История

Наверное, каждый, кто интересовался историей английского футбола, знает о Блэкпуле следующее: этот клуб выиграл самый драматичный финал Кубка Англии – финал 1953 года. Великий маэстро Стэнли Мэттьюз вдохновил Блэкпул, чтобы за оставшиеся 20 минут поединка не только отыграть два мяча, но и вырвать победу у Болтона со счетом 4:3. Нападающий Стэнли Мортенсен первым в истории финалов на Уэмбли сделал в том матче хет-трик.

Этот триумф стал вершиной самого успешного периода в истории клуба. В первое послевоенное десятилетие Блэкпул имел славу не только популярного курорта, но и гламурного футбольного клуба. Команда трижды играла в финалах Кубка Англии, победив в 1953-м после неудач в 1948-м и 1951-м, а в 1956-м заняла в чемпионате второе место. Блэкпул регулярно оказывался в десятке лучших команд первого дивизиона, и хотя в 1960-х начал сдавать позиции, в составе сборной Англии на ЧМ-1966 были два представителя этого клуба: Джимми Армфилд, некоторое время даже носивший в сборной капитанскую повязку, и молодой герой турнира Алан Болл.

В 1967 году Блэкпул вылетел из первого дивизиона, вернулся на годик в 1970-м, после чего начал стремительное погружение на дно английского профессионального футбола. В 1981 году команда уже играла в четвертом дивизионе, где по итогам сезона заняла 21-е место. В том сезоне с клуба сняли два очка, когда в матче Кубка Лиги в составе Блэкпула принял участие незаявленный игрок – клуб опоздал с подачей формы регистрации, хотя  был расположен ближе всех к тогдашней резиденции Лиги – всего лишь в трех милях. Для письма, как оказалось, три мили – это серьезное расстояние…

То, что происходило с Блэкпулом в последующие два десятка лет, лучше других описал британский журналист и болельщик этой команды Стив Мелроуз: «Мне хочется думать о Блэкпуле как о «спящем гиганте», однако на самом деле клуб больше напоминает старого пса, любимца семьи, который лежит в своей корзинке и давно не способен кого-то  обидеть». В эти годы Блэкпул не мог похвастаться ни успешными воспитанниками, ни хотя бы игроками с именем. Последний английский сборник играл здесь в 1971 году. В середине 1990-х за Северную Ирландию выступал форвард Джеймс Куинн – первый сборник за два десятка лет. Потом пришлось ждать еще десять лет, прежде чем в Блэкпуле возник латвиец Каспар Горкшс. Команда болталась между двумя низшими дивизионами, а в 1996-м ее владелец Оуэн Ойстон сел на шесть лет за изнасилование. Три года назад Саймон Грейсон вытащил Блэкпул в Чемпионшип. Считая очки до зоны вылета, команда  провела два сезона, сам Грейсон успел уйти в Лидс, но потом вдруг все изменилось…

Форма

Другой популярный факт о Блэкпуле – это единственный клуб Футбольной Лиге, который играет в «мандариновых» цветах. По легенде, в начале 1920-х годов один из директоров Блэкпула увидел сборную Нидерландов, и проникся далеко не банальной расцветкой ее формы. С тех пор Блэкпул стал «мандариновым», а до этого команда в чем только ни играла: популярные красная, синяя и белая расцветки, бордовые напевы и даже совершенно дикий вариант в горизонтальную красно-сине-желтую полоску!

Стадион

Футбольный клуб Блэкпул появился на свет в 1887 году. Более десяти лет скитались по различным местным полянам, пока не обосновались на стадионе, который назвали Блумфилд Роуд. В том месте было много оранжерей, в которых выращивали цветы на продажу, а потому один из самых больших домов носил название Блум Филд (Цветочная Поляна). В сентябре 1955 года на матче первого дивизиона с Вулверхэмптоном трибуны стадиона вместили 38 098 зрителей, что так и остается рекордом посещаемости домашних матчей Блэкпула.

Постепенно стадион хирел и устаревал. В 1981 году городской совет потребовал поменять крышу на трибуне Спион Коп, которая не отвечала правилам техники безопасности, но клуб сумел оплатить только демонтаж. Три первых ряда на Восточной трибуне находились ниже уровня поля. В какой-то момент, в конце 1980-х, руководство клуба договорилась уже о продаже стадиона под строительство супермаркета, собравшись за счет вырученных средств погасить долги и оплатить расходы по переезду на регбийный стадион. Городской совет наложил вето, потребовав полностью перестроить Блумфилд Роуд. План реконструкции рожали десять лет – все равно денег на финансирование проекта не хватало катастрофически.

