхватывал Рон Харрис. Джордж Грэм отдельно выделял талант Секстона развивать способности футболистов: «В Астон Вилле я был предоставлен сам себе, но когда я оказался в Челси и встретился с Дэйвом, мне словно открыли глаза. Он показал мне, насколько можно улучшить свою игру, если научиться думать на поле. Тогда я не знал, но именно тот опыт работы с Секстоном заронил зерна моего интереса к тренерскому ремеслу».
 
"Дэйв был слишком мягким, он неуютно чувствовал себя, когда возникали проблемы личностного характера, когда следовало проявить твердость"
Способности Секстона очень скоро стали известны за пределами тренировочного поля Челси, и в 1965 году Дэйв получил предложение возглавить один из своих бывших клубов – Лейтон Ориент. Этот маленький лондонский клуб только пережил свой самый главный период в истории – отыграл сезон в элите, после чего оказался в стагнации. Проведенный во главе Ос год не стал для Секстона удачным. Команда, в основном составленная из игроков, немало повидавших, не приняла его идеи, приглашенные семь новых игроков тоже не решили проблему. Но самое главное заключается в том, что уже тогда стало очевидно: Дэйв не очень-то уютно чувствует себя в качестве менеджера. «Быть просто тренером – самая лучшая работа в футболе, - со знанием дела говорит тот же Дохерти. – Ты занимаешься чистым творчеством, тебя любят футболисты, у тебя нет необходимости общаться с прессой, выдерживать давление со стороны руководства клуба, ты не расстраиваешь футболистов, когда отказываешься повысить им зарплату или выставляешь на трансфер». Говоря о Секстоне, его бывший босс указывает: «Дэйв был слишком мягким, он неуютно чувствовал себя, когда возникали проблемы личностного характера, когда следовало проявить твердость. И он не любил общаться с прессой, он не знал, как вести себя, чтобы не настроить ее против себя».
 
На самом деле Секстон мог дать отпор любому – он был сыном профессионального боксера и знал, как работать кулаками. Питер Осгуд, никогда не пасовавший, если следовало использовать «последний довод Короля», вспоминал, как однажды допек Секстона настолько, что тот предложил «выйти и поговорить по-мужски»: «Я не рискнул…» Но прежде всего Дэйв был верующим католиком, он предпочитал смирение открытому конфликту. С одной стороны, эта особенность его характера помешала Секстону стать в один ряд с такими фигурами, как Клаф или Риви, но с другой, именно это помогло Челси, столь богатому яркими индивидуальностями, реализовать ту непередаваемую самобытность, которую вспоминают до сих пор.
 
Но до возвращения в Челси Секстон в качестве тренера помог Фулхэму избежать вылета во второй дивизион, а затем провел очень плодотворный сезон 1966/67 в тренерском штабе Арсенала. Он снова был успешен и всеми любим, он занимался делом, которое знал в совершенстве. «Я убедился, что Дэйв является подлинным гуру среди британских тренеров», - говорит Джордж Грэм об опыте сотрудничества с этим специалистом уже в Арсенале. «После чемпионата мира 1966 года он сам смонтировал видео с различными аспектами игры лучших команд того турнира, - вспоминал Фрэнк Маклинток, - и несчетное количество раз демонстрировал нам их во время теоретических занятий, а затем до бесконечности шлифовал увиденное на тренировках».
 
В своей биографической книге «True Grit» Маклинток привел очень подробное и любопытное описание своего опыта сотрудничества с Секстоном в Арсенале:
 
«Главным нововведением в игре Арсенале в том сезоне 1966/67 стало смешанное использование персональной опеки и прессинга с участием всех полевых игроков. (…) Два года спустя мы отказались от персональной опеки, однако коллективный прессинг стал одним из главных составляющих наших последующих успехов.
 
На летних сборах каждое утро в семь утра мы покидали наши спартанские жилища, чтобы провести первую тренировку – на физику. Затем следовало несколько часов занятий по развитию позиционного понимания…
 
Во-первых, Секстон неустанно работал над персональной опекой; например, если мой игрок получал мяч, я должен был занять позицию не далее пяти ярдов от него, чтобы не дать ему поднять голову и отдать пас вперед. Нельзя было ни пятиться к своим воротам, открывая для него пространство, ни бросаться на него, давая ему возможность легко убрать тебя с дороги – ты должен был следовать за ним тенью, пока он не отдавал мяч назад или же ты не перехватывал его передачу. Твой соперник должен был постоянно чувствовать твое присутствие.
 
