Это была идеальная контратака. Капитан Эвертона Дэйв Уотсон вовремя вышел из своей штрафной, чтобы перехватить передачу Пола Инса. Мяч подхватил Андерс Лимпар, набрал скорость и вместе с партнёрами пошёл вперёд. На половине поля МЮ их оказалось четверо против двух защитников. Лимпар посмотрел направо и, увидев подключение Мэтта Джексона, отдал пас. Правый бек Эвертона ворвался в штрафную, качнул Гари Паллистера и выкатил мяч вдоль линии вратарской на Грэма Стюарта. Полузащитник, чей удар в последнем туре сезона-1993/94 спас команду от вылета в низший дивизион, со всей мочи пробил в перекладину. Однако Пол Райдаут уже ждал этот отскок и в прыжке пробил головой мимо занявшего позицию на линии ворот Стива Брюса.

Этот гол принёс команде, которая вошла в историю Эвертона под прозвищем Псы войны Джо Ройла, Кубок Англии 1995 года, а самого Райдаута прославил.

Полу на тот момент исполнилось почти 31 год. Его карьеру трудно назвать яркой, но она точно была интересной. В юности Райдаут подавал немалые надежды, много забивал за сборную школьников Англии, но, не польстившись на предложения Астон Виллы и Ливерпуля, в 16 лет подписал контракт со скромнейшим Суиндоном. Забивал почти в каждом втором матче, и спустя два года всё-таки надел футболку Вилланов.

Прошло ещё два года, и юный Райдаут умчался… в Италию! Никто так и не понял, зачем. Полу было всего 20 лет, а Бари, вечный скиталец между сериями А и В, вряд ли был подходящим местом для новичка. Пола приглашал клуб, вернувшийся в элиту, но уже спустя сезон Бари снова очутился в серии В. Кто-то думал, что Пол выиграл по деньгам, однако получал он немногим больше, чем в Астон Вилле – 70 тысяч фунтов в год. Молодому нападающему нужно было немножко подождать, но он слишком торопился, полагая, что такого шанса у него больше не будет.

После трёх сезон в Италии Райдаут вернулся в Англию, поджав хвост. Клубы менялись с калейдоскопической скоростью (Саутгемптон, снова Суиндон, Ноттс Каунти), а в Рейнджерс про Пола забыли чуть ли не сразу же после перехода. Наконец, в 1992 году бывший нападающий юношеской и молодёжной сборной Англии оказался в Эвертоне. Сейчас годы, проведённые на Гудисон Парк, Райдаут называет самыми счастливыми в своей карьере, однако и здесь он очень долго шёл к признанию.

"Поначалу мне крепко доставалось от болельщиков. Эвертон в начале 90-х переживал непростые времена, уходили легендарные герои "золотых 80-х", и мне нужно было заменить Грэма Шарпа, который для Гудисона был богом".

Пола критиковали за медлительность и травматичность. К тому же Райдаут любил пожаловаться – нытиков не любят вообще, а в команде, которая валится, не любят в особенности. Свой первый гол в футболке Эвертона он забил на третий месяц игры, и только во втором своём сезоне в команде набрал неплохую форму. Райдаут неплохо сыгрался с Тони Котти, который потом назвал Пола лучшим своим партнёром за все шесть лет выступлений за Эвертон.

Однако то был тот самый сезон-1993/94, когда Ириски чудом избежали вылета, и не удивительно, что Майк Уокер продал Котти, а Райдаута, который вздумал выразить протест по этому поводу, усадил в запас. Уокер пригласил новых нападающих – нигерийца Даниэля Амокаши и шотландца Данкана Фергюсона. В ответ Пол потребовал трансфера и имел шанс воссоединиться с Котти в Вест Хэме. Также на опального форварда претендовали Болтон и Престон, но именно из запаса новый тренер Джо Ройл извлёк его в ноябре 1994 года, чтобы тот внёс перелом в ход дерби.

Оказалось, что Пол прекрасно чувствует себя в паре с Большим Данком. Каждый из них забил по голу в ворота Дэвида Джеймса, и вскоре Джо Ройл восторгался своими "Военно-воздушными силами" (игра слов: в английском аббревиатура RAF означает Королевские ВВС, то бишь Royal Air Force, но в данном случае – Rideout And Ferguson). Райдаут в том сезоне зарекомендовал себя специалистом по важным голам. Всего он забил в чемпионате 14 мячей, в том числе и решающий гол в ворота Ипсвича, который за тур до финиша оставил Эвертон в элите. А потом Пол принёс команде Кубок Англии.

Райдаут считал, что слава настигла его слишком поздно, когда он уже был стар для Премьер-лиги. Скорость никогда не была козырем Пола, а теперь он превратился в слишком лёгкую добычу для защитников. Переводом в полузащиту проблема не решалась, и Райдаут в апреле 1997 года принял предложение из Китая. На этот раз он не скрывал – его интересуют только деньги, ведь Пол действительно получил возможность заработать. Только подъёмными ему выдали 350 тысяч фунтов, что для игрока, близкого к завершению карьеры, было сродни выигрышу в лотерею перед самым выходом на пенсию!

Пребывание Райдаута в Китае, где его однажды признали лучшим легионером чемпионата, интересно не столько игрой, сколько впечатлениями западного человека, познакомившегося с прелестями Востока.

Пол не мог не удивиться дикому для него "режиму концентрации". "Когда я попросил у руководства клуба служебный автомобиль, то сначала не понял, почему они были так этим шокированы и почему в конце концов мне отказали. Действительно, зачем автомобиль, когда мы жили всё время на базе посреди пустыни? Футболисты жили строго по расписанию, и за малейшее нарушение дисциплины вроде опоздания на завтрак полагался штраф. Две тренировки в день и обязательный отбой в 22.00, когда уже действительно ничего не хотелось. Единственным развлечением был телевизор в номере, но он ловил только китайские каналы".

Большим шоком оказалась и встреча с местной кухней. "В клубе иностранцев пытались кормить "по-западному", но, поверьте мне, можно одуреть, когда два-три раза в день тебе подсовывают "ножку Буша" (конечно, Райдаут называет американскую курятину иначе, но так уж нам понятнее. – А.И.)! Однажды нам выпал выходной и мы отправились в город, чтобы немного расслабиться. Местные сказали, что угостят нас тушёным мясом с овощами. Выпив несколько бокалов пива, я почувствовал голод и попросил обещанное угощение. Хозяин заведения тут же притащил нескольких змей, пригвоздил их к специальной доске, снял шкуру и освежеванные тушки бросил на сковороду. Потом он проделал тоже самое с какими-то гигантскими лягушками. Нет, братцы, вы как хотите, а я буду просто бухать!"

Чаша терпения переполнилась, когда в последнем матче сезона команда Райдаута нагло сдала игру борцу за выживание. "Я понятия не имел, что наш тренер и несколько ведущих игроков были как раз из той команды, которой теперь нужна была победа. В первом тайме мы забили гол, а после перерыва начались чудеса. Тогда я играл последнего защитника и время от времени оставался в своей штрафной один против четырёх-пяти соперников. А моих партнёров и след простыл! Конечно, мы проиграли, но после той игры я сказал себе: хватит с меня Китая".

Мудрецы говорят, что не стоит возвращаться туда, где был когда-то счастлив. Райдаут, однако, вернулся, но поступил при этом действительно мудро. Пол подписал контракт с Транмером, и даже в составе этой команды нанёс Эвертону болезненное поражение на Гудисоне в Кубке – 3:0! Транмер тех лет прославился выступлениями именно в кубках, а Райдаут даже забил три гола в знаменитом матче с Саутгемптоном, когда Роверс, проигрывая к перерыву 0:3, вырвали победу!

Сейчас Пол занимается с детскими командами клуба MLS Канзас Сити Уизардс. В Англии, по его словам, у тренеров нет условий для спокойной и качественной работы. Когда Райдаут оказывается в Ливерпуле, его узнают болельщики Эвертона и каждый раз говорят о том единственном голе в финале Кубка Англии. А он не скрывает, что то были лучшие его годы в футболе: "Я преклоняюсь перед Джо Ройлом и навсегда останусь одним из его Псов войны".

Алексей Иванов, специально для Бей-беги