Килмарнок в последние годы снискал славу главного неудачника. В четырех из пяти последних сезонов парни Уильяма Уоддела занимали второе место в чемпионате. Никто и ломаного гроша не готов был поставить на то, что эта традиция будет нарушена на этот раз.
 
В последнем туре Килмарнок играл на поле лидера Хартс. Между ними было два очка разницы, и Килли устраивала только победа со счетом 2:0 или крупнее. Любой другой результат делал чемпионом Хартс, в том числе победа гостей 3:1, 4:2 и так далее. Ситуация в чем-то сравнима с рулеткой, только не со стороны игрока, а крупье-шулера, от которого требуется благодаря своему умению выбросить нужное число.
 
Безоговорочным фаворитом чемпионата 1964/65 были Рейнджерс. В прошлом сезоне подопечные Скота Саймона сделали хет-трик, добавив к чемпионству два местных Кубка. Килмарнок два сезона только формально навязывал борьбу Рейндеджерам за первое место, не говоря уже про исторического врага Селтик, переживавшего глубокий и длительный кризис (последнее чемпионство Кельтов датировано 1954 годом). В распоряжении Саймона был отличный состав во главе с великолепным Джимом Бакстером и опыт многих побед. Рейнджерс добивались результатов не только на местном уровне, но и в европейских кубках себя показали – в 1961 году они стали первой британской командой, что добралась до финала еврокубка. В Кубке кубков с Фиорентиной случилось поражение 1:4.
 
Несмотря на такую родословную, сезон у Рейнджерс совершенно не получился. Они в 15-м туре поднялись на пятое место в таблице и практически без колебаний остались там до конца сезона. Это был бесспорно худший сезон команды под руководством Саймона. Но еще хуже дела обстояли у Кельтов.
 
Джимми Макгрори был великолепным форвардом Селтика 1920-30-х годов, он забил за команду 395 голов в 378-ми матчах. На тренерском поприще выходило далеко не так гладко. Макгрори принял Селтик в 1945 году и за это время только однажды выиграл чемпионский титул. Единственным по-настоящему весомым достижением Селтика Макгрори стал финал Кубка Лиги 1957 года, когда команда со счетом 7:1 переиграла своих заклятых врагов из Рейнджерс.
 
Этот сезон не стал переломным. Селтик на протяжении всей турнирной дистанции был стабильным середняком без особых перспектив. Уже в марте 1965 года из Хиберниана в Селтик переберется Джок Стин, что станет началом новой, лучшей в истории клуба эры. Пока же поклонники могли только мечтать о чемпионстве, и Селтик финишировал на восьмом месте.
 
Вот так и получилось, что в сезоне 1964/65 в первый и пока единственный раз оба представителя Олд Фирм оказались вне первой четверки.
 
Но свято место пусто не бывает. Таким шансом побороться за высшие награды не могли не воспользоваться более скромные клубы.
 
Хиберниан в конце прошлого чемпионата принял Джок Стин, и за короткий срок сумел преобразовать посредственный клуб. Очевидцы рассказывают, что своим пониманием футбола и умом он на несколько уровней превосