Сезон-1994/95 в английской Премьер-лиге можно назвать самым необычным в истории этого турнира. Как-то так получилось, что  всякого рода сенсации, неожиданные откровения и скандалы переплелись в причудливую форму, а на выходе получился неожиданный триумф Блэкберн Роверс.

Об этом эпохальном событии мы уже рассказывали не  раз и не два, но все же, напомним – команда только в 1991 году бывшая аутсайдером первого дивизиона получила подарок судьбы в лице Джека Уокера – стального магната, болельщика Роверс с младых ногтей. Он вложил в Блэкберн порядка 100 миллионов фунтов (солидные деньги даже по сегодняшним меркам, что уж говорить о тех временах!), пригласил на пост менеджера самого успешного на то время британского специалиста Кенни Далглиша  и уже в 1995 году Блэкберн стал чемпионом, впервые после победы в сезоне -1913/14.

Но этот чемпионат прославился еще целым рядом скандалов, которых с лихвой хватило бы не на один сезон. Попытаемся восстановить ход событий и рассказать о причинах и следствиях всех инцидентов, произошедших с игроками и тренерами в те уже присыпанные пылью истории времена.

Демоны Пола Мерсона

Началось все с того, что в ноябре 1994 года  полузащитник лондонского Арсенала Пол Мерсон на пресс-конференции сделал шокирующее признание: он не может контролировать свою страсть к выпивке, наркотикам и азартным играм. Гремучая смесь, не правда ли? Футбольная Ассоциация направила его на трехмесячные курсы реабилитации от наркозависимости, после которых Пол вернулся в команду. Но уже не застал там Джорджа Грэма, о злоключениях которого поговорим ниже.

Пол Мерсон – воспитанник Канониров, игрок очень талантливый, но имевший постоянные проблемы за пределами поля. Такой себе английский Александр Рыкун. В том Арсенале Джорджа Грэма не было более креативного игрока – Мерсон бил штрафные, отдавал пасы, выполнял работу форвардов, забивая после скоростных забегов, с дальних дистанций. Например, забить гол из центрального полукруга зазевавшемуся вратарю для Пола было абсолютно плевым делом.

К сожалению, после ухода из Арсенала (а ушел он остановившись на отметке в 99 голов) Мерсон так и не нашел себя. Покинул он команду после прихода Арсена Венгера, который быстро понял, что если проблемы Адамса решить можно, то вот с демонами  Мерсона  совладать нереально и продал атакующего хава в Миддлсбро за 5 миллионов фунтов. Это был рекордный трансфер для клубов низших дивизионов, ибо тогда  Боро сидел ещё в первом дивизионе.

Пол хотел исправиться. Он завязал с наркотиками, но вот выпивка и страсть к ставкам сопровождали его всю жизнь. Чего стоит только причина ухода из Боро – алкогольная культура той команды Брайана Робсона стала для Пола слишком большим искушением, и он решил податься в более степенную Астон Виллу. Затем был Портсмут Харри Реднаппа, где Мерсон со слезами на глазах признался, что если с выпивкой и наркотиками он еще способен как-то бороться, то ставки доведут его однажды до самоубийства.

Позже Пол работал играющим менеджером в Уолсолле, где собрал банду своих лучших товарищей – Джулиана Джоакима, Энди Оукса (бывшие партнеры по Астон Вилле), Дэвида Перпетуини, Тони Джеррарда (кузен Стиви Джи), но постоянные отлучки наставника на курсы реабилитации от игорной зависимости в Аризону сильно сказывались на результатах команды. В общем, тренерская карьера Мерсона не задалась. Последней каплей для руководства Уолсолла стало желание Пола подписать своего лепшего друга – Марка Боснича, а также  развод со второй женой, сопровождавшийся новым витком проблем с выпиской и ставками.

Кунг-фу от Кантона

25 января 1995 года Манчестер Юнайтед играл на выезде с Кристал Пэлас. Капитан "Красных Дьяволов" Эрик Кантона получил красную карточку за то, что оттолкнул Ричарда Шоу, державшего его за футболку. Все бы ничего (красные карточки для неистового француза не были чем-то особенным), если бы не то, что случилось вслед за этим удалением.

