Два первых чемпионата Европы (тогда турнир назывался Кубком европейских наций) проходили по формуле, совершенно исключавшей      групповые раунды. И в квалификации, и в финальной части команды играли по олимпийской, вылетающей системе. Последним квалификационным раундом (игравшимся в две – домашнюю и гостевую – встречи) был четвертьфинал. А затем четверка команд собиралась в одной из стран-финалисток и играла полуфиналы, матч за третье место и финал. Кстати, как видите, никаких автоматических попаданий в финал ни для кого не было – впервые хозяин Евро попадал туда априори аж в 1980-м.
 
В 1959-60-м в Европе игрались четвертьфиналы первого КЕН. Но пар было не четыре, а три. Сборная Испании отказалась играть со сборной СССР – не по собственной воле, но по указанию тамошнего правительства. Как известно, в Испании в те годы правил режим Франсиско Франко, который находился с режимом Никиты Хрущева (который принято очерчивать общим прилагательным «коммунистический» - для всех правителей одной шестой части суши) в серьезных контрах. Так наша команда без борьбы попала в четверку финалистов – и, в принципе, должна была этому радоваться.
 
Ведь сезон-1959/60 в Европе был примечателен пятым кряду триумфом мадридского Реала в Кубке Чемпионов. В полуфинале бланкос прошли другого испанского монстра, Барселону – то есть играть в сборной было кому. В матчах 1/8-й с поляками за Фурию Роху забивали легенды Реала 50-х Альфредо Ди Стефано и Хенто и еще сине-гранатовый Луис Суарес (и по сей день единственный рожденный в Испании обладатель Золотого мяча). Через четыре года двух первых в сборной уже не было…
 
А вот сборная Испании с уже игравшим в миланском Интере Суаресом во главе таки встретилась с советской командой. В финале второго, домашнего Кубка европейских наций. Разгромив в Барселоне Данию, советская сборная, повторяя путь франкистских сил во время гражданской войны 1936-39, двинулась на Мадрид – где их ждали хозяева. Испанцы только в дополнительное время обыграли Венгрию.
 
Как уже было сказано, поколение великого Реала 50-х сходило со сцены – и в составе сборной (которую тренировал тот самый Хосе Вильялонга, с которым бланком выиграли два первых КЕЧ) оказалось всего два представителя Реала – защитник Игнасио Соко и форвард Амансио Амаро. Был еще Луис дель Соль, но он два года как перешел в Ювентус.
 
В сборной СССР за четыре года сменился не только тренер (Гавриила Качалина сменил молодой Константин Бесков), но и почти весь состав. Из той 11-ки, которая играла в победной парижском финале, на поле Сантьяго Бернабеу вышло всего трое – естественно, Лев Яшин, а также два полевых, автор победного гола в 1960-м, Виктор Понедельник, и получивший от Игоря Нетто капитанскую повязку Валентин Иванов. Был в заявке и тбилисский динамовец Слава Метревели, который играл в финале-60, будущий главный тренер сборной, минский динамовец Эдуард Малофеев, и даже голкипер кутаисского Торпедо Рамаз Урушадзе) – но в целом команда получилась почти полностью московской. Только ростовский армеец Понедельник и портил стройную столичную картину.
 
С первых минут хозяева мадридского стадиона начали создавать реальную опасность воротам Яшина. Уже на 2-й минуте в штрафную прошел хороший пас на Хесуса Марию Переду, но тот (представитель Барселоны, которая лидировала в той сборной по количеству полпредов – целых пять было, на втором месте была сильная тогда Сарагоса) не успел замкнуть передачу. На 5-й минуте арагонец Марселино Мартинес получил шикарный пас из глубины, который так отрезал защиту, что Яшину пришлось выбегать далеко за штрафную и играть ногами.
 
Не буду бросаться избитыми фразами типа «гол назревал» - но такое резвое начало и вправду завершилось взятием ворот. Даже двумя. Сначала забили хозяева. Суарес навесил справа, торпедовец Виктор Шустиков очень неудачно подставился под мяч – сфера срикошетила точно к Переде, и тот мощным выстрелом расстрелял сетку над Яшиным. А через две минуты расслабившиеся испанцы получили ответку. Как-то очень легко прошел у наших пас к штрафной на спартаковца Галимзяна Хусаинова, тот почему-то оказался в гордом одиночестве, переместился ближе к воротам и, спасая мяч от набегавшего «матрасника» Фелисиано Ривильи, ткнул носком в ворота. А там легендарный баскский голкипер Хосе Анхел Ирибар не успел сложиться и пропустил и мяч под собой.
 
После бурного начала команды почти одновременно выключили дополнительные скорости – и игра, не теряя в скорости, избавилась от опасных моментов. Атаковали в основном испанцы, чаще всего по центру – или справа, где хозяйничал Суарес. Наши до середины первого тайма не атаковали вообще. Единственный серьезный момент у советской сборной случился на 34-й минуте, когда был разыгран чуть ли не первый угловой – торпедовец Валерий Воронин навешивал в штрафную, но сделал это неточно.
 
А вот второй тайм получился более интересным. На 4-й минуте после перерыва советская сборная заработала опасный штрафной у испанского прямоугольника – но бить никто не стал, последовал пас налево на Воронина, а тот банально промахнулся по мячу. Через пару минут советская оборона чуть не привезла гол в свои ворота – никак не отреагировав на прострел в направлении Переды (даже Яшин не вышел). Хорошо, что пас получился неточным…
 
Наши чаще били по воротам, заканчивая ударом почти каждую атаку. Но у испанцев эти удары были опаснее. 55-я минута – Амансио проходит по центру, пасует уже в штрафной направо на Марселино, удар в ближний, Яшин спасает СССР.  59-я – Переда после острого вертикального паса ворвался в штрафную и, похоже, был сбит динамовцем Виктором Аничкиным. Но арбитр показал на угловой.
 
Правый фланг Фурии Рохи, фланг Амансио и периодически Суареса, работал по полной программе – но к середине тайма игра снова потеряла в опасности. И это было на руку нашим футболистам, ибо по игре Испания явно переигрывала СССР. Одними навесами (которые наши не использовали вовсе) хозяева могли забросать Яшина по полной программе. Могли – но не забросали. А после 70-й минуты появились моменты и у ворот Ирибара. На 79-й минуте Хусаинов получил пас от Игоря Численко в штрафной, но ударить толком не сумел, скорее ткнул мячом в защитника. Через три минуты Численко после шикарного паса должен был выскакивать один на один с вратарем, да не удержал мяч.
 
На 83-й минуте Ирибар выбросил мяч рукой к центру поля, прямо на Переду. Тот поборолся с Аничкиным, легко вышел один на один с Яшиным и забил в ближний. Забил – и побежал к арбитру возмущаться, ибо тот не засчитал гол, зафиксировав перед этим нарушение со стороны советского футболиста. А дискуссию с Передой судья завершил легко и просто – толкнув футболиста в грудь, иди, мол, не мешай работать. Сейчас футболисты от таких толчков падают, как подкошенные, а тогда испанец устоял на ногах.
 
Ну и гол свой Испания все равно забила, ровно через минуту. Мадридский атлетик Исакио Кальеха перехватил вынос Яшина в центре поля, отдал пас партнера по клубу Ривилью, тот нашел на правой бровке Переду, Хосе Мария прострелил в штрафную – а там Марселино, сложившись, расстрелял головой ближний угол яшинских ворот.
 
Финального штурма в исполнении наших как такового не было, только на предпоследней минуте у советских футболистов получилась неплохая атака левым флангом с прострелом в штрафную. Но ни Понедельник, ни Численко на прострел не успели. Да и по-хорошему не тянула та сборная СССР в том финале на победу или даже ничью – так что матч завершился совершенно логичной победой Фурии Рохи. Которая в следующем своем финале будет играть только через 20 лет, а второй трофей выиграет и вовсе в новом тысячелетии.
 
21 июня 1964. Мадрид. Сантьяго Бернабеу. 79 115 зрителей
 
Испания – СССР 2:1 (Переда, 6, Марселино, 84 – Хусаинов, 8)
 
Испания: Ирибар, Ривилья, Оливелья, Кальеха, Соко, Фусте, Амансио, Переда, Марселино, Суарес, Лапетра
 
СССР: Яшин, Шустиков, Шестернев, Мудрик, Воронин, Аничкин, Численко, Вал. Иванов, Понедельник, А. Корнеев, Хусаинов
 
Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола