Настоящий футбольный волшебник, которого обожали все. Как на футбольном поле, так и за его пределами. Буйный нрав, наивная мечтательность и великолепная техника - таков рецепт югославского коктейля по имени Драгослав Шекуларац. Драго по праву считают одной из самых выдающихся легенд белградской Црвены Звезды, ставя его на вторую строчку в разнообразных рейтингах и хит-парадах верности красно-белому клубу. В составе сборной Югославии на Евро-1960 Шекуларац выиграл серебро первенства Европы, будучи лидером тогдашних югов. Ему покорилось серебро Олимпиады, а на чемпионате мира Шекуларац играл в матче за третье место. Этого всего могло и не случиться.

"Помню, как в четырнадцать лет, в 1951 году я пришел записываться в школу Црвены Звезды. Мне отказали, отдав предпочтение другим ребятам. "Хилый" - такой вердикт вынесли тренеры", - рассказывает Шекуларац. Через пару дней Драго получил еще один шанс проявить себя. После тренировки его подозвал Димитрие Милоевич, работавший журналистом в политической газете и параллельно занимавшийся поиском юных талантов для Црвены Звезды. Милоевич даже не спрашивал: "Малый, приходи завтра в Звезду". На следующей тренировке Шекуларац занимался лишь тем, что подавал мячи игрокам основной команды, из которой почти всех знал в лицо по фотографиям. "На той тренировке я понял, что команде не нужны дриблеры и футбольные эгоисты, если можно так выразиться. В какой-то мере это меня разочаровало, ведь я считал, что без финтов и техники не может быть футбола". На занятиях Драго в буквальном смысле слова умирал. Прирожденный правша, Шекуларац вообще ничего не мог сделать с мячом левой ногой. "Меня просили бить исключительно левой ногой". Титанический труд принес свои плоды - годами спустя европейская пресса назовет его вместе с фантастическими Пушкашем и Сивори лучшим левоногим футболистом того времени.

За первую команду Звезды Шекуларац дебютировал в 17-летнем возрасте, за восемь месяцев до совершеннолетия. Таким достижением похвастаться может не каждый. "Просто сумасшедший парень. Несерьезен. Склонен к импровизациям", - такой характеристики удостаивался шебутной Драго от тренерского штаба Звездашей, которого почти сразу вернули во вторую команду. Однако очень скоро все в клубе - от этих же самых тренеров до доктора - ратовали за перевод Драго в основную обойму. О чем и говорить, если на матчи второй команды приходило посмотреть по несколько тысяч болельщиков, наслышанных о талантливом парне по фамилии Шекуларац. Дерзкая и завораживающая игра Драго в важном матче против Войводины перед глазами 30 000 зрителей, в числе которых было и высшее партийное руководство страны, окончательно убедила Црвену Звезду в том, что Шекуларац - настоящий бриллиант. Контракт на четыре года с Драго подписан, а сам он получил в качестве премии... две грампластинки с записями композиций популярной в то время итальянской певицы Катарины Валенте.

Подписание контракта со Звездой возмутило отца юного Драго, Богосава, которому нашептали, что в Партизане платят значительно больше. Ясное дело, отец тут же принялся убеждать сына уйти в Партизан. "Мы тогда сильно поссорились. Для меня было немыслимо перейти в стан самого главного врага, пусть даже за деньги. Однажды в детстве я упал в обморок, слушая радиорепортаж с матча, в котором Црвена Звезда уступала". Драго ушел из дома и поселился у друга. Три месяца Шекуларац не общался с отцом вообще, после чего они наконец помирились. Почти все заработанные деньги Драго без сожаления отдавал матери, однако не забывал и о друзьях, которые время от времени вбрасывали в его почтовый ящик открытки следующего шутливого содержания: "Сегодня болеем за тебя, если после матча ведешь нас на бозу (напиток типа кваса, - прим. Football.ua)".

Не обходилось и без политики, разумеется. Шекулараца активно зазывали в Компартию Югославии, однако игрок раз за разом вежливо, но твердо отказывался. "Меня политика не интересовала и не интересует. Я знал, что им не нужен член партии Шекуларац. Им нужен Шекуларац как средство привлечения все новых и новых кадров. Мне не хотелось быть икебаной очередного предвыборного митинга".

Следующим шагом стала национальная сборная Югославии. Игроки Црвены Звезды и Партизана, как известно, чаще других призывались под знамена главной команды страны. "Не понимаю современных футболистов, которые отказываются играть за сборную. Это же мечта любого! В наше время отказать тренеру национальной команды было просто немыслимо". И когда тогдашний коуч Александар Тирнанич пригласил Шекулараца, Драго с удовольствием принял приглашение. Так Шекуларац стал игроком сборной, а его отец окончательно распрощался с мыслями о "нефутбольной" карьере сына.

В 1958 году Шекуларац приложил свою руку к одному из лучших матчей во всей истории югославского футбола. В Белград пожаловали родоначальники футбола англичане, практиковавшие в то время невиданную доселе тактику с персональной опекой. Британцы были просто под каток раздавлены атакующей пятеркой - Петакович, Веселинович, Милутинович, Шекуларац и Райков. 5:0 в пользу югов - с таким неутешительным результатом Англия вернулась домой. На премиальные Шекуларац приобрел первую серьезную вещь - настоящий итальянский мотороллер Веспа, что по тем временам было последним писком моды. Драго держал Веспу в своей собственной квартире, и даже заводил ее там неоднократно. Однажды соседи увидели, как из его окна валит дым и тут же вызвали пожарных. Как оказалось, Шекуларац всего лишь баловался со своим любимцем.

Не стоит забывать и о взаимоотношениях Драго и Партизана, матчи против которого Шекуларац называл самыми серьезными испытаниями в своей жизни. Кстати, статистика Драго в матчах против заклятого соперника говорит именно в пользу нашего героя. "Тогда у нас было уважение к игрокам соперника, многие из разных лагерей даже были кумовьями. К примеру, я и Мирко Сандич - известный ватерполист Партизана и сборной. Соперничество на футбольном поле прекращалось как только звучал финальный свисток. Лично мне не очень нравилось праздновать победы над Партизаном, которые были самыми желанными и сладкими, в ресторане на стадионе Гробарей. Впрочем, это было нормально, ничего особенного".

Вне футбольного поля Шекуларац также был в центре внимания. Его Веспа, а позднее и Фольксваген Жук частенько стояли возле самых пафосных и дорогих злачных мест Белграда. "Мне было не все равно, что обо мне говорят люди. Я любил быть в центре внимания". Однажды дело даже дошло до того, что Драго на глазах у толпы достал из кошелька ассигнацию достоинством в пять тысяч динаров и протер ею свои туфли для пущего блеска. "Это шоу было для моего партнера по команде Владицы Поповича - этот парень настоящий скряга. Я лишь хотел показать ему, что деньги для меня ничего не стоят". Шекуларац был настолько популярен, что в 1962 году о нем сняли полноценный художественный фильм, в котором главную роль сыграл, конечно же, сам Драго. Позже он признавался, что кино послужило ему еще большей рекламой.

"Когда ты популярен, когда люди тебя любят, ты можешь делать все. Это в любом случае будет иметь успех". Шекуларац был вторым по популярности в Югославии после Тито. Его носили на руках болельщики со стадиона в центр. В его честь называли изысканные десерты в лучших отелях Белграда. А уж сколько плакатов с его изображением висело по всему городу - и не сосчитать.

1962 год стал переломным в жизни Драго. Серьезная травма до последнего держала вопрос поездки Шекулараца на чемпионат мира в Чили под большим вопросом, но в конечном итоге врачи дали "добро". По дороге в Южную Америку югославы успели заехать в Италию, где провели матч между смешанной командой Милана и Сампдории, а владелец Ювентуса Аньели, воодушевленный игрой Драго, дал задачу своим подчиненным срочно переманить югослава в стан Старой Синьоры. Поражение от СССР в первом матче лишь добавило югам задора. Далее был обыгран Уругвай (солировал, понятное дело, Шекуларац), игроки которого после матча аплодировали уходящему в раздевалку Драго в полном составе, а в решающем поединке за выход из группы Колумбия получила в свои ворота пять безответных мячей. В четвертьфинале жертвой стала команда ФРГ (1:0), после которой множество этнических сербов, хорватов, македонцев, словенцев и боснийцев по всему миру (и в Южной Америке в том числе) насобирали в поддержку сборной целых 15 000 долларов, что по тем временам было просто астрономической суммой. Впрочем, товарищ Тито тут же пресек всяческие финансовые вливания: "Какие деньги? Они играют исключительно из чувства патриотизма". После командного собрания решено было, что Партия сборную не ценит. Начались отлынивания от тренировок, загулы до поздней ночи. Все это вылилось в закономерное поражение от Чехословакии в полуфинале, а в матче за третье место югославы также без огонька уступили Чили.

После возвращения домой и несостоявшегося трансфера в Ювентус, которого Шекуларац очень хотел, наступила черная полоса. В матче против Раднички из Ниша Црвена Звезда уступала по всем статьям, горя сопернику с неприличным для себя счетом 0:3. Рефери Павел Тумбас сначала удаляет с поля игрока белградцев, а затем не дает завершить голевую атаку Шекуларацу, свистнув якобы фол. "Он так посмотрел на меня и сказал нечто вроде: "Что ж так, Шекуларац? Здесь решаю я. Не думай, что ты способен на все". И я врезал ему по лицу кулаком. Тогда мне казалось, что я бью не судью, а неправду". Инцидент запечатлел один из фотографов. Дальнейшие оправдания не имели никакого смысла.

"Не знаю, как я дошел до раздевалки. Сразу же с доктором мы уехали в Белград. Только по дороге я понял, что же я натворил и какие страшные последствия меня могут ждать. Перед Тумбасом я никогда не извинялся и не принимал его предложений встретиться и все обсудить. Убеждение, что он испортил мне карьеру, останется со мной навсегда. Даже сейчас, когда мне уже за семьдесят, я не уверен, что поступил бы тогда иначе".

Шекуларац получил 18 месяцев дисквалификации. Недолго думая, Драго решил отправиться в армию, с чем согласилось большинство его друзей и партнеров по клубу. Но попасть в ряды Югославской Народной Армии оказалось не так просто. Армия - это Партизан. Один из полковников лично курировал вопрос того, чтобы Шекуларац в армию не попал. Драго удалось выбить аудиенцию у Александра Ранковича - второго человека в стране после Тито. Ранкович принял футболиста очень тепло, пообещав, что в армию его возьмут. И на следующий день Драго получил повестку в Школу офицеров запаса в Билече (Босния и Герцеговина) - почти элитное подразделение, куда абы кого не брали. Впрочем, после шикарного Белграда почти депрессивная деревенька в Боснии в комбинации с не лучшим психологическим состоянием Драго отнюдь не радовали парня. Он уже понял, что его жизнь круто изменилась и обратной дороги не будет. Однажды он сцепился с одним из партизанов, которых очень ценил Тито - сам бывший партизан. Парень нелестно отзывался о футболистах, считая их работу бестолковой. "Только ездите по миру и тратите деньги, зарабатываемые рабочим классом" и все в таком духе. Шекуларац долго слушать не стал, и буквально сразу же послал партизана подальше. А задеть партизана означало задеть самого Тито. Тут же было проведено расследование, найдены свидетели. Вердикт: месяц тюрьмы для Шекулараца! Так что в его биографии есть и такой неприятный эпизод.

В дальнейшем Драго успехов не снискал - Карлсруэ, Южная Америка, Франция и даже Канада. Карьера Шекулараца закатилась так же стремительно, как и взошла его звезда.

Ему вовсю идет восьмой десяток, а он все так же молод душой. Его три любви в жизни - женщины, домино и, конечно же, футбол. В свои 74 года он по-прежнему такой же юный и влюбленный во все вокруг, как и в минуты своей славы. Легенда и любимец всей Югославии Драгослав Шекуларац оставил свой след не только на родине. Его обожают везде - от Канады и до Австралии.

Андрей Крупенко, Football.ua





Досье

Драгослав Шекуларац

Амплуа: атакующий полузащитник

Сборная Югославии: 41 матч, 6 мячей

Клубная карьера: Црвена Звезда, Югославия (1955–66), Карлсруэ, ФРГ (1966-67), Сент-Луис Старс, США (1967), ОФК, Югославия (1968), Индепендьенте Санта-Фе, Колумбия (1968-69), Мильонариос, Колумбия (1969-70), Америка де Кали, Колумбия (1971-72), Париж, Франция (1973)

Трофеи: чемпион Югославии (1956, 1957, 1959, 1960, 1964), Кубок Югославии (1958, 1959, 1964), чемпион Колумбии (1972), серебряный призер Олимпиады (1956), серебряный призер Евро (1960), полуфиналист чемпионата мира (1962)