В историю североамериканского футбола золотыми буквами вписана победа сборной США над Англией в 1950 году на чемпионате мира в Бразилии. Об этой победе, также известной как «Чудо на траве», было уже немало написано в исторических очерках, снято масса документальных сюжетов, и даже полноценный фильм под названием «Игра их жизни» с Джерардом Батлером в главной роли. Но мало кто помнит о достижении другой североамериканской сборной, которое не имеет пока еще столь длительного срока давности, зато заставляет гордиться собою всю «соккерную» Канаду. Ведь то был первый и пока что единственный визит «Кленовых листьев» в компанию сильнейших сборных мира, и визит не самый, прямо скажем, неудачный.  
 
Канадцы на ЧМ в Мексике не обыгрывали фаворитов, не отличались какими-то легендарными поступками на поле, они даже не оставили не забили ни единого мяча. Но само попадание команды на важнейший турнир четырехлетия, то, как собиралась та сборная из 22-х бойцов, заслуживает внимания и уважения. Да и вообще, другой сборной, поигравшей на мировом форуме, у этой отнюдь не футбольной страны нет и не предвидится (хотя, вскоре со второй частью тезиса можно и нужно будет спорить). Потому, как бы там ни было, а именно состав под руководством Тони Вэйтерса образца 1986 года в Канаде величают «золотым».  
 
Фигура тренера Кленовых, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Тони Вэйтерс – одна из легенд Блэкпула, сыграл за клуб более двух с половиной сотен матчей в воротах. Он ведь даже на триумфальный для Англии чемпионат мира мог попасть, но в последний момент Альф Рэмси решил не включать вратаря в окончательный список, хотя в числе сорока претендентов Тони присутствовал и вообще одно время считался первым в тылу у легендарного Гордона Бэнкса (всего у Тони 5 «кепок»). Не сумев поучаствовать в легендарном для Трех львов турнире, Вэйтерс уже через год повесил бутсы с перчатками на гвоздь. Но сама судьба не отпускала его из футбола. Будучи одним из тренеров Бернли, Тони пришлось вновь вернуться в ворота после травмы основного кипера Бордовых. И что вы думаете – сыграл еще почти целых три сезона, в сумме появившись на поле в четырех десятках поединков.
 
Потом была тренерская карьера: английские юноши, которых Вэйтерс вывел в финал европейского чемпионата в Италии и победил там, Плимут, который также под руководством молодого наставника не миновала чаша успеха – повышение во Второй дивизион… И тут бы карьере подающего надежды коуча продолжить свой успешный британский вектор, но за Плимутом последовал неожиданный вояж в Канаду. Подымать тамошний футбол, а заодно и кое-какой собственный бизнес. Что из этого было первостепенным – история умалчивает. Однако же, как показывает практика, получилось у Вэйтерса и то, и другое, но обо всем по порядку.
 
Уже известный английский тренер променял английский футбол на канадский, с непонятными на тот момент перспективами. Причем начинал свой путь в этой стране Вэйтерс не со сборной, а с клубом Ванкувер Вайткэпс, куда Тони пригласили в 1977 году в качестве «жнеца, швеца и т.д.», то бишь и тренера, и президента, и генерального менеджера. И Вэйтерс не замедлил с результатами – уже спустя два года своего пребывания в Ванкувере, он привел команду к чемпионскому титулу в NASL (прототип нынешней МЛС). Тут-то и последовало приглашение из федерации футбола страны, причем также «двойного характера» - на должность тренера и консультанта по развитию вида спорта во всей стране. Вэйтерс дал согласие в 1983-м, а уже спустя год сборная Кленовых листьев пробивается на Олимпиаду в Лос-Анджелесе, где выходит из группы с Югославией, Камеруном  и Ираком, а в четвертьфинале уступает лишь бразильцам, да и то – по пенальти, сведя матч в основное время вничью 1:1. Такого прогресса в стране, где «соккер» был отнюдь не на первом месте (а тогда, кажется, и в десятку с трудом входил), не ожидал никто!
 