Кантона в сопровождении работника клуба Нормана Дэвиса направлялся в раздевалку, но неожиданно сорвался в сторону трибуны и набросился на болельщика Кристал Пэлас Мэттью Симмонса, нанеся тому сильнейший удар ногой в лицо. Этот инцидент стал настоящей бомбой, подорвавшей мир английского футбола – поступок Кантона обсуждали и осуждали все, даже люди не особо увлекавшиеся футболом.

Масла в огонь добавило и дальнейшее поведение Эрика. На пресс-конференции он сказал только одну фразу: "Чайки следуют за траулером только потому, что ждут, когда  сардины выбросят в море. Спасибо", развернулся и ушел.  Позднее он ни на йоту не сомневался в правильности своих действий, называя этот поступок одним из самых верных и достойных в своей жизни.

Все дело в том, что сам Мэттью Симмонс был далеко не ангелом – этот парень имел несколько судимостей, принимал участие в митингах Национального фронта и в данном случае он что-то выкрикнул в адрес Кантона. Привычка оскорблять игроков соперника у фанов в крови (особенно у футбольных хулиганов, которым и являлся Симмонс) и никто, выкрикивая разного рода ругательства, не думает, что может получить адекватный ответ. Но все же, оправдывать поступок Кантона нельзя – будучи капитаном команды и кумиром для многих молодых парней он не должен был опускаться до рукоприкладства.

В конце концов Симмонс получил годичный запрет на посещение матчей в Англии и Уэльсе, штраф в 500 фунтов и 24 часа исправительных работ. Эрик же отсидел 9-месячную дисквалификацию во всех турнирах под эгидой ФИФА (уж больно резонансным было событие) и вместо двухнедельного тюремного срока получил  120 часов общественных работ.

Возможно, именно потеря капитана и стала ключевой для Манчестера в проигранной  борьбе за чемпионство с Блэкберном. Но нужно знать Эрика, чтобы понимать – он не мог поступить по-другому.

"Травка" Армстронга

В феврале 1995 года неприятности подстерегли уже Кристал Пэлас.  Лучший бомбардир команды Крис Армстронг оказался первым игроком Премьер-лиги, который не прошел тест на наличие наркотиков в организме (покурил "траву" в неудачный день). Криса отправили на месячный курс реабилитации, после чего у форварда "сбился прицел" и, закончив сезон с показателем 16 голов, он так и не помог Орлам избежать расставания с элитным дивизионом.

Сам же Армстронг вскоре оказался в Тоттенхэме. 4,5 млн. фунтов стали рекордными и для Шпор, и для Дворца. Тоттенхэм вскоре приобрел еще и Леса Фердинанда, отдав за него 6 миллионов Куинз Парк Рейнджерс, а Кристал Пэлас более солидную продажу совершил только в 2006 году, когда отпустил за 8,6 миллионов в Эвертон Энди Джонсона.

В стане Шпор Армстронг не стал выдающимся форвардом, но забивал достаточно много, проведя в клубе 7 лет и даже зацепив период пребывания там Сергея Реброва. Нападающим Крис был подвижным и в меру техничным, но ему не хватало стабильности в реализации моментов. Заканчивал карьеру в валлийском Рексэме – там же, где и начинал.

Взяточник Джордж Грэм

О проблемах Армстронга как-то быстро забыли, ибо на поверхность вылез новый, гораздо более крупный скандал. Менеджера Арсенала Джорджа Грэма не просто уволили из команды, но впаяли годичную дисквалификацию вкупе со штрафом  за то, что он принял нелегальную выплату (обычными словами - взятку) от агента ФИФА Руне Хауге на сумму 425 тыс. фунтов за трансфер Пала Лидерсена и Йона Йенсена!

Стоит сказать, что слухи о том, что такими вещами балуются многие английские (и не только английские) менеджеры, ходили и  ходят до сих пор. Под подозрение в свое время попадали Харри Реднапп и Сэм Аллардайс, поговаривали даже о  сэре Алексе… Но вот попался только Грэм.

Лидерсен провел в команде два года и сыграл только 16 матчей, так и не выбив из основы ни Ли Диксона, ни Найджела Уинтерберна, а вот Йенсен, приходивший в статусе чемпиона Европы, отыграл намного более успешно. Позже, когда разбирали дела Хауге и некоторых других агентов, возникли вопросы и по трансферу Андерса Лимпара, а также еще несколько подозрительных дел. Но официально наказали Грэма (и Хауге) именно за трансферы норвежца и датчанина.

Интересно, что Хауге вскоре вернулся к работе и привез в МЮ не кого-нибудь, а Оле –Гуннара Солскьяера! Также он работал со Стеффеном Иверсеном и Эриком Бакке, которые, как ни странно, тоже пересекались с Грэмом – Эрика покупал в Лидс как раз Джордж, только отсидев годичный бан, а Иверсен играл под его руководством в Тоттенхэме. Участвовал Хауге и в трансфере Рио Фердинанда из Вест Хэма в Лидс за рекордные 18 млн. фунтов, а также привозил в Челси Оби Микеля. Как видим, скандал и Хауге – почти синонимы, если вспомнить с каким трудом достался молодой нигерийский талант из Люна лондонцам.

Грэм же после неоднозначных  периодов работы (как всегда, впрочем, у этого специалиста) в Лидсе и Тоттенхэме стал работать на Скай Спортс и, наверное, уже не вернется на тренерскую скамью.

Деннис Уайз и непослушный таксист

Казалось, что уж после "дела Грэма" в английский футбол придут тишина и спокойствие.  Но не тут-то было. "Эффектную" точку в этом сезоне, который долго еще снился в сладких снах гиенам пера из "Сан", поставил капитан Челси Деннис Уайз.

13 марта 1995 года, возвращаясь из "Скрайбс" (заведение, владельцем которого является Терри Венейблс, менеджер сборной Англии того времени) вместе со своей подругой, Деннис подрался с таксистом, не желавшим его везти в Бостон Мэньор вместо изначально заявленного Шепердс Буша (кто-то из друзей позвонил Деннису и предложил заехать в гости). Перепалка началась после того, как таксист сказал, что просто не знает дороги. Деннис отказался вылезать из такси, водитель вызвал полицию. В конце концов, когда Уайз все-таки решил поменять машину, что-то случилось с его подругой (то ли таксист ей придавил ногу дверцей, то ли тронулся раньше времени). В общем, тут-то Дениса и понесло. Больше всего досталось машине "непослушного" водителя.

Об этом поступке Вайзи сожалеет всю жизнь,  о чем и написал в своей книге, которую начал главой "Худший момент моей жизни". Там он попытался объяснить причины своих поступков, то, что спровоцировало его на агрессию, но все равно не стал искать оправданий и рассказал о том, что этот случай круто изменил его жизнь.

Дело в том, что Денису по приговору суда пришлось провести некоторое время за решеткой, пока трехмесячный приговор не был обжалован и заменен общественными работами. Этот инцидент стоил Деннису капитанской повязки в Челси, что для него было едва ли не  худшим наказанием. Тогдашний менеджер команды Гленн Ходдл подозвал  к себе Денниса и объявил ему о своем решении уже на первой тренировке после возвращения из заключения.

По словам Уайза он слабо верит в то, что Джеральд Грэм, водитель такси действительно хотел такого приговора для капитана Челси – скорее всего он надеялся выбить у него денег на ремонт автомобиля. В конце концов, все удалось уладить не без участия Терри Венейблса, но для Уайза это действительно стало уроком. Деннис не из тех парней, которым нужно что-то повторять дважды – он смог сделать правильные выводы и уже вскоре, при Рууде Гуллите вернул себе капитанскую повязку, став одним из самых культовых капитанов Синих в истории.

Больше до конца сезона ничего экстраординарного, кроме чемпионства Блэкберна, не случилось, но это уже было событие со знаком "плюс", которое вспоминается с ностальгией в нашу эпоху господства в английском клубе четырех избранных клубов. Ведь именно Блэкберн был последним  (и единственным после основания АПЛ) чемпионом не из big four. Как же давно это было!

Сергей Бабарика, специально для Бей-беги