Матч со сборной Чехословакии стал для советской команды одним из этапов подготовки к западногерманскому чемпионату Европы. Напомню тем, кто не застал те времена – сборная СССР выиграла на немецких полях серебро (или проиграла золото – это уж кому как). Звездный час чехословаков наступит чуть позже: проиграв борьбу за место на Евро (хотя поначалу они даже лидировали в группе с датчанами), эта сборная пробьется на итальянский мундиаль-90, где дойдет до четвертьфинала. А вот в финале Евро-96 будет играть уже совсем другая команда. Даже легендарный «игрок одного турнира» Томаш Скухравы, который отсутствовал на трнавском матче, немного не дожил до английского ЧЕ.
 
В сборной СССР тоже присутствовали далеко не все ведущие игроки. Беланов, Яремчук, другие ведущие игроки пропускали матч сборной из-за травм. Отсутствовал и главный тренер сборной Валерий Лобановский, и тоже из-за болезни. Его подменял на тренерской скамье Юрий Морозов (кстати говоря, этот же тренер сменил ВВЛа и в Динамо первой половины 80-х, когда киевляне упали в середину турнирной таблицы). В советских журналах писали еще и о Сергее Мосягине, но комментатор поединка (легендарный Владимир Перетурин) авторитетно развеял все мифы, рассказав, где именно пребывали те или иные представители штаба – на матчах соперников сборной по группе Евро.
 
Чехословаки получили свой шанс уже на 2-й минуте, когда Балтача самолично привез момент, отдав пас прямо на ногу Григе – пришлось Дасаеву выбегать за пределы штрафной и играть ногами, как последний защитник. У будущего лучшего вратаря мира (именно в 1988-м Ринат Файзрахманович получил этот почетный титул) вообще было много работы в начале матча. На 8-й минуте еще одна банальная обрезка в центре поля привела к быстрой контратаке чехословаков – Владимир Вайсс (сын участника футбольного турнира ОИ-64 Владимира Вайсса и отец игрока сборной Словакии Владимира Вайсса; да, вот такая интересная «омонимическая» династия) промчался в штрафную, как паровоз, но не сумел удержать мяч для удара. Через минуту был неплохой удар Гашека в руки Дасаеву – за все первые 10 минут на все это наши ответили только ударом Геннадия Литовченко со штрафного. (Кстати говоря, обладатель шикарного дальнего удара крайне мало применял свое умение в этом матче.)
 
Вот минуты после 15-й у советской команды что-то начало получаться – несмотря на то, что необычная пара нападающих (Протасов и Дмитриев вместе, скорее всего, и не играли никогда) находилась по большому счету без мяча. Но и без них в той сборной было кому сыграть на атаку. Например, Анатолию Демьяненко, который на 16-й минуте засветил неплохую диагональ на правый фланг штрафной. Увы, без конкретного адреса и, как следствие, завершения.
 
Первый серьезный момент у ворот Костельника случился на 20-й минуте, когда Александр Заваров хорошо приложился по мячу метров с 18-ти – снаряд пролетел чуть выше перекладины. Через три минуты в быстрой контратаке приняла участие вся атакующая мощь советской сборной. Протасов отдал пас направо на Заварова, тот уже в штрафной не стал бить, переведя мяч налево, под удар Дмитриеву. Но Сергей не сумел достать траекторию прострела.
 
С этого периода и до конца тайма на поле сохранялась уже равная игра. Хоть и с небольшим перевесом (по качеству моментов) чехословаков. Например. Такого момента, как у Кнофличека на 40-й минуте, когда форвард сборной ЧССР вышел под углом прямо к воротам и пробил низом (Дасаев потянул), у советской сборной не наблюдалось. Через минуту еще и Грига добавил – с противоположного фланга и выше ворот.
 
Второй тайм сборная СССР начала активнее. Но, опять-таки, очень быстро нарвалась на мощные и острые чехословацкие атаки. На 48-й минута Грига из удобной позиции пробил мимо дальнего угла. На 53-й Кубик (Любош как раз был одним из немногих, кто поучаствовал уже в составе просто Чехии в финале ЧЕ-96) со штрафного расстрелял штангу. И тут же был острый момент у советской команды – Дмитриев вошел справа в штрафную, упал в борьбе с защитником и… И кто знает, был там пенальти или нет. Визуально определить по видеозаписи очень сложно, судья безмолвствовал.
 
Вот в такой равной, с небольшим преимуществом чехословаков, счет был открыт. После подачи углового мяч поскакал по советской штрафной, отлетел к Влку, а тот уверенным ударом (и ведь как долго готовился, могли бы защитники и помешать) от штанги послал мяч в сетку. После гола сборная ЧССР не очень-то поспешила отойти в оборону, но, конечно, преимущество было у советской сборной.
 
На удар Страки наши ответили выстрелом Заварова, чехословацкий кипер не сумел забрать мяч с первого раза, но Дмитриев не успел добить. На 77-й минуте Литовченко наконец-то разрядил фирменную пушку. Но на гол все это не тянуло. И не вытянуло бы – если бы не грубейшая ошибка чешского вратаря. Длинный пас Виктора Пасулько в штрафную на Протасова был для Костельника очень простым – но кипер ошибся на выходе, мяч попросту перепрыгнул через него, и Протасов уже забивал в совершенно пустые ворота.
 
В конце матча Дасаев получил в стыке по голове от Луговы, а чехословаки не сумели завершить быструю контратаку. На том и остановились, боевой и далеко не в пользу СССР ничьей. Ничьей, которая стала предпоследним товарищеским матчем перед финальной частью Евро-88.
 
27 апреля 1988. Трнава. Спартак. 22000 зрителей
 
Чехословакия – СССР 1:1
Голы: Влк, 61 – Протасов, 81
 
Чехословакия: Костельник, Капко, Страка, Гашек, Влк, Немечек (Груссманн, 46), Вайсс (Кула, 82), Хованец, Грига (Луговы, 62), Кубик, Кнофличек
 
СССР: Дасаев, Бессонов (Сулаквелидзе, 46), Балтача, О. Кузнецов (Хидиятуллин, 46), Демьяненко, Рац, Сукристов, Литовченко, Заваров (Пасулько, 75), Протасов, Дмитриев
 
Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола