Событие выглядело эпохальным с самого начала: никогда прежде английский клуб не попадал в руки настолько чужого и настолько богатого человека, который стал сразу швыряться на трансферном рынке баснословными суммами. Спустя десять лет к Абрамовичу не просто привыкли – теперь уже ясно, что эксперимент удался и стал лучшим примером того, каким образом может быть создан большой клуб в условиях наших дней.
Вопреки расхожему представлению, тогдашний губернатор Чукотки приобрел не пустую структуру: всего пятью годами ранее Челси выиграл Кубок кубков и Суперкубок Европы, а в мае 2003-го квалифицировался в Лигу чемпионов. Последнее стало хорошим плацдармом: позже Манчестер Сити пришлось проходить несколько этапов становления, а у лондонцев была возможность с ходу заявить о своих притязаниях на континенте – и уже тогда, в первый сезон, команда была на расстоянии вытянутой руки от победы в главном клубном турнире.
Приглашение Жозе Моуриньо окончательно изменило правила игры: Челси дважды подряд становился чемпионом, а бренд лондонского клуба разрастался до мировых масштабов.  За десять лет, неразрывно связанных со скандальными тренерскими увольнениями, Синие трижды были сильнейшими в Англии, несколько раз выиграли кубковые трофеи, добрались до европейской вершины и в этом году закрепили великий успех триумфом в Лиги Европы. Регулярное попадание в плей-офф Лиги чемпионов и несколько вторых мест в Премьер-лиге также закрепляют за Челси статус одного из крупнейших клубов нашего времени.
К персоне Романа Абрамовича можно относиться по-разному, и голодные до финансового успеха юноши наверняка находят его жизненный путь вдохновляющим. Речь, впрочем, не об этом: бешеный оборот ценных бумаг в мире должен терзать совесть каждого, в чьих честных руках невольно окажутся потенциальные средства для спасения голодающих детей в Сомали. Капиталистический мир жесток, но ничего лучше человечество не придумало: вряд ли Фрэнк Лампард несет моральную ответственность за поломанные судьбы российских вкладчиков из "лихих девяностых". Речь о другом: о барском подходе к руководству футбольным клубом, имеющим, как кажется многим, нездоровое финансовое превосходство над своими конкурентами. 
Но и здесь все так же просто.
Футбол ничем принципиально не отличается от самой жизни: это не только мир богатых и бедных, честных и подлых, но также мир, где каждый формирует свое поведение на основе определенных взглядов. Кто-то находит для себя важным с шиком проводить каждый вечер, празднуя жизнь в лучших традициях эпохи джаза – успешность своей жизни он будет ассоциировать именно с этим, что, конечно, не делает его лучше или хуже того, кто видит материальные ценности как тягостное бремя для естественного существования.
Примерно так и с Челси Абрамовича. Когда позади остались пять-шесть лет пышного правления россиянина, разговоры о "денежных мешках" слегка поутихли, уступив эфирное время обыденным для всех больших клубов темам самой игры и тренерских подходов. Те, кто с шашкой бросается на лондонский клуб, не могут понять, что у Челси не было и не может быть другого пути для восхождения на европейскую вершину: выиграть Кубок чемпионов потенциально способен каждый, но для закрепления в элите континентальных клубов требуется мощная финансовая поддержка. Ее имеют мадридский Реал, Барселона, Манчестер Юнайтед и Бавария – сесть с ними за стол в двухтысячных можно только стукнув кого-то по голове крепко связанной пачкой денег. Это мир элитных клубов, который, по сути, никак не сотрясает низы и средние прослойки футбольного мира – так же, как и жизнь на яхте Абрамовича протекает в параллельной реальности с теми, кто проводит свои вечера с бутылкой пива на ближайшей лавочке. Включить моральную составляющую не получится: никакой "правильности" здесь нет – какая, черт возьми, разница – самоокупается Бавария или нет? Жизненный путь мюнхенцев выбран ими, и Челси имеет такое же право выбрать свой собственный – Абрамовичу нужна футбольная Дарья, и уж при таком сравнении его мотивы будут ясны каждому.
Но Челси последних десяти лет – это не просто история страстей одного миллиардера, это определенный переворот в футбольной игре самого высокого уровня. Строить иллюзий не нужно: даже в низших дивизионах требуются большие средства для прохождения по ступеням – пример клуба Кроули в числе свежайших. Но, последовав примеру Абрамовича, другие неприлично богатые люди стали безвозмездно вкидывать деньги в пестрящие именами европейские клубы – Манчестер Сити и ПСЖ сейчас идут по схожему пути, пытаясь пробиться в касту избранных. Пример Челси, помимо всего прочего, остается лучшим: и дело не только в количестве завоеванных трофеев (а Абрамович, вероятно, желал больше), но в уже созданном во все мире бренде лондонского клуба. Владелец Синих развивает все структуры. Ему никогда не удастся отбить вложенные средства, но по уровню рекламных и прочих доходов Челси уже на передовых позициях. День, когда Абрамович покинет Стамфорд Бридж, неизбежно придет, но болельщикам Синих едва ли придется остаться у разбитого корыта хотя бы по той причине, что за эти десять лет Челси выбился в ряды популярных клубов мира. На этом имени воспитываются дети, оно же передается по наследству – за последние 23 года Ливерпуль не выиграл ни одного чемпионства, но на базе великих успехов 70-х и 80-х закрепился в числе наиболее культовых клубов планеты. Если все продолжится по намеченному плану, то с новыми завоеваниями и харизмой Моуриньо Челси сделает еще несколько шагов к подобному статусу.
Ненавидеть или не любить Челси – право каждого, тем более что главные человеческие эмоции объединяют всех, вопреки разным взглядам на существование. Да, это понимает каждый: мгновение, когда Дидье Дрогба отправил победный мяч в серии пенальти с Баварией, болельщик Челси переживал приблизительно так же, как это делал бы фанат самого "правильного" и самоокупаемого клуба в мире. Лондонцы продолжают писать историю – разговоры поутихнут, а воздевающий к небесам руки Дрогба займет достойное место на одном из ее глянцевых разворотов.