Часть первая

Блэкберн завершил сезон во Втором дивизионе на шестом месте и пробился в плей-офф. Первый матч против Дерби начался крайне неудачно для Бродяг, на своем поле они уступали по ходу поединка со счетом 0:2, однако благодаря невероятному характеру, команде удалось вырвать победу - 4:2.  Второй поединок также получился напряженным. Благодаря голу центрбека Кевина Морана Блэкберн проиграл только 1:2, что позволило выйти в финал.

На Уэмбли предстояла встреча с Лестером, и единственный победный мяч провел вернувшийся после серьезного перелома ноги Майк Ньюэлл с пенальти. Второй одиннадцатиметровый удар в матче он не реализовал. Впрочем, как и Лестер не реализовал все свои возможности. Впервые после 33 лет Блэкберн вышел в элитный дивизион английского футбола, который к тому же как раз стал называться Премьер-лига!

Бродяги затеяли серьезное усиление состава. В Скандинавии нашли двух молодых центрбеков Патрика Андерссона и Хенинга Берга, на левый фланг обороны прибыл Грэм Ле Со из Челси, отличный правый вингер Стюарт Рипли перешел из Миддлсбро. Покинули команду те, кто просто не дотягивал до уровня высшего дивизиона.

Но главным событием межсезонья (причем не только в Блэкберне) стал трансфер Алана Ширера. Рэй Харфорд был помощником тренера сборной Англии на молодежном турнире в Тулоне летом 1991 года и уже тогда смог поработать с талантливым бомбардиром. Харфорд знал, что тот способен на большее, чем может показать в Саутгемптоне. Да, Ширер уже успел дебютировать в сборной Англии и получить немало авансов от прессы. Но судите сами - в Сотоне он в 118 матчах забил 23 раза, в Блэкберне эти цифры будут совершенно другими (138 и 112).

Переговоры шли непросто, и Блэкберну пришлось отдать рекордные на тот момент 3,3 миллиона фунтов. В довесок Саутгемптон просил еще одного форварда Бродяг: Майка Ньюэлла или забившего 23 мяча в прошлом сезоне Дэвида Спиди. Тренеры решили отправить в Сотон Спиди. Поклонники восприняли такой ход в штыки и весь первый тренировочный матч межсезонья против Дарлингтона пели "Спиди! Спиди!" Спустя четыре дня на игре с Хибернианом уже звучал новый хит "Ширер! Ширер!" У 32-летнего Спиди, кстати, карьера в новом клубе не заладилась, он сыграл только 11 матчей, после чего на протяжении одного только сезона выступал в аренде за Бирмингем, Вест Бромвич и Вест Хэм!

Связка Ньюэлла и Ширера быстро стала одной из лучших в лиге. Алан был прирожденным бомбардиром с хорошими задатками хищника, которые развивались каждый день. Ньюэлл, наоборот, больше любил играть в подыгрыше. "До 18 лет я всегда играл в полузащите, и только потом меня стали пробовать в атаке. Отдавать голевые передачи для меня значительно важнее, чем забивать самому", - говорит Ньюэлл. Сразу после перехода парни стали хорошими друзьями. Первое время пребывания в Блэкберне, Ширер проводил в доме Майка. Он стал новым членом семьи, жена обязательно ставила лишний прибор на ужин, даже не спрашивая, придёт ли Алан сегодня или нет. Спустя полгода, когда Ширер окончательно освоился в городе, он купил дом на одной улице с Ньюэллом. Они вместе ездили на тренировки, проводили очень много времени вне поля.

Но идеальной эта связка стала не сразу. Очень много для этого сделал Рэй Харфорд. Вообще-то, если бы не он, то вряд ли Ширер добился таких успехов как бомбардир. Тренировками команды зачастую руководил именно Рэй, и порой они сводились к следующему: игроки разбрасывались по всему периметру поля, и оттуда старались доставить мяч в штрафную на Ширера. Задачей Алана было переправить его в ворота как можно быстрее. Любым способом. Потом это имело немалый эффект на поле. Харфорд не гнушался остановить тренировку в самом разгаре, если был недоволен какой-то, казалось бы, мелочью. Именно Ширер был одним из тех, кто это приветствовал и старался учитывать пожелания Харфорда. Разумеется, работал с парой форвардов отдельно и Далглиш, в прошлом – сам матерый нападающий.

Сезон-1992/93 Блэкберн начал просто здорово. Первое поражение случилось только в восьмом туре, а один из лидеров того времени Арсенал был бит дважды его же "оружием" - 1:0. Ширер в первых 11-ти турах отметился 11 раз. После удачного старта Блэкберн продолжал держаться среди лидеров, но на Рождество все его конкуренты получили чудесный подарок. В тот день Блэкберн принимал действующего чемпиона Лидс. В дебюте поединка Джейсон Уилкокс открыл счет в матче, однако гости действовали столь мощно, что благодаря усилиям Гари Маккалистера счет сравняли еще до перерыва. В первые 15 минут второй половины Ширер сделал дубль, и все шло к спокойной победе Бродяг. За семь минут до конца Ширер вынужден был покинуть поле из-за травмы. Больше в том сезоне на поле он не появился. Для команды это был огромный удар, учитывая игру, которая была построена под Алана. Галлахер и Вегерле оказались не в состоянии качественно заменить лидера атак. Больше Ширера в том сезоне за Блэкберн никто и не забил.

Несмотря на это, команда стала самой результативной в лиге, забив, правда, всего 68 мячей в 42-х встречах. МЮ выиграл чемпионат впервые под руководством шотландца Алекса Фергюсона, назначение которого доселе считалось ошибкой. Но выступление дебютанта Блэкберна занимало больше место на полосах газет, чем дифирамбы победителю или вышедшему в еврокубки заштатному Норвичу. "Если бы не травма Алана Ширера, мы бы с вами могли увидеть новый Ноттингем Форрест", - писал The Times.

МЮ набирал обороты. К опытным игрокам подтягивались молодые таланты Гиггз, Шарп и другие. Интересная молодежь появилась в Ливерпуле. Разумеется, нельзя было сбрасывать со счетов и Арсенал с Лидсом, хотя у последних наметились серьезные финансовые проблемы. В Блэкберне также дела складывались не так уж хорошо. Далглиш был в хороших отношениях с руководством Ливерпуля, и встретился на Марбелье с новым президентом клуба Дэвидом Мурсом. Пресса раздула из этого скандал, а Грэм Сунесс и вовсе перестал общаться с Кенни. Хотя Далглиш утверждает, что даже о футболе со своим хорошим знакомым Мурсом они не говорили. "Если он хотел предложить мне вернуться в Ливерпуль, зачем было лететь в Испанию, когда наши дома разделяли несколько сотен ярдов?!"

Лучшим оправданием, как, впрочем, всегда, стало дело. В сентябре 1993 года Блэкберн усилил универсал из Шеффилд Уэнсдей Пол Уорхёрст, из резерва Челси в центр обороны был приобретен молодой Иан Пирс. Но больше всего Далглиш гордился подписаниями Дэвида Батти и Тима Флауэрса. Батти родился и вырос в Лидсе, был большим поклонником клуба и ни за какие деньги не хотел покидать команду. Далглишу всегда импонировала манера игры этого игрока, которому прочили славу самого Билли Бремнера. Главным фактором стали финансовые проблемы Лидса, и отказаться от почти трех миллионов фунтов тогдашний наставник команды Ховард Уилкинсон просто не мог. Схожая ситуация вышла и с голкипером Саутгемптона Тимом Флауэрсом, за которого отдали 2,4 миллиона фунтов.

Вернувшийся после травмы Ширер наколотил 31 гол за сезон, проиграв борьбу только другому молодому таланту - 22-летнему Энди Коулу из Ньюкасла. По версии журналистов именно нападающего Бродяг назвали лучшим игроком сезона, хотя в то время гремели  МЮ и Эрик Кантона. Блэкберн поднялся на две позиции в таблице и стал вторым. Правда, от чемпиона, которым снова стал МЮ, было целых восемь очков. Хотя в двух матчах с Красными дьяволами команда Далглиша взяла четыре пункта. (окончание следует)

Игорь Бойко, специально для Бей-беги