Наконец, постепенно разваливая старые трибуны, в 2002 году на Блумфилд Роуд возникли две новые, названные в честь великих Стэнли – Мэттьюза и Мортенсена. До недавних пор вместимость стадиона составляла 9,5 тысяч зрителей, а функционировали по сути только эти две трибуны. Третья, гостевая, трибуна представляла и представляет собой временную земляную насыпь без козырька, а вместо четвертой трибуны несколько лет открывался вид на огромную автостоянку. В марте этого года Блэкпул, предчувствуя приближение грандиозного повода, «закрыл» вид на автостоянку, завершив строительство очередной  трибуны – имени Джимми Армфилда, и теперь Блумфилд Роуд может принять на три тысяч зрителей больше. Когда вместо допотопной гостевой трибуны возникнет наконец современная, вместимость составит 16 тысяч. Но на данных момент – это самый маленький из всех стадионов за без мало два десятка лет истории английской Премьер-лиги.

Валерий Белоконь

Строительство трибуны Джимми Армфилда началось только в июле 2008 года. Все расходы на себя взяли тот самый Оуэн Ойстон, который остается одним из владельцев клуба, и гражданин Латвии Валерий Белоконь.

В 2006 году Белоконь через свой холдинг за 4,5 млн фунтов приобрел 20% акций клуба, спустя год, по случаю выхода команды в Чемпионшип, выкупил еще 30%, и теперь он владеет Блэкпулом вместе с семьей Ойстон. Сам Валерий занимает пост президента, а  Карл Ойстон, сын «насильника», является председателем правления. Белоконь – человек не бедный, но при этом своим богатством не кичится. Самое экстравагантное заявление он сделал в начале своего пребывания в Блэкпуле – объявил о готовности поставить полмиллиона фунтов на то, что команда, перед этим едва не вылетевшая в Лигу 2, в сезоне 2006/07 выйдет в Чемпионшип. В конце концов ставку он не сделал, говорит, что пожалел букмекеров.

Как оказалось, Белоконь не собирался сорить деньгами. Самую первую его инвестицию, те самые 4,5 млн фунтов, клуб растянул на три года. Вроде бы он не обманывает и не  обворовывает, помог построить новую трибуну. И невзирая на то, что следом за Белоконем в клубе появился латвийский защитник Каспар Горкшс, Блэкпул не превратился в витрину для прибалтийских футболистов, а Горкшс оказался вполне толковым игроком для Чемпионшипа. Клуб вообще тратит немного, в том числе на зарплату игрокам и выплаты агентам. Карл Ойстон утверждает, что нынешний бюджет Блэкпула – «один из самых скромных даже в Чемпионшипе, он составляет около шести миллионов фунтов». Задолженность – минимальная, а менеджер команды Иан Холловей недавно назвал Белоконя «идеальным руководителем». Правда, последние два года Блэкпул не устает бить собственные трансферные рекорды: в январе 2008-го Стив Макфи обошелся в 300 тысяч фунтов, прошлым летом за Чарли Адама глазвегианские Рейнджерс получили полмиллиона…

Это, конечно, немного другой мир, далеко не мир Премьер-лиги, и те деньги, которые свалятся на Блэкпул, по словам Холловея, вызовут бум во всем городе. Уже потирают руки туристические агентства, которые в последнее время все активнее напоминают о прежнем статусе Блэкпула, где есть собственная уменьшенная копия Эйфелевой башни, огромный парк аттракционов и морской курорт, не испорченный присутствием порта. Самые упорные пробивают идею превращения Блэкпула в центр игорного бизнеса. Карл Ойстон старается сохранять спокойствие: «Да, наш выход в Премьер-лигу наверняка расшевелит весь город, но я не собираюсь изменять своим принципам».

Команда

В конце концов эти принципы привели Блэкпул из самого низшего дивизиона в самый элитный. Хотя, глядя на состав команды, в это трудно поверить. Блэкпул, обыгравший на Уэмбли Кардифф Сити, представляет собой причудливую смесь из безвестных трудяг низших дивизионов и оригинальных, но отнюдь не звездных личностей.

Вратарь команды – Мэттью Джилкс, который на Уэмбли едва не уронил мяч в собственные ворота в «неравной» схватке с Майклом Чопрой, семь лет играл за Рочдейл, беспросветно торчавший в Лиге 2, потом год сидел в глухом запасе Норвича, и даже в Блэкпуле далеко не сразу стал первым номером. По сути, это случилось только за четыре месяца до финала плей-офф, когда в запас отправился сыгравший более ста матчей Пол Рахубка. Знакомая фамилия? Если болельщики Манчестер Юнайтед очень постараются, то вспомнят молодого вратаря из США, который в начале нашего века трижды возник в воротах их клуба, прежде чем с головой окунуться в «трясину».

Оборона не является сильной стороной Блэкпула, что не удивительно, ведь собрана она по принципу с мира по нитке. Правый защитник Шеймус Коулмэн подъехал только в марте в аренду из Эвертона. Помог пробиться в элиту, но перед финалом подписал с Ирисками новый контракт. Слева выступает Стивен Крейни, поигрывавший в Селтике времен Мартина О'Нила, мелькнувший на полгода в АПЛ в Саутгемптоне, потом отыгравший три года в Лидсе и наконец летом 2007-го бесплатно перебравшийся в Блэкпул. Лидер центра обороны – Иан Эватт. Когда Дерби в сезоне 2001/02 прощался с Премьер-лигой, попробовать на вкус большого футбола позволили и молодому защитнику Эватту. В самом последнем матче он даже вышел в стартовом составе, а потом отправился в Честерфилд и КПР, чтобы одновременно с Крейни оказаться в Блэкпуле. Тоже бесплатно. Спустя год, летом 2008-го, Эватт получил достойного партнера – Алекса Баптиста. Парень только-только вылетел в Конференцию с Мансфилдом, но, говорят, вызвал огромный интерес к своей персоне. Всех обставил Блэкпул, сразивший конкурентов суммой в 50 тысяч фунтов.

Уже упоминавший Чарли Адам – нынешний капитан и кумир трибун. Он сидел на скамейке запасных Рейнджерс в финале Кубка УЕФА с Зенитом, потом отправился на помощь Блэкпулу в борьбе за спасение в Чемпионшипе. За четыре месяца понравился настолько, что стал рекордной покупкой в истории клуба – см. выше. Адам кажется таким себе толстячком, но своей божественной левой в этом сезоне наколотил 19 мячей. Его удар со штрафного в финале с Кардиффом – это шедевр.

Вообще-то капитан команды – хорошо известный Премьер-лиге Джейсон Юэлл, но в плей-офф на поле он не появлялся. Холловей вообще последние шесть матчей сезона отыграл одним составом, где в полузащите рядом с Адамом действовали Кит Саутерн, который как приехал восемь лет назад из Эвертона, так и остался, и Дэвид Вон, поигравший за Реал Сосьедад в Сегунде, когда там работал Крис Коулмэн.

Иан Холловей нападающих любит, а потому не удивительно, что именно они в клубе представлены самой людной компанией: восемь форвардов плюс еще двое арендованных. Конечно, некоторых, вроде некогда воспитанника МЮ Даниэля Нардьелло, пришлось по ходу сезона давать взаймы другим клубам. В то же время приехавший на время из Лестера (уже во второй раз за два года) Ди-Джей Кэмпбелл забил 11 мячей в 17-ти матчах, в том числе сделал хет-трик в полуфинале с Ноттингемом. В конце апреля Кэмпбелла арестовали в связи с поножовщиной возле одного из ночных клубов Лондона. Через день он вышел на поле в матче с Питерборо, забил победный мяч и за тур до финиша поднял Блэкпул в зону плей-офф.

Второй мяч в ворота Кардиффа на Уэмбли забил обладатель шикарной фамилии Гари Тейлор-Флетчер. Двадцать три года своей жизни он был Гари Флетчером, форвардом нескольких любительских клубов, а также таких «грандов» как Лейтон Ориент и Линкольн. Но в 2004 году женился на Вив Тейлор и обзавелся двойной фамилией. Потом поиграл в Хаддерсфилде, а как раз под Чемпионшип перебрался в Блэкпул.

Символично, что победный мяч, который вывел команду в элиту, забил Бретт Ормерод. В сезоне 2000/01 он отличился за Блэкпул 27 раз, в том числе пять – в победном плей-офф третьего дивизиона. Вскоре после этого Ормерода удачно толкнули в Премьер-лигу, потому что Саутгемптон выразил готовность выложить за Бретта 1,75 млн фунтов. До сих пор эта удивительная продажа остается рекордной в истории клуба. В элите форвард Святых забил 12 мячей за пять лет и отправился в Престон. В Блэкпул он вернулся в январе 2009 года – бесплатно.

Обязательно нужно вспомнить регулярно выходившего на замену Бена Бёрджесса. В 2000 году, делая свои первые шаги в Блэкберне, он набрался смелости отправиться в аренду в Австралию. Блэкпул четыре года назад отдал Халлу за Бёрджесса 25 тысяч фунтов, и Тигры, по всей видимости, были рады, потому что Бен, измученный травмами, вообще не играл за них девять месяцев. В Блэкпуле в сезоне 2007/08 Бёрджесс стал лучшим бомбардиром. Правда, забил только девять мячей, но что поделаешь – такой то был сезон…

Можно, конечно, продолжать знакомство с географией низших английских дивизионов, но и этого, думаю, достаточно, чтобы задаться вопросом: как эта компания сумела запрыгнуть в Премьер-лигу? Ответ, по-моему, прост, и ответ единственный – Иан Холловей, который смотрится здесь очень органично, и дружная семья Блэкпула, проделавшая весь этот «великий мандариновый путь».

Алексей Иванов, Football.ua