Один из перспективнейших тренеров Европы поделился своими взглядами на футбол, поведал о некоторых деталях своей игровой философии, а также рассказал о своих тактических решениях, которые он пытался применить в Челси для улучшения качества игры лондонского клуба. Особого внимания заслуживает размышление Виллаша-Боаша о построении игры Барселоны, а еще нынешний наставник Тоттенхэма рассказал за счет чего можно взломать массивную оборону противника. В общем, в беседе португальского тренера с журналистом было еще много чего интересного. Впрочем, судите сами. 
 
АВБ: Многие полагают, что на поле остается все меньше игрового пространства для творчества. На самом деле это не так. Даже если соперник выстраивает массивный защитный блок перед своей штрафной площадью, то вы сразу получаете большую часть поля в свое распоряжение. После чего полузащитники атакующей команды могут своими перемещениями и действиями с мячом спровоцировать соперника выйти вперед или же сместиться в сторону, что в конечном итоге приведет к открытию игрового пространства, которое атакующая команда сможет использовать в своих целях. К большому сожалению, большинство игроков не обладают необходимым пониманием игры. Сегодня футболисты получают огромные деньги, прекрасно чувствуя себя в повседневной жизни, при этом работая максимум по пять часов в день. Из-за всего этого они теряют концентрацию и не могут все время думать непосредственно об игре. Футболисты Барселоны – это исключение из правил. Их игроки постоянно думают об игре, о том, как нужно двигаться на поле и работать с мячом для того, чтобы спровоцировать соперника открыть игровое пространство.
 
- Должна ли команда доминировать во владении мячом по ходу игры для того, чтобы выиграть матч?
 
АВБ: Не обязательно. Да, у нас в Португалии сильнейшие команды стараются строить свою игру на тотальном контроле, когда мяч передается от игрока к игроку без существенного риска потери владения, с целью постепенно прижать противника к его воротам.
 
Но если вы посмотрите на сильнейшие клубы Англии, например, на команду Арсена Венгера, то заметите, что возможно контролировать игру без длительного владения мячом на половине поля обороняющейся команды. Они играют в более скоростной и вертикальный футбол. Действительно, сильнейшие команды Европы, как правило, по ходу игры владеют дольше мячом, чем их соперники. Но происходит это в большинстве случаев потому, что они обладают игроками топ-уровня, с высочайшим индивидуальным мастерством, так что было бы не правильно не воспользоваться этим обстоятельством для контроля мяча.
 
- Луи ван Гал однажды сказал, что можно контролировать игру, атакуя или защищаясь. Но вы всегда должны стараться держать игру под контролем во время оборонительных действий, так как вы заранее можете определить, на каком участке поля позволить противнику атаковать.
 
АВБ: Да, я согласен с эти утверждением. Но в Португалии мы стараемся держать игру под контролем, подолгу сохраняя владение над мячом.
 
- Но все же команда, которая долгое время контролирует мяч, в конечном итоге должна извлекать из этого пользу. Длительное владение мячом имеет смысл только тогда, когда оно приводит к созданию голевых ситуаций. Существуют команды, которые контролируют мяч 60% от игрового времени матча, при этом взамен не получая абсолютно ничего. 
 
АВБ: Вот именно! Контролируя игру, вы всегда должны иметь главную цель, которая заключается в забитых мячах.
 
- Существуют ли определенные позиции игроков на поле, которые играют более важную роль, чем остальные, для установления контроля над событиями в матче, согласно вашей игровой концепции?
 
АВБ: Это зависит от механизма, который вы собираетесь применять в обороне и атаке. Позвольте привести вам пример. На сегодняшний день многие тренеры стремятся к тому, чтобы свести к минимуму применение вертикальных проникающих передач, которые следуют из линии полузащиты. Они пытаются расставить своих игроков по горизонтали, а затем за счет активного движения вингеров стараются создавать голевые моменты. 
 
Вы как тренер должны точно знать, какие игроки есть у вас в наличии. Нужно постараться определить, какой группой игроков вы собираетесь строить свои атакующие действия, затем вы должны выделить ключевые позиции в своем построении. Например, сейчас существуют команды, где на позиции опорных полузащитников действуют игроки, не обладающие выдающимися антропометрическими данными. За исключением Андреа Пирло, Хаби Алонсо, Эстебана Камбиассо, и еще одного или двух футболистов, все остальные игроки, в большинстве случаев, действуя на позиции опорного полузащитника просто отдают мяч влево или вправо, без применения какого либо вида проникающих передач. Почему же не использовать полузащитника оборонительного плана более непредсказуемо для противника? Скажем, вначале он отдает пас в горизонтальном направлении, а затем внезапно выполняет вертикальную проникающую передачу. 
 
- В чем разница, на ваш взгляд, между игрой в три и четыре полузащитника?
 
АВБ: По сравнению с 4-4-2, которую можно было раньше увидеть в Англии, Рафаэль Бенитес создал более динамичную схему 4-4-2. Он добился вариативности между горизонтальными и вертикальными передачами, где очень большое значение имели ритм и скорость во время владения мячом.
 
Характерными признаки классической схемы 4-4-2 является: 
 
- движение нескольких полузащитников вперед, в то время как остальные остаются на своих позициях; 
- один из крайних полузащитников при атаках смещается в центр, в то время как второй остается на фланге; 
- если один из крайних защитников активно идет вперед, то второй остается в обороне для оказания поддержки центральным защитникам.
 
Если же вы используете построение 4-4-2 в виде ромба, где один из центральных полузащитников уделяет больше внимание обороне, а второй в свою очередь играет с акцентом на атаку, то такая схема, на мой взгляд, может создать больше проблем для соперника. Один из недостатков такой формации является то, что смещая своих игроков ближе к центру, вы оголяете фланги, что может привести к потере ширины. Так что вы должны придумать механизм, чтобы исключить этот недостаток или получить от этого какую-либо компенсацию. 
 
Что касается меня, то я предпочитаю использовать схему 4-3-3, а не 4-4-2. Например, сейчас в Испании можно заметить, что многие команды добиваются значительного превосходства в центре поля, используя схему 4-3-3. Лично я не вижу, за счет чего классические 4-4-2 могут хорошо работать в испанском чемпионате.
 
Моуриньо играл в Челси по схеме 4-3-3, которую мне никогда не доводилось видеть раньше: динамическая структура, агрессия, быстрые переходы в атаку. Еще один прекрасный пример использования схемы 4-3-3 продемонстрировала Барселона, но, на мой взгляд, подобный стиль воспроизвести в Англии будет очень сложно из-за того, что, придерживаясь подобной концепции игры, вы подвергаете себя риску, который заключается в частых потерях мяча.
 
Если у вас в распоряжении есть такие игроки, как Фрэнк Лэмпард или Стивен Джеррард, то вам совсем не обязательно требовать от своих форвардов, чтобы они занимали пространство между линией полузащиты и защиты соперника. Лэмпард и Джеррард обладают уникальной способностью качественно действовать на всех участках поля, и для них не является проблемой действовать в игровом пространстве между линиями защиты и полузащиты противника. Фрэнк Лэмпард иногда выражал свое недовольство Дрогба за то, что Дидье, смещаясь в указанную зону, часто терял мяч, потому что ему не удавалось удобно подработать себе мяч одним касанием. Это приводило к обрыву наших атак в ключевых зонах, после чего противник быстро переходил в контратаки на наши ворота.
 
Из-за этого мы были вынуждены ограничить Дрогба в подобных перемещениях, давая ему указания занимать позицию, как можно глубже на поле, располагаясь на одном уровне с линией защиты противника.
 
- Какое значение имеет хорошо поставленный контроль мяча для команд топ-уровня?
 
АВБ: Я думаю, любая команда должна стремиться к тому, чтобы качественно контролировать мяч по ходу игры. Главный вопрос, как этого добиться? Например, игроки Барселоны сразу после вертикальной передачи стараются играть в горизонтальном направлении. Обратите внимание, как их центральные защитники перемещаются с мячом, как они готовят атаки. Они стараются располагаться, как можно шире для приема мяча, после чего крайние защитники выдвигаются в линию полузащиты. Об этой идеи не раз говорил Гвардиола: контролируя мяч, центральные защитники должны спровоцировать противника выдвинуться вперед для оказания прессинга. Если это происходит, то центральный защитник, владеющий мячом, должен быстро отдать передачу на своего партнера в центре защиты, после чего должна последовать вертикальная передача. Но не на полузащитников, которые могут располагаться спиной к мячу, а в зоны расположенные между линией защиты и полузащиты соперника, куда часто перемещаются Андрес Иньеста и Лионель Месси, или же передача может последовать сразу в направлении форварда. Затем следует скидка мяча в центр или на фланг игрокам, которые располагаются лицом к воротам. 
 
 
Игроки Барселоны обладают высочайшим индивидуальным мастерством, что позволяет им все выполнять с ювелирной точностью и не терять мяч в сложных ситуациях.
 
Еще ода важная деталь: в начальной стадии атаки один из крайних защитников Барселоны активно идет вперед, в то время как другой защитник остается чуть позади на фланге, но затем он постепенно выдвигается вперед. Потом он выбирает самый подходящий момент для активного подключения в атаку, когда мяч по цепочке из игроков переходит на его фланг с противоположной стороны поля. 
 
- Луи ван Гал также утверждает, что, дабы не подвергать себя риску, лучше применять вертикальные передачи, а не горизонтальные, потому что в случае потери мяча после горизонтальной передачи, вы становитесь очень уязвимы во время быстрых атак противника. 
 
АВБ: Да, это действительно так. Но существует разница между горизонтальными и диагональными передачами. Иногда подобное встречалось в Англии, когда в команде, действующей по схеме 4-4-2, два центральных полузащитника передавали мяч друг другу в горизонтальном направлении. Что же мы делали в Челси, дабы избежать этого? Лэмпарду мы давали указания разрезать пространство между двумя полузащитниками соперника за счет быстрого движения вперед. Два центральных полузащитника противника сразу отсекались во время нашей атаки, если команде удавалось доставлять мяч Лэмпарду в свободное пространство, расположенное за спинами полузащитников обороняющейся команды.
 
- Как вы будете строить свою атаку, если ваш противник будит выстраивать массивный защитный блок перед своей штрафной площадью? 
 
АВБ: Ну, вот смотрите… Ювентус, например, в большинстве случаев выстраивает оборону на своей половине поля. Они практически не применяют активный прессинг на чужой половине поля. Главная идея заключается в том, чтобы закрыть пространство перед своей штрафной площадью, позади линии защиты и стараться поймать соперника в офсайдную ловушку за счет синхронных действий в обороне. Сегодня большинство команд защищаются подобным образом. 
 
Нейтрализация ваших вертикальных передач не является для них сложной задачей, потому что они очень компактно выстраиваются всей командой перед мячом, где расстояние между линией защиты и нападения составляет 30-40 м.
 
Таким образом, вы вынуждены строить свою атаку с применением коротких передач. Центральные и крайние защитники начинают атаку серией подготовительных передач на своей половине поля. И вот уже все готово для продвижения вперед, но вы просто не знаете, как доставить мяч в линию полузащиты или нападения. Соперник за счет плотного расположения игроков в обороне лишил вас игрового пространства на своей половине поля, перекрывая вам все вертикальные магистрали для атаки.
 
- И что же нужно делать в подобных ситуациях?
 
АВБ: Вы должны спровоцировать противника открыть игровое пространство для себя. К сожалению, большинство команд не умеют этого делать, и я не могу понять, почему. Ведь это является одним и важнейших факторов в футболе. 
 
Как бы соперник не закрывался, его игроки всегда думают о том, чтобы отобрать у вас мяч. Вы всегда должны помнить об этом. Нужно использовать мяч, как приманку.
 
Луи ван Гал рассказал об одном из своих методов для создания игрового пространства в атаке. Главная идея заключается в следующем: серией коротких передач вы переводите мяч с одного фланга на другой. Для сохранения компактности, ваш противник вынужден постоянно следовать за мячом для того, чтобы выстроить массивный защитный блок на фланге, куда движется мяч. Это приводит к тому, что открывается некоторое пространство на фланге, из которого мяч начал перемещаться в горизонтальном направлении на противоположную сторону поля. И вот это пространство вы должны всегда использовать в своих целях, за счет быстрой доставки мяча в открытую зону, назад на противоположный фланг.
 
Вы должны стараться постоянно перемещать мяч в горизонтальном направлении с одного фланга на другой в подходящем ритме. В конечном итоге это может вывести вашего противника из себя. Один игрок из обороняющейся команды может не выдержать и начать атаковать вашего игрока с мячом, тем самым открыв игровое пространство за своей спиной, которое вы всегда должны стремиться использовать для продвижения атаки. Вы также можете спровоцировать одного из игроков противника открыть свою зону, начав двигаться с мячом прямо на него, таким образом бросая ему вызов вступить в единоборство с целью отбора мяча. Пеп Гвардиола считает, что умение провоцировать соперника с мячом для создания игрового пространства в атаке является важнейшим фактором в футболе. 
 
Беседовал Данкан Уайт, The Telegraph
 
Перевод и адаптация Полиграфа, специально для Football.ua