Сложно сказать, кто ещё не слышал об "офшорном" "Панамском" скандале", который затронул весь мир и большинство сфер жизни, а частности мировой футбол. Разве что детям в садиках об этом не говорят, и то не факт. И хотя у большинства слово "офшор" ассоциируется с отмыванием денег или другим уголовным деянием, на самом деле всё не так ужасно, как может показаться. А тот факт, что многие клубы и футболисты, как выяснилось, пользуются офшорами, лишь подтверждает их популярность в футболе.

Как гласит первоисточник, кроме Месси, который и ранее был замешан в деле о невыплате налогов в Испании, которое чуть не завершилось тюремным заключением для него, в скандале фигурируют другие имена: Леонардо Ульоа (Лестер Сити), который якобы передал свои имиджевые права компании; Иван Саморано (экс-звезда Реал); Габриэль Хайнце (бывший игрок Манчестер Юнайтед и Реала), который проводил свой доход от спонсорства Puma AG через офшоры; Кларенс Зеедорф (Милан). (Более детально — "Список Фонсеки").

Что такое офшорная компания?
 
Доступными словами, офшорная компания – это компания, которая зарегистрирована в особой стране (Панама, Белиз, Кипр, Виргинские острова, Сейшелы, Багамы и т.д.), с помощью которой можно легальным способом полностью или частично сократить затраты на уплату налогов в родной стране. Открыть офшорную компанию и с её помощью сокращать свои расходы полностью правомерно и, само по себе, не несёт уголовной или любой другой ответственности. Такая возможность существует благодаря несовершенному налоговому законодательству стран, также договорам об избежании двойного налогообложения между странами.

Единственное "но": выводить деньги за пределы страны можно, только если это оправдано производственной или экономической необходимостью, а не прямым нежеланием укрыть доходы от налогообложения. Преступлением, с которым борются правоохранительные и налоговые органы, является именно пресечение незаконного вывода средств. Используя офшорную компанию в легальных целях, нечего бояться.

Открыть и управлять офшорами (а также счетами) не бесплатное удовольствие, поэтому не всегда оправдано. Для этого нужно анализировать каждую отдельную ситуацию.

Зачем и как футболисты пользуются офшорами?

Причин для открытия офшоров, как можно понять, довольно много. Основная – уменьшить налоги, которые футболист должен заплатить государству, где он играет в конкретный момент. Учитывая, что налоговая ставка на заработную плату огромна, а в большинстве стран ЕС существует прогрессивная ставка (чем больше зарабатываешь – тем выше ставка налога), то искушение платить меньше "ненасытному" государству вполне объяснимо.

К примеру, в Германии футболист, который зарабатывает выше 52 тыс евро в год, обязан "отдать" государству 42%, а если больше 250 тыс – 45%. В Испании ставка и того выше – 48%, если футболист получает больше 120 тыс. евро. В Англии при доходе больше 150 тыс фунтов – 45%. В Украине налог на заработную плату состоит из нескольких элементов и примерно составляет 20% от дохода футболиста (т.е. любой футболист обязан отдать 1/5 своей прибыли "в казну", что не так плохо на фоне стран ЕС, где игроки платят почти половину своей прибыли).

Другой причиной может быть желание накапливать деньги в стране, где их собственник планирует тратить в недалёком будущем. Говоря конкретно о нашей стране, в Украине существует ограничение вывоза денег за пределы страны в размере 10 тыс. евро на человека. Поэтому, если кто-либо из наших футболистов захочет купить виллу в Испании или на Багамах, ему придётся или несколько раз туда слетать (всей семьей с дальними родственниками), или получать специальное разрешение, что сложно и проблемно. Намного проще сразу "накапливать" заработок там, где им можно проще и быстрее пользоваться.

Учитывая, что за последние годы футбол превратился в полноценный бизнес с огромными зарплатами футболистов, последние начинают искать обходные схемы налогового законодательства и примеров тому масса.

Самый простой способ – двойной контракт между клубом и футболистом: один трудовой, а второй — на использование коммерческих (имиджевых) прав игрока. Ко второй категории относятся проценты от продажи футболок, доход от съемки в рекламе, спонсорство и прочее, которые, как правило, платятся компании игрока. Имея исключительно коммерческую составляющую, такая форма расчета вполне легальна и законна. При умеренном распределении и квалифицированном подходе, этот способ может стать эффективным инструментом для экономии расходов, ведь налог на зарплату в большинстве стран значительно выше (раза в 2) налога на прибыль с компаний.

Фиктивная предпринимательская деятельность тоже может быть вариантом, хотя в этом случае легальности здесь мало. Подобную схему пробовали провернуть как минимум три игрока Барселоны: Лионель Месси, Самуель Это’О и Луиш Фигу. Игроками регистрировались несколько компаний, куда направлялась часть доходов. Использовались несколько фирм, одна из которых испанская, а вторая — в другой стране ЕС, где налоговый режим более лоялен. Между компаниями заключалось много фиктивных договоров, чтобы уменьшить налоговую базу первой компании, в то время как большая часть денег оседала во второй. Извне все выглядело как простая предпринимательская деятельность. Также использовался и более простой вариант – фирмы сразу создавались в офшорах. Месси использовал Панаму, Уругвай и Белиз. Это’О – Венгрию. Впрочем, от уплаты налогов это не спасло и Месси были предъявлены требования на сумму порядка 4 млн. евро, с которыми он согласился для внесудебного урегулирования конфликта, заплатив в итоге штраф.

Альтернативно использовалась и схема с футбольными агентами. В Англии один из футболистов признался в том, что скрыл от налоговых органов 300 тысяч фунтов, которые были его бонусом за переход в новый клуб. Чтобы не платить 40-50% подоходного налога с них, эти деньги были заплачены за фиктивные услуги агенту за границу, затем сумма была переведена уже на заграничный счет самого игрока. Похожая ситуация была и в Германии. Клуб Бохум в таком же стиле подписал игрока, подъемные были выплачены его агенту в Монако, а потом возвращены игроку на заграничный счет без ведома немецких налоговых властей. Чтобы дополнительно запутать дело, были составлены фиктивные контракты между агентом и клубом по поводу других трансферов. Но в этом случае кончилось всё плохо – игрок заплатил штраф и получил 20 месяцев тюрьмы условно.

Следует понимать, что не все схемы законны, а во многих случаях, штрафы или тюремное заключение может быть не оправдано незначительным снижением расходов.

"Клубные офшоры"

Резонно предположить, что футбольные клубы в Украине также пользуются легальными способами снизить затраты при ведении своего бизнеса. Как становится понятно из публичных источников, как минимум один клуб в Украине при международном трансфере игрока из французского клуба использовал в далёком 2007 году компанию, которая была зарегистрирована в Великобритании, а в 2009 году клубом точно владели иностранные компании из офшорной юрисдикции (Британские Виргинские острова) подконтрольные одному собственнику. На сегодняшний момент некоторыми совладельцами этого клуба являются несколько компаний с Кипра. Несколько других клубов, исходя из официального реестра компаний, находятся, в том числе, или во владении нескольких кипрских компаний, или же клубом владеют компании из офшорной юрисдикции (Британские Виргинские острова).

Удобство ведения международного бизнеса для крупных футбольных клубов очевидно. Путём вполне легальных операций можно избежать лишних бюрократических и формалистских преград, которые существуют у нас в стране. Как минимум сегодня в Украине существует обязательство любых компаний, которые получают доход из-за границы в валюте, конвертировать 75% всего дохода в гривну. При нынешней "стабильности" курса такое правило добавляет любому международному бизнесу дополнительные риски, которых и так хватает.

Поэтому имея иностранную компанию можно, как минимум, минимизировать риск потерять на курсовой разнице при получении денег от международных трансферов, выплатах за участие в турнирах УЕФА, выплатах от международных спонсоров и других источников, и получить возможность хранить деньги в иностранной валюте. Кроме того, в дальнейшем, совершая оплату за трансфер иностранного игрока, не нужно будет беспокоиться о получении разрешений на конвертацию валюты или думать о лимитах вывода средств, которые НБУ может установить завтра. Доказывать каждый раз, что оплата за трансфер легионера не является отмыванием денег, тоже не добавляет удобств.

Как мы видим, в некоторых случаях открытие офшорных компаний, в частности для украинских клубов, является больше необходимостью, чем роскошью, для упрощенного ведения бизнеса. Главное – следить за тем, чтобы ввод/вывод денег через такие компании соответствовал реальным потребностям и требованиям законодательства.

А что футболисты?

Ни для кого не секрет, что некоторые (не все) украинские клубы предпочитают экономить на уплате налогов, и футболисты часть своей зарплаты получают наличными "в тёмную". Такая схема должна быть очевидна для любого игрока, который подписывает контракт (и дополнение к нему), согласно которому он фактически получает две суммы – на карточный счёт, с которого платится налог, и который является официальной зарплатой, и "бонусы", которые могут платиться наличными в валюте, и с которых налог может и не платиться. Ясное дело, что большинство игроков не беспокоятся об этом, поскольку, в первого взгляда, обязанность платить налоги должна возлагаться на клуб как работодателя. Также в "экономии" могут быть заинтересованы оба – клуб и игрок, ведь если клубу придется отдавать больше налогов, ему придется или платить меньше игроку, или иметь дополнительные затраты, что "не выгодно".

Тем не менее, футболистам нужно серьезно задуматься над вариантами легализации своих доходов. Рано или поздно фискальные органы Украины получат полномочия и техническую возможность отслеживать тех, кто получает заработную плату или "бонусы" "в конвертах" и применять огромные штрафы, вплоть до открытия уголовного дела за уклонение от уплаты налогов (в зависимости от суммы). По аналогии с Европейскими странами, у украинских налоговиков рано или поздно появится реальная возможность следить за расходами граждан (и их родственников), а не только смотреть на их доходы по документам.

К примеру, если футболист якобы по официальному контракту (и документам) получает в год даже 12 000 долларов (в эквиваленте), с которых был уплачен налог, а недавно он (или его безработная бабушка, жена) купила новый автомобиль за 70 000 и квартиру за 250 000, то налоговая сможет делать правильные выводы (что футболист не успел столько прожить, чтобы накопить такую сумму). Отсюда вопрос: а где он взял деньги на всё это? И если он не сможет никак резонно обосновать свой финансовый "взлёт", такие факты дадут основание применять огромные штрафы на основе фактических расходов и даже сажать людей в тюрьму. Когда это наступит – лишь вопрос времени. Будет достаточно первого примера такого дела, чтоб все серьёзно об этом задумались.

В идеале – каждый игрок, который не хочет негативных последствий, должен проявлять инициативу и спрашивать у клуба (работодателя) какие тот платит налоги с его заработной платы и куда. Если окажется, что с части прибыли не было заплачено налогов – он обязан сам побеспокоиться о том, чтоб задекларировать всю прибыль и оплатить налоги.

В данном случае использование офшоров для ведения параллельного бизнеса и/или грамотное структурирование прибыли для футболистов, которые зарабатывают различными путями, было бы вариантом легализировать ситуацию и попытаться избежать возможного наказания. Также, если игрок в будущем хочет переехать за границу (перейти в иностранный клуб), вывозить "серые" деньги "в чемоданах" или положить их на счёт в банке (которые легко проверяется налоговыми органами) может также вызвать дополнительные проблемы.

Проще изначально предугадать ситуацию, нежели решать проблемы по мере их поступления.

Офшоризация в будущем

Хотя открытие офшоров может сопровождаться фиктивными способами выведения денег в эти компании, в мировом бизнесе правильное пользование такими компаниями лишь позволяет снизить затраты и упростить работу. Такой вариант актуален, в частности, для украинских футбольных клубов, которым намного проще совершать международные трансферы и деятельность через иностранные компании ввиду существующих ныне валютных ограничений в Украине.

Для игроков (особенно легионеров) варианты сбережения своей прибыли за пределами Украины, а также оптимизация доходов через создание правильной структуры, может стать не только актуальным, но и крайне необходимым в ближайшем будущем.

Остаётся надеяться, что все в футболе будут вести свою деятельность в рамках закона и платить налоги честно и правильно!

Антон Сотир, международный футбольный юрист, специально для Football.ua