На самом деле все просто и может вместиться в пару фраз. Я — о концепции развития украинского футбола, который за последние два года треснул по всем швам и дал повод журналистам написать десятки тысяч знаков текста о том, как решить все наши проблемы. Повторюсь — вместить все можно в пару фраз. Вот они:

Поскольку экономика нашей страны в состоянии рецессии, денег у людей нет и платить за футбол (посещение матчей, атрибутика ит.д.) хорошие деньги, чтобы клубы могли выйти на самоокупаемость, они не могут, то заботиться о себе должны сами клубы. Самый простой путь — вырастить игрока, показать его (например, через еврокубки) и продать.

То, что происходит с Днепром сейчас, должно было случиться еще прошлым летом. Попав в финал Лиги Европы, команда не просто достигла своего потолка — она его пробила. Игроков Днепра увидела вся Европа — отличный маркетинговый ход. Но Днепр даже сам не понял, чего достиг, потому что то, что клуб потом сделал, не имеет ничего общего с логикой. Представьте, что вы открыли интернет-магазин, вложили кучу денег в SEO, а когда попали в топ-3 по самым высокочастотным запросам, просто взяли и закрылись.

Случай с Коноплянкой — вопиющий. Воспитать, возможно, самого крутого игрока в своей истории и отпустить его бесплатно... Почему не продать? Вы хотите удержать лучшего игрока, потому что планируете в следующем году побороться за победу в одном из еврокубков. А, ну ОК.… Но это же не о Днепре, верно? Хорошо, хоть на Калиниче и Канкаве заработали.

Кощунственно звучит фраза Мирона Маркевича о том, что, если мы планируем строить новую команду, то отпускать таких людей как Бойко — нельзя. Хотелось узнать, как собирался мотивировать тренер игрока, который прекрасно понимает, что здесь он большего не добьется, ловить больше нечего, нужно искать новые стимулы. Согласитесь, было бы странно окончить школу с золотой медалью, а после — остаться в родном селе, чтобы.… Чтобы что?

Получив возможность так круто разрекламировать своих игроков, Днепру нужно было тотчас же продавать большую их часть. Тогда бы они получили приличные деньги и не получили бы вечно ноющего и из-за этого играющего через «одно место» Дугласа и ставящего ультиматумы Бойко.

Безусловно, в контексте мировоззрения большинства наших тренеров — такой поступок безответственен. Как так можно — одним махом продать больше половины команды? Можно. Просто есть две проблемы: 1. Основная масса тренеров мыслит советскими мерками. В те времена футбол был полностью на дотациях, зарабатывать не нужно было. Нужен был результат на табло, а не в бухгалтерской книге. Не поменялась психология и сейчас. Тренеры привыкли, что им дают деньги, они дают результат, думать о заработках не их дело — поэтому и звучат такие фразы, как Маркевич сказал о Бойко — таких продавать нельзя. 2. Нужно признать, что уровень большинства отечественных тренеров — просто смешной. Они не умеют создать команду за полгода, ведь «для того, чтобы создать команду нужно два-три года».  Они не умеют работать с молодыми. К примеру, написать материал «Пять молодых игроков, которых открыл Маркевич» будет, наверное, не реально. Их просто нет. И в Металлисте, и в Днепре, и в Карпатах Мирон Богданович работал исключительно с опытными футболистами. Разговор сейчас не конкретно о Маркевиче — практически обо всех.

Поэтому путь, который в данных условиях единственно правильный — в понимании того же Мирона Богдановича — просто развал команды. Правда, вот в Порту такой развал происходит каждое лето. К примеру, отыграв в Лиге чемпионов (сезон 2014/2015), Порту прошлым летом продал сразу восемь игроков, заработав 108 миллионов евро. И ничего — в этом году, существенно обновленная команда снова играла в групповом раунде Лиги чемпионов, вышла в Лигу Европы. Именно за умение быстро создать команду, засветить игроков, чтобы клуб смог их выгодно продать и нужно платить тренерам.

Пока же мы находимся в замкнутом круге — тренеров, способных это сделать, практически нет. А когда получается, так как у Днепра — усилиями двух тренеров (Рамоса и Маркевича), за пять лет работы создать команду с игроками на которых можно заработать, клуб не хочет выходить на рынок. Аргументация — «когда же у нас еще такие будут».

В итоге Днепр получил два проваленных турнира, а игроки все равно уходят, но почему-то каждый уход больше напоминает побег. Но лучше поздно, чем слишком поздно. Надеюсь, этой зимой Днепру удастся продать еще хотя бы пару игроков.

Александр Озирный, Football.ua