Как только мы освоили этот момент, задание усложнилось: теперь мы должны были научиться оценивать ситуацию на предмет возможных направлений передачи и перекрывать их. С тех пор как мы поднаторели в персональной опеке, мы стали разучивать действия в ситуации 2 в 2, затем – 3 в 3. Это помогало нам освоить науку командной игры в обороне. Например, если мяч получал левый защитник соперника, наш правый полузащитник, центрфорвард, игравший правее, и я, действовавший в центре полузащиты, организовывали коалицию против него, их центрбека и их левого хава. Если нам не удавалось отобрать мяч, мы должны были заставить игрока, владевшего мячом, отдать передачу центральному защитнику – обычно в команде на этой позиции играл тот, кто хуже всех умел распоряжаться мячом и начинать атаки.
 
Следующий шаг должен был научить нас во время прессинга «сжимать пространство». Если ваша команда обороняется в таком стиле, это означает, что расстояние между защитниками и нападающими не превышает 45-ти ярдов; этим преследовалась цель избежать разделения полузащитников на атакующих и оборонительных. Полузащитники должны быть всегда достаточно близко, чтобы в равной степени поддержать атаку и оборону.
 
Если во время тренировки кто-то допускал ошибку – например, не дорабатывал с соперником у лицевой или центрфорвард не включался в игру, когда фланговый защитник отдавал передачу центрбеку, - раздавался резкий свисток Дэйва. Он подробно разъяснял, как следовало игроку, допустившему ошибку, поступить в этой ситуации, после чего провинившийся делал десять отжиманий. Сегодня, конечно, подобный прессинг в порядке вещей, но тогда это стало для нас откровением. Когда мы поднаторели в прессинге, очень важно было научиться переключаться из фазы обороны в фазу атаки – прессингуя, ты настолько сфокусирован на том, чтобы отобрать мяч, что уже не можешь думать ни о чем другом. Дэйв работал над тем, чтобы наше мышление легко переключалось с одной функции на другую, и после нескольких недель кропотливой работы мы научились этому. Разумеется, наш новый стиль был лишен атакующих изысков, болельщикам казалось, что на поле просто не существует свободного пространства, однако это помогло нам преодолеть былые тактические проблемы. Для нас работа с Дэйвом Секстоном была сродни манне небесной».

Когда осенью 1967 году Челси предложил Секстону вернуться и заменить уволенного Томми Дохерти, Арсенал едва не взбунтовался. Фрэнк Маклинток в прессе открыто выражал сомнения в амбициях клуба, «раз мы так легко расстаемся с лучшим специалистом». Менеджер Берти Ми объяснил ситуацию образно, но доходчиво: «Дэйв захотел плыть в своем каноэ». Однако вклад Секстона в будущие успехи Арсенала очевиден – он встряхнул команду, оказавшуюся в глубокой яме, указал ей направление и Канониры, строя свою игру вокруг того самого искусства прессинга, в сезоне 1970/71 сделают первый в своей истории «золотой дубль», выиграв чемпионат и Кубок страны.
 
Секстон в это же время переживал пик своей карьеры менеджера вместе с Челси. Команда не просто приветствовала его возвращение в клуб в новом качестве, игроки публично выступили за то, чтобы, раз уж такое случилось с Дохерти, с ними работал именно Дэйв Секстон. Защитник Саутгемптона Дэйв Уэбб, работавший с Секстоном еще в Лейтон Ориент, согласился на меньшую зарплату, когда Секстон позвал его на Стамфорд Бридж.
 
Всем работалось в охотку. Команда прогрессировала, демонстрируя привлекательную, пусть и не всегда предсказуемую игру. Шестое место, пятое, наконец третье. Челси представлял действительно серьезную силу в английском футболе, и в сезоне 1969/70 подкрепил свой статус не только третьим местом, но и трофеем – Кубком Англии. Через год был Кубок кубков, но затем вдруг начались проблемы.
 
В 1972 году Челси проиграл финал Кубка Лиги Сток Сити, и это был второй серьезный удар буквально за считанные дни. Первый команда потерпела в 5-м раунде Кубка, уступив 2:3 на поле слабенького Ориент. Челси вел в счете 2:0, но пропустил перед самым перерывом после дальнего удара, затем нетипичная ошибка в обороне позволила Ос сравнять счет, а еще одна – на 89-й минуте – ознаменовала сенсацию. В этих матчах не обошлось без кадровых ошибок Секстона, но самое главное происходило уже даже не на поле, а за его пределами.
 
В Челси того периода умели не просто играть красиво, но и гулять красиво. Мягкий Секстон предпочитал не обращать на это внимание, а затем, когда в результатах наметились проблемы, повел резкое наступление на главных гуляк – Питера Осгуда и Алана Хадсона. Раздражение накапливалось и время от времени выплескивалось наружу – в первый раз о том, что Осгуд выставлен на продажу стало известно еще в начале того самого сезона 1971/72. Секстону не хватило жесткости, чтобы разрешить эту ситуацию максимально быстро, и костер тлел вплоть до Рождества 1973 года. После этого стало понятно, что ничего уже вспять не вернуть. Появились даже слухи, что под давлением игроков Секстон будет со дня на день уволен. Но ушел не он, ушли Осгуд и Хадсон. Команда финишировала на 17-м месте, а в начале следующего сезона клуб распрощался и с Секстоном.
 
Конечно, Осси и Хадди не были ангелами, конечно, в истории падения Челси не все так однозначно, ведь нельзя забывать о накапливавшихся финансовых проблемах, вызванных несвоевременным и необдуманным желанием модернизировать стадион. Но все-таки есть смысл привести точку зрения Дэйва Уэбба: «Главная ошибка Секстона заключалась в том, что, вместо того чтобы третировать Осгуда, Хадсона и Кука, ему следовало заняться усилением состава, пригласив исполнителей, с которыми можно было бы претендовать на чемпионство. Он же стал приглашать игроков, которые не помогали лидерам стать лучше, а претендовали на их места. Это способствовало разобщенности и недовольству в коллективе, который еще недавно славился своей положительной атмосферой».
 
Невзирая на столь печальное окончание истории, Дэйв Секстон сумел качественно поработать с Куинз Парк Рейнджерс, с которым едва не выиграл чемпионат. И здесь ему удалось благодаря своему тренерскому таланту помочь раскрыться целому ряду исполнителей. Причем, если в случае с Арсеналом, речь шла о выросшем уровне командных действий в обороне, в КПР Секстон помог игрокам атаки. «Как форвард могу сказать, что Секстон был для меня находкой, - свидетельствовал нападающий КПР Дон Гивенс. – Мало кто умеет работать с нападающими, ведь научить разрушать гораздо проще, чем найти и донести созидательные ходы». Подробнее о периоде работы Секстона в КПР мы ранее рассказывали в нашей рубрике Бей-беги.
 
Успех на Лофтус Роуд дал Секстону шанс поработать с МЮ. Сэр Мэтт Басби высоко ценил его талант и в начале 1970-х дважды звал его на Олд Траффорд. Но оба раза Секстон отказывался, объясняя свое решение интересами семьи – дети еще не выросли, они не хотят менять привычную школу, а жить вдали от семьи Дэйв не мог. Наконец он сдался, и, по большому счету, это стало его ошибкой. Вся его игровая и тренерская карьера протекала в Лондоне или неподалеку от Лондона, а тут – Манчестер, Ланкашир…
 
Но МЮ был настойчив. Только-только клуб выиграл Кубок Англии и уволил бывшего босса Секстона – Томми Дохерти. Уволил, что называется, по статье – когда стало известно о романе Дока с женой клубного физиотерапевта. Примерный семьянин и набожный католик Секстон с точки зрения консервативно настроенного правления клуба был наилучшим вариантом, чтобы «восстановить репутацию МЮ».
 
За четыре года работы на Олд Траффорд Секстон приводил команду к вице-чемпионству, проиграл финал Кубка Англии. Джо Джордан, игравший под его руководством в МЮ, считает, что Дэйв «просто не справился с давлением, хотя больше всего на свете он хотел добиться успеха на Олд Траффорд». В 1981 году после семи побед кряду (!) руководство клуба уволило Секстона. Он еще два сезона отработал в скромном Ковентри Сити, но уже тогда занимался работой, которой посвятит еще много лет и которую умел делать лучше всего. Он был тренером молодежной сборной Англии, занимался с лучшими молодыми футболистами Англии в Национальной школе в Лиллесхолле. Начиная с 1977 года, помогал разным наставникам первой сборной, за исключением Грэма Тейлора. Последней работой Секстона был просмотр соперников сборной Англии на ЧМ-2002 для Свена-Йорана Эрикссона. «Я все еще учусь; надеюсь, однажды мне посчастливится стать хорошим тренером», - говорил он тогда.
 
Дэйв Секстон ушел из жизни 25 ноября, на 83-м году жизни. Он был отличным тренером.
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги