Тренерская репутация – странный предмет, сегодня она у тебя безупречная, а завтра ее уже нет. Дэвид Мойес без раздумий подпишется под этим незамысловатым стишком, ведь на своей шкуре убедился в том, как легко можно за пару лет превратиться в объект насмешек и издевательств после того, как на протяжении полутора десятилетий зарабатывал себе славу чудотворца и одного из самых умных менеджеров Британии.

Три с лишним года в Престоне и почти одиннадцать лет в Эвертоне Мойес бережно вписывал строчку за строчкой в свое резюме. Резюме тренера, умеющего добиваться достойных результатов при скромных вложениях, умеющего поддерживать в коллективе атмосферу полного взаимопонимания и гармонии, знающего толк в тактике и грамотных трансферах. Да, Мойес не смог выиграть ни единого серьезного трофея за все эти годы и ни разу не пробился в Лигу чемпионов, хоть и был близок к тому и другому, но эти неудачи принято было списывать не на тренерские недостатки, а на командные или чисто ситуативные.

Часто Дэвид, как он сам разок выразился, отправлялся с ножом на битву против противника с пистолетом. И большинство специалистов были уверены, что с оружием помощнее у шотландца может многое получиться. Заразились этой уверенностью и на Олд Траффорд после прощания с легендарным САФом. Но Мойес тогда взял слишком большую высоту, а упав с нее, так и не смог прийти в себя.

Провал с Ман Юнайтед сам по себе не стал трагедией для Мойеса – многие понимали, что "заменить незаменимого" было сложнейшей задачей. А вот бэкграунд, созданный вокруг работы Дэвида на Олд Траффорд с помощью "фанатского творчества" в социальных сетях и передавшийся представителям СМИ, нанес репутации тренера куда более мощный удар. Настолько мощный, что шотландец экстренно решил убежать из Англии подальше – в незнакомый для себя чемпионат Испании, возглавив Реал Сосьедад. Вот только вместо восстанавливающей психику и уверенность в себе терапии Мойес нашел на Пиренеях лишь новые проблемы и сюжеты для "мемов". А как иначе, если сам шотландец провоцировал на юмор своим поведением и феерическими пресс-конференциями? Хотел, естественно, как лучше, немного заигрывал с испанскими СМИ и болельщиками, но получалось так себе.

 

Поэтому тот факт, что после увольнения из Сосьедада Мойес вообще не стал заниматься активными поисками работы, несмотря на то, что его активно прочили в ряд британских коллективов, вовсе не удивляет. Бросаться на очередную вакансию только лишь для самоуспокоения и ради попытки доказать всем свой тренерский уровень Дэвид не стал, вместо этого он принялся ждать и анализировать, периодически заглядывая на ТВ в качестве эксперта. И это тоже была часть плана по очищению своей репутации, ведь практика показала, что к "людям из телевизора" у болельщиков куда более доверительное отношение, чем к тем, кто принимает непосредственное участие в футбольных сражениях.

И Мойес дождался своего шанса. Отбросив вариант с работой в Чемпионшипе (Астон Вилла) и совсем уж загнивающем чемпионате Шотландии (Селтик), Дэвид воспользовался результатом негативного выступления сборной Англии на Евро-2016, точнее – цепочкой событий, приведшей к тому, что пост наставника Сандерленда в очередной раз за последние годы стал вакантным. Пост, который небеспочвенно казался и продолжает казаться Мойесу хорошим вариантом для своего тренерского "ренессанса".

Причин так считать у Дэвида несколько. Первая – ситуация, в которой он приходит на Стадион света, очень напоминает ту, в которой Мойес принял Эвертон. Пусть сейчас все и случилось не по ходу сезона, но учитывая то, что до старта нового чемпионата остаются считанные дни, действовать снова нужно решительно и быстро. Ну, и в остальном тот Эвертон и этот Сандерленд схожи – клубы, из года в год сражавшиеся за выживание, с богатой историей и мощным болельщицким активом, но без стабильности и особых долгосрочных перспектив. А что может быть лучше, чем восстанавливать свою карьеру в условиях, с которыми ты уже ранее сталкивался и успешно преодолевал?

Кроме того, плюсом будет и работа со знакомыми людьми. В Сандерленде уже присутствует Джек Родуэлл, с которым Мойес успешно сотрудничал в Эвертоне, кроме того, руководство пообещало сделать все для того, чтобы на Стадионе света появились и другие игроки, которых попросил шотландец. А попросил он, если верить СМИ, Аднана Янузая и Маруана Феллаини. У обоих этих бельгийцев есть немало аргументов в пользу того, чтобы качественно помочь знакомому тренеру на новом месте, и первый из этих аргументов – восстановление собственной репутации. Так что этот потенциальный союз может стать очень эффективным. Как и другие находки нового менеджера на трансферном рынке.

Конечно, "трансферные подвиги" Мойеса в МЮ перед закрытием трансферного окна стали очередным объектом для шуток над шотландцем, но если вспомнить то, какие гениальные трансферы Дэвид проворачивал на Гудисон Парк, сомнений в умениях этого специалиста выбирать новичков не остается. Один лишь Шеймус Коулмэн за £60,000 чего стоит! И такие точечные попадания будут нелишними на Стадионе света, чья команда в последние годы часто напоминала скорее вавилонское столпотворение, чем сплоченный и гармоничный коллектив.

Если Мойес получит в свое распоряжение нужных игроков, если ему будут доверять в руководстве и поддерживать на трибунах, есть все шансы, что сотрудничество Дэвида с Черными котами в перспективе может стать не менее плодотворным и стабильным, чем оно предполагалось в случае с Аллардайсом. А тот факт, что, как минимум, в дебютном сезоне Мойесу не придется играть в чемпионате против Ньюкасла, лишь добавляет шансов на успех. Ведь в дерби у Дэвида как-то не очень хорошо получалось – что в Ливерпуле, что в Манчестере, а поражения в таких противостояниях – это лишняя ответственность и повод для гнева болельщиков, которые тренеру в такой непростой ситуации точно не нужны.