Отмечая индивидуальные качества африканских футболистов, покоряющих европейский континент, приходится с сожалением делать небольшую, но существенную оговорку о неудачах этих спортсменов в своих национальных сборных.  Собирая по крупицам частички одной большой комплексной для Африки проблемы, убеждаешься в том, что причина всему – отсутствие системы.  Этим великолепно пользуются приезжие из Европы «специалисты», которые легко фаворитами в гонке за рабочее место в глазах местных болельщиков и «экспертов».
 
И ведь понятно, что историческое прошлое приучило многих видеть единственный верный вариант развития – когда уму да разуму способен научить лишь высокоразвитый и опытный европеец. Можно оступиться и упасть один раз, можно дважды и трижды, но методично повторять ту же ошибку, искренно и наивно полагая, что иностранный специалист способен реорганизовать футбол в стране, возглавив национальную команду за три месяца до старта чемпионата – вот это серьезная проблема.  До реорганизации всего хозяйства на самом деле вряд ли в обозримом будущем дойдет. Но что касается локальных и не очень успехов, то здесь большинству африканцев (принадлежи они к «черным» или арабским государствам) необходимо брать пример с Египта, где за шесть лет работы Хассана Шехаты свернуты горы, и местные активисты  уже должны были возвести золотой памятник Генералу, как называют наставника национальной команды сами египтяне.
 
Другое его прозвище– Учитель.  Наверное, в Нигерии поняли это прозвище слишком буквально  либо не поняли вообще, предложив Шехате возглавить их национальную сборную на время проведения чемпионата мира в Южной Африке. Частые метания из стороны в сторону никак не подходят шестидесятилетнему Генералу, строящему свою команду вокруг качественных исполнителей не только на принципах игровой дисциплины и психологии победителя, но и на исключительном отношении к моральным вопросам. Сказано это не для того, чтоб подчеркнуть якобы аморальность нигерийцев, а чтобы правильно расставить акценты и пояснить, в чем отличается подход и сам принцип работы Шехаты и большинства других тренеров, рвущихся к сладкой денежной добыче и не желающих хоть как-то освоить местную культуру.  Учитель, разумеется, отказал – и не только из-за любви к своей нации, а из желания указать верный путь другим – правда, когда те к нему придут, большой вопрос.
 
На пути к трем кряду титулам чемпиона Африки Шехата не раз мог остаться ни с чем и не попасть в учебники по истории африканского футбола как «лучший тренер».  Он никогда не боялся рисковать, и его знаменитый переломный ход случился в полуфинале домашнего Кубка Наций. Во встрече египтян против тогда еще достаточно грозной команды Сенегала при счете 1:1 Шехата убрал звездного форварда Мидо и выпустил на поле позже блеснувшего в Уигане Амра Заки. Звезда устроила перепалку с тренером, их с трудом разняли, а болельщики уже готовились уничтожить Шехату, вспоминая ушедшего итальянского тренера Марко Тарделли.
 
Шехата оказался прав. Заки отправил мяч в сетку первым же касанием, принеся Фараонам тяжелую победу и место в финале, где в серии пенальти будет повержена мощная команда Берега Словной Кости.  Ночной Каир превратится в город огней, и даже зарвавшемуся Мидо после публичных извинений будет позволено получить медаль чемпиона Африки. Но Шехата жесток в обращении с бунтарями. Несмотря на несколько вызовов в команду, экс-форвард Тоттенхэма на том фактически прекратил свои выступления в составе Фараонов.  Интересно, что речь не только о старой обиде, но и проверенном методе отбора игроков, именуемом Шехатой «проверкой благочестия».
 
«Я бы хотел иметь клоуна, но, к сожалению, не умею руководить цирком» - говорил Шехата об одном из футболистов местного чемпионата, а от комментариев касательно Мидо старательно отказывался.  Говорили, что причиной всему роман форварда «на стороне» с моделью, обладательницей приза «Мисс Бельгия-2000», что резко расходится с понятиями Шехаты о «правильном мужчине».  Перед товарищеским матчем против англичан весной прошлого года Генерал честно признавался, что «дал бы пинка под зад Джону Терри», но простые моральные претензии выглядят мелочью на фоне недовольств по поводу отбора игроков в сборную по религиозному признаку.
 
Сам этот факт не доказан, но, несмотря на частые оправдания со стороны футбольных чиновников и футболистов, он имеет отличное подтверждение – это не только состав, полностью слепленный из мусульман (а ведь ислам в Египте исповедуют девяноста процентов населения, в то время как остальные ходят в христианские храмы), не только «проверка благочестия», а категорическое нежелание Шехаты давать комментарии по этому поводу. Наверное, именно это и выдает тренера.  «Я проверяю, в каких игрок отношениях с Всевышним», - уходит от прямых комментариев Шехата, подопечные которого после каждого взятия ворот все вместе падают на колени и благодарят за успех Аллаха.
 
Он построил футбол своей команды на схеме 3-5-2, на коротком пасе, на крепкой игре центра полузащиты и умении футболистов принимать нестандартные решения в доли секунды. И на обязательной молитве. Шехата просит молиться болельщиков, игроков, молится во время игры сам и вместе с помощниками. Впрочем, не обходится и без суеверий – какой-то «знаток» посоветовал Шехате никогда не садиться на скамейку запасных во время поединка, и с тех пор Генерал наблюдает за матчами сборной Египта, слегка облокотившись на стойку. 
 
Такой неистовый религиозный фанатизм – это не только часть личности тренера, но и острая необходимость создать единый коллектив, в котором не будет места для эгоистов. Мохаммед Зидан, один из наиболее известных футболистов египетской сборной, рассказывал, что на первых порах часто скучал в сборной, не имея полноценного общения с партнерами, большинство из которых представляло местный чемпионат. Тренер мог дать только один совет: постоянно молиться. Как ни странно, именно это помогло Зидану в итоге найти общий язык с партнерами и почувствовать себя своим.
 
Многих такая позиция тренера сильно беспокоит: понятно, что определенным образом задевают чувства египтян, исповедующих другую религию и даже представляющих другую культуру, но еще больше некоторых пугает имидж страны и местного футбола в мировой общественности.  Даже не глядя на то, что Шехата никогда не унижал другие народы (за исключением израильтян)  и своих соперников, один обозреватель с сожалением написал, что нынешняя команда Египта «символизирует страну, в которой для того, чтобы быть человеком, необходимо относиться к мужскому полу, исповедовать ислам, быть молодым и представлять физически развитый средний класс».
 
Разумеется, были у Шехаты и неудачи, главная из которых случилась в плей-офф к чемпионату мира, когда египтяне на нейтральном поле в Судане сразились со своими принципиальными недругами алжирцами. Сенсационное поражение от Лис Пустыни со счетом 0:1 едва не поставило крест на карьере Шехаты в сборной. Он намеревался уйти сразу после встречи, но был остановлен тогда еще президентом страны Хосни Мубараком, лично потребовавший передумать. Критики приготовились к новому нападению, предрекая египтянам долгое, может быть, даже на несколько лет, моральное восстановление. «Конец команды Шехаты», - твердили они, чтобы уже в январе вновь замолчать, когда Египет в третий раз кряду выиграл Кубок наций.
 
Возвращаясь к комментариям Шехаты в адрес других государствах, нельзя не упомянуть и о знаменитой «утке», связавшей нынешнего тренера сборной Египта с командой… Израиля. Дескать, местная федерация желает заполучить самого успешного африканского тренера. Несмотря на то, что информация изначально вызывала подозрения, Шехата не упустил случая  выдать пламенную речь, еще больше утвердившую его в роли настоящего героя египетского народа. «Всю жизнь я слышу  истории о том, как израильтяне убивают арабов, высылают войска, чтобы сжигать дома и целые села, но я впервые слышу, чтобы они играли в футбол.  Я не стану тренировать сборную Израиля, даже если она останется последней сборной на планете.  Пусть лучше я и моя семья умрем от голода, чем я приму подобное предложение». Данные слова -  не только проявление гражданской позиции. Редко общающийся с прессой Генерал никогда не обсуждал эту тему публично, но журналистам удалось разведать, что родной брать Хассана Шехаты был в числе пропавших без вести солдат во время операции на Сирийском фронте в 1967 году.
 
Внешне напоминающий Генерала, чуткого и опытного руководителя, Шехата по большей мере выступает для своих футболистов отцом. Тот же Мохаммед Зидан рассказал об исключительном единстве в коллективе, где шестидесятилетний тренер на равных общается с молодыми футболистами и регулярно дает им жизненные советы.  В работе у него нет советов, только требования: никаких мобильных телефонов, никаких ноутбуков, ну а о женщинах и речь идти не может.  Все это вызывает шквал критики, а в свое время – недоверия со стороны руководства, у которого Шехата был третьим кандидатом на пост после двух европейцев, и которого они были готовы заменить даже накануне второго кряду континентального триумфа.
 
Вроде бы вмешался личный поклонник таланта тренера – Мубарак. Но даже президент не смог оградить Шехату от тонн грязи, что на него выливают «аналитики», многие из которых руководит аутсайдерами египетской лиги.  Последний раз подобное случилось после сенсационного поражения в отборе к Кубку наций от Нигера. «Завистливые неудачники, неспособные справиться со своими маленькими командами, рассказывают мне, как руководить национальной сборной», - возмущается Шехата. И впрямь – посмели наброситься на Генерала,  Генерала африканского футбола!
 
Иван Громиков, специально для Другого футбола