Еще несколько месяцем тому назад будущее Анхеля Ди Марии в мадридском Реале казалось весьма туманным. Последний сезон при Жозе Моуриньо аргентинский полузащитник провел определенно слабее предыдущих – обстоятельство, которое никак не сопутствовало укреплению позиций Ди Марии перед стартом нового сезона. К тому же ситуация усугублялась странным хобби Флорентино Переса в период летнего трансферного окна – покупать очередную дорогостоящую звезду экстра-класса. Анхелю предстояло бороться за место в составе с Гаретом Бэйлом, за которого клуб не пожалел 91 млн евро.

Также ряды атакующих полузащитников Галактикос пополнил Иско. Как никогда близко к главной команде подобрался Хесе. Но, как говорится, нет худа без добра. Из-за травм Бэйла, Хаби Алонсо и Хедиры Анчелотти вынужден был искать оптимальное сочетание игроков на поле, и лишним исполнителем Ди Мария уже никак не казался.

Со старта сезона новый тренер Реала пытался наигрывать схему 4-2-3-1: с Модричем и Хедирой в центре, с Бензема на острие атаки и тройкой атакующих полузащитников Роналду – Иско – Бэйл, которого на правом фланге временами подменял Ди Мария. Если верить данным сайта whoscored.com, в первом круге аргентинский полузащитник 9 раз появлялся со стартовых минут на позиции флангового атакующего полузащитника. В этих играх он сумел отличиться двумя забитыми мячами и тремя результативными передачами.

В 12-м туре Анчелотти решил испробовать новую схему. В матче против Райо Валекано он перешел на построение 4-3-3. Реал выиграл тот матч со счетом 3:2. Ди Мария с первых минут вместе с Модричем и Хаби Алонсо появился на поле в центре полузащиты. В следующий раз к схеме 4-3-3 Анчелотти вернулся в 18-м туре (победа над Бетисом 5:0), и до сегодняшнего дня пока не изменил своему решению. В девяти играх его команда одержала 7 побед, при этом избежав поражений.

В данном построении Ди Мария уже с полной уверенностью может считать себя игроком стартового состава. Уступив место Бэйлу на правом фланге, Анхель взамен прочно закрепился на позиции левого центрального полузащитника, продолжая эффективно действовать в атаке: в последних девяти матчах Ла Лиги на счету Ди Марии 5 результативных передач и один гол.

В дальнейшем наш материал будет развиваться с точки зрения скаутинга. Мы постараемся проанализировать действия Ди Марии на позиции центрального полузащитника в построении 4-3-3, и попытаемся для себя уяснить, насколько он важен для команды Карло Анчелотти. Дабы не придумывать велосипед, будем следовать рекомендациям голландского тренера и аналитика Берта ван Лингена. В одной из глав книги «Match Analysis and Game Preparation» он указал, что для того, чтобы оценить тактическую грамотность игрока нужно проследить за тем, как он себя ведет в следующих четырех ситуациях:

Какие действия предпринимает игрок, когда он владеет мячом?

Как он действует на поле, когда его команда контролирует мяч?

Как хорошо он предугадывает действия команды противника, когда она контролирует мяч?

Как быстро игрок реагирует в ситуациях смены владения мяча?

Будем двигаться в обратном порядке. Ниже на видео подобраны эпизоды с участием Ди Марии, на которых показано, как он реагирует в ситуациях, когда на поле происходит смена владения.

Как можно было заметить, в первых трех примерах показаны действия Ди Марии после того, как его команда перехватывала мяч и переходила в контратаки, в которых аргентинский полузащитник играл ключевую роль.

Особенно, показательный момент с предугадыванием перехвата Бензема. Карим еще не успел завладеть мячом, как Анхель стразу начал движение вперед в свободную зону, за спину крайнему защитнику. Чтобы выйти на ударную позицию ему понадобилось менее 5 секунд.

В остальных эпизодах мы могли наблюдать за действиями Анхеля в ситуациях, когда его команда теряла мяч. Думается, многие обратили внимание на быстроту приятия решений, динамичность и решительность Ди Марии. Нет никаких сомнений в том, что он прекрасно понимает, как уязвим его противник, и что самое важное – как может быть уязвима его команда в несбалансированных структурах, когда мяч переходит от атакующей команды к оборонительной и наоборот.

Его активная игра в отборе не позволяла сопернику после перехвата перейти к контратакующим действиям. Особенно хотелось бы подчеркнуть, на каких скоростях Ди Мария способен действовать в отборе. Моментальный прессинг после потери, как правило, отнимает у противника время на принятие решений, что в свою очередь негативно сказывается на качестве исполнительского мастерства, благодаря чему удается быстро вернуть мяч обратно.

Следующий пример в некотором роде показывает умение Ди Марии предугадывать действия команды противника, когда она контролирует мяч.

Выше на снимке приведен эпизод из матча против Шальке. Стрелками показано возможное развитие атаки немецкого клуба. Сейчас грозит проникающий удар в виде передачи, направленной прямо в зону перед штрафной Реала. Как видим, из зоны Ди Марии под передачу открывается игрок Шальке. Если бы Анхель не разобрался в эпизоде, то игрок, которого он должен контролировать, мог бы беспрепятственно получить мяч перед штрафной площадью, а уже оттуда непосредственно угрожать воротам мадридцев.

Для отражения угрозы аргентинцу понадобилось сделать всего несколько шагов, чтобы занять позицию между мячом и открывающимся игроком. В общем, в этом эпизоде Ди Мария сыграл как классический опорный полузащитник, в обязанности которого входит защищать свою линию обороны, блокирую подобные проникающие передачи. Действия Ди Марии вынудили противника играть на фланг, что в свою очередь несколько затормозило атаку. Справедливости ради нужно отметить, что на левом фланге Реала сейчас не все в порядке (из-за отсутствия на фланге Роналду, Марсело попал в ситуацию 1 в 2), но это уже тема для другого разговора.

Для оценки поведения игрока, когда его команда владеет мячом, ван Линген отмечает два важных момента, которым необходимо уделять особое внимание. Первый заключается в способности игрока оценивать ситуацию перед тем, как он принимает мяч. Второй является следствием первого – умение использовать игровое пространства, которое футболист должен находить в считанные секунды в ходе оценки позиции. Рассмотрим несколько примеров, которые позволят лучше разобраться в этом вопросе.

Выше на снимке показано развитие позиционной атаки Реала. Ди Мария в характерном для Иньесты и Хави стиле замечает за линией полузащиты Шальке небольшую «дыру» в оборонительном построении противника обозначенную зеленом цветом.

Две секунды понадобилось ему, чтобы занять открытое пространство, после чего он продолжает анализировать ситуацию справа.

Затем – слева. Нужно сказать, что отвратительная игра в обороне Шальке (отсутствие давление на игрока с мячом, разрывы между линиями), несомненно, позволяет Ди Марии наилучшим образом проявить свои сильные качества, но на этом мы не будем заострять внимание. Нас больше интересует способность Анхеля находить, и, что особенно важно, использовать неприкрытые зоны на половине поля соперника.

Благодаря продуманным действиям и безошибочному исполнению Ди Мария сумел вывести атаку на завершающую стадию. На следующем снимке показана заключающая стадия атаки, когда Ди Мария устремляется в свободную зону для получения передачи от Марсело.

Нужно сказать, что подобные рывки из глубины в штрафную можно довольно часто наблюдать в исполнении Анхеля. Видимо, сказывается навык играть на фланге, где очень часто приходится демонстрировать свои скоростные качества.

Вот еще один хороший пример. Ди Мария в центре готовится принять мяч. Черной стрелкой обозначено его дальнейшее движение, а серыми стрелками показан перевод мяча на фланг. Обратите внимание на позиции Бэйла, Бензема и Роналду. По ходу матча они очень часто меняются местами, что делает атаки Реала более непредсказуемыми.

Вновь за считанные секунды Ди Мария оставил не у дел как минимум трех игроков противника. По динамичности Реал Анчелотти временами напоминают Рому Земана, и функции Ди Марии тут трудно переоценить. Как известно, чешский специалист является ярым поклонником схемы 4-3-3, которую он отстаивал на протяжении всей своей тренерской карьеры. У Зденека скорость в атаке развивалась, прежде всего, благодаря активным действиям крайних защитников: «Я предпочитаю играть в три форварда, которые всегда должны стремиться в штрафную площадь, тем самым оказывая давление на ворота противника. Вы не всегда можете добиться того, чего хотите. Но в моих командах форварды всегда забивали много мячей. Конечный результат в большей степени зависит от того, как отрабатывают в эпизодах полузащитники и крайние защитники. Очень важно, чтобы фулбеки активно шли вперед, поддерживая атаку, и всегда использовали свободное пространство на флангах».

Земан говорит о важности использования пространства на флангах. Анчелотти, переведя Ди Марию на позицию центрального полузащитника, дополнил идею легендарного чеха. Скоростные качества Анхеля позволяют ему, как и крайним защитникам, также врываться в свободные зоны из глубины, которые расположены не только на фланге, а и непосредственно в штрафной площади противника.

В заключение рассмотрим пример позиционной атаки Реала в построении 4-3-3, в которой Ди Мария играл ключевую роль.

Хаби Алонсо, Модрич и Ди Мария смещаются к левому флангу для поддержания атаки. Зеленым цветом обозначен участок поля со свободным пространством, куда устремляется Анхель для получения мяча.

Обратите внимание, как Бэйл и Марсело связывают двух игроков Шальке, тем самым вновь открывая пространство для Ди Марии, которое он мгновенно пытается использовать. Также обращает на себя внимание компактное расположение Пепе, Хаби Алонсо и Рамоса. Такое расположение, помимо поддержки атаки, позволяет сохранять компактность в обороне, что благоприятным образом может сказаться в случае потери мяча.

Как можно заметить, атака теперь движется на противоположный фланг. Вновь отмечаем страхующую позицию пары центральных защитников и Хаби Алонсо. Ди Мария и Модрич в ходе атаки поменялись местами – действие, которое стало визитной карточкой сборной Голландии в революционном 1974 году. На левом фланге Марсело и Бэйл создают ситуацию 2 в 1 против правого защитника Шальке.

Выше на снимке показана схема розыгрыша многоходовой комбинации. Все разыграно как по нотам. Каждый игрок внес свою лепту в развитие данной атаки. Марсело и Карвахаль, занимая широкие позиции, обеспечивали ширину. Пепе, Рамос и Хаби Алонсо исполняли роль страхующих игроков и одновременно оказывали поддержку для контроля мяча в зоне игровых действий. Роналду, Бэйл и Бензема благодаря продуманным перемещениям расшатывали оборону противника, а Модрич с Ди Марией исполняли роль дирижеров атаки.

Ниже на видео, помимо разобранных эпизодов, вы можете просмотреть другие примеры с участием Ди Марии в ходе атакующих действий команды Анчелотти.

Остается в очередной раз преклониться перед тренерским гением Анчелотти. За кротчайший срок ему удалось гармонично перестроить игру Реала, которая, похоже, в полной мере раскрывает игровые качестве имеющихся в наличии исполнителей, особенно это касается Анхеля Ди Марии. Определенно, это игрок с колоссальным потенциалом, который, думается, еще в полной мере не раскрыт, особенно в плане универсализма.

Не так давно Анчелотти сказал примечательные слова: «В течение месяца мы говорили с Иско относительно того, какое место в командных построениях он должен занимать. Мы не можем использовать этого футболиста на его обычной позиции. В моей карьере уже был один похожий случай. Кларенсу Зеедорфу пришлось пожертвовать "своей" позицией атакующего полузащитника для того, чтобы выходить в основном составе».

Интересно, что по этому поводу думает Ди Мария? Думается, он так же, как и Иско с Зеедорфом и Пирло, многое может поведать о длительных беседах с Карлетто по поводу «своей» позиции на футбольном поле.

Полиграф, специально для football.ua