Грядущий отбор на чемпионат мира в Мексике ожидали с нетерпением. Конечно, сказать, что Канаду захлестнул «соккерный бум», было бы не правильно – все-таки настоящих любителей и ценителей этого вида спорта можно было бы собрать на трибунах главного мексиканского стадиона Ацтека. Однако факт остается фактом – Вэйтерс заставил поверить в то, что поездка на ЧМ – не миф, а реальность. Вот только дальнейшие события отнюдь не способствовали плодотворной работе англичанина со своей командой. Руководство NASL аккурат в разгар отборочного цикла в зоне КОНКАКАФ приняло решение расформировать лигу, что не могло не сказаться на состоянии сборной Канады. Более половины игроков основного состава Кленовых остались без клуба. Большинство из них ради обретения игровой практики даже подалось в североамериканскую лигу по футзалу, ну а кое-кто решил подыскать себе место в заштатных европейских коллективах, используя родственные связи. И вот со всем этим «сбродом» Тони Вэйтерсу пришлось решать невероятно сложную задачу – выход в финальную часть ЧМ.
 
В то время от зоны КОНКАКАФ на мировой форум отбиралось две команды, но учитывая, что Мексика попадала на ЧМ автоматически («благодаря» Колумбии, профукавшей свой шанс провести мундиаль), вакантный «билетик» оставался лишь в единственном экземпляре, а претендентов на него было достаточно – уже повидавшая многое сборная США, сильные сборные Коста-Рики и Гондураса. Собственно, последние две и стали соперниками Кленовых по финальному раунду отбора, который по совместительству был еще и Кубком КОНКАКАФ (в первом канадцы обошли в группе Гватемалу и Гаити). И начался этот этап для подопечных Вэйтерса не самым лучшим образом – в домашнем матче с костариканцами они едва смогли вырвать ничью после точного удара Пола Джеймса. Но потом последовали исключительно успехи – важнейшая минимальная победа в Тегусигальпе (гол на счету Джорджа Пакоса), выездная ничья с костариканцами в Сан-Хосе и, наконец, венец отборочного турнира – домашний матч с Гондурасом и победа со счетом 2:1, благодаря точным ударам Пакоса и Враблича. На фоне всех проблем и «палок в колеса» тренер Тони Вэйтерс и его команда творят историю!


Чтобы привезти команду в Мексику, Вэйтерсу также пришлось преодолеть немало трудностей. Начнем с того, что канадцы так и не смогли провести полноценных сборов в полном составе, ведь многие игроки были заняты в своих минифутбольных клубах, где календарь не особо удачно вписывался в расписание игрищ «старшего брата», а потому «минифутболисты» добрались в Мексику практически за несколько дней до стартового матча против французов. Что и говорить – Кленовым в сражении с действующими чемпионами Европы уже заранее сочувствовали, желали «пропустить хотя бы пятерочку, а если повезет, то и три». Ведь кто такие Ленардуцци, Де Лука, Враблич и Митчелл по сравнению с Баттсом, Баттистоном, Платини, Тигана и Папеном?
 
Примерно такие же мысли посещали и самих игроков перед выходом на поле стадиона в городе Леон с громким названием Ноу Камп. «Я помню, как я смотрел на соперников, стоя в паре метров от них, - делится своими воспоминаниями игрок швейцарского клуба Шо де Фон Иан Бридж, - Господи Иисусе, я знаю этих ребят! Я же вижу их каждые выходные по телику!» И Бридж был не одинок в подобных мыслях. А тут еще и газетчики с телевизионщиками подливали масла в огонь. Фразы вроде «они смогут не проиграть французам, лишь в том случае, если возьмут с собой на поле клюшки», явно не придавали уверенности игрокам Кленовых, зато добавляли спортивной злости. Как вспоминал игрок «Галлов» Мануэль Аморос, более злых и «готовых оторвать тебе ногу лишь за то, что ты подумал коснуться мяча» соперников, он на турнире не встречал.
 
Окончательно зарядил своих партнеров уверенностью форвард канадцев Игор Враблич. Человек с тяжелой судьбою (после ЧМ в Мексике выходец из Югославии попался на игре с букмекерами и с тех пор никто даже не знает, где и чем занимается одна из главных канадских футбольных звезд) создал первый момент в матче, причем очень даже голевой. Он обыграл вратаря французов Батса, но не сумел вовремя распорядиться моментом и позволил защитникам во главе с Баттистоном разрядить обстановку. «Черт, мы еще и атакуем!? Да мы совсем чокнутые!» - рассказывал о своих мыслях в тот момент ключевой защитник канадцев Боб Ленардуцци. Он-то думал, что у него с первых же секунд работы будет хоть отбавляй, а на деле его партнеры смотрелись очень даже ничего на фоне именитых оппонентов.
 
Трудно сказать, что было бы, если б тот матч завершился хотя бы ничьей. Возможно, этот результат добавил бы парням Вэйтерса еще большей уверенности и мы сейчас бы рассказывали о каком-нибудь «Чуде на траве №2». Но все же французы сумели вырвать минимальную победу над абсолютным дебютантом турнира. За десять с лишним минут до финального свистка Папен воспользовался не самой удачной игрой на выходе вратаря канадцев Долана (он из-за этого и окажется на скамейке), вколотив мяч в сетку ударом головой.
 
И брошенный на поле кем-то из болельщиков в первом тайме мертвый петух (1:23 на видео ниже) не стал символом настоящей сенсации. Зато он стал подлинным символом одного из лучших матчей национальной сборной Канады в ее истории. Ведь таковыми порою могут стать и поражения, если это поражения в равном бою и на турнире, где тебя, в общем-то, никто и не ждал.


В последующих двух матчах канадцы также проиграли: венграм 0:2, затем сборной Советского Союза с тем же счетом, причем футболисты команды СССР, как и их французские коллеги, очень долго не могли распечатать уже другого канадского вратаря Тони Леттьери (Блохин пробил кипера лишь по истечению часа игрового времени). Забить хотя бы один мяч в ворота соперников так и не удалось, но это было единственное разочарование от выступления команды на мировом форуме. Ведь счет 0:5 предсказывали Кленовым три раза по отдельности (в лучшем случае), а проиграли они с таким счетом все три свои матча на турнире целиком. А главное достижение этой сборной – демонстрация того, что в футбол может играть каждый. Для этого не обязательно быть звездой Ювентуса или чемпионом целого континента. И эта идея нашла свое отражение в Канаде – после того ЧМ, единственного с канадским участием, «соккер» обрел в стране гораздо большую популярность, чем когда-либо ранее. 
 
А канадские герои того ЧМ, к слову, выбрали себе разную судьбу, в основном с футболом не связанную. Лишь нестареющий тренер Тони Вэйтерс как был успешным в «этом бизнесе», так и остался таковым – сейчас он владелец крупной маркетинговой компании «World of Soccer», тот самый североамериканский бизнес, о котором мы упоминали в начале этого материала. Кроме того Тони не забывает и о «чистом» футбольном занятии – работает как с мальчишками, так и с начинающими тренерами, несмотря на свои 74 года.  
 
А вот его команда пошла разными путями. Кто-то выбрал тренерскую карьеру или же связанную с футболом, как Боб Ленардуцци и Иан Бридж, например. Последний даже работал с женской сборной Канады по соккеру. Но в большинстве своем игроки того состава Кленовых занимаются далеко не футболом. Тино Леттьери работает менеджером в пищевой промышленности, Свен Хабберманн – третий вратарь на том турнире – вообще продает машины. Защитник Теренс Мур – полицейский, причем живет в Белфасте, Рэнди Рэйган, хавбек, почти полтора часа сдерживавший Платини, теперь трудится адвокатом, «сдерживая» нападки прокуратуры. О некоторых игроках той команды вообще ничего не известно (например, об уже упомянутом Врабличе). А еще один футболист сборной образца 1986 года Джеми Лауэри, возит туристов на автобусе по Виктории. Говорят, к потолку в его салоне лапами к верху привязан раскрашенный в красный, белый и синий цвета петух, как трофей и память о том, что когда-то он, водитель автобуса, на равных сражался с командой нынешнего президента УЕФА и обладателя трех Золотых мячей. 
 
Дмитрий Корнило, специально для Другого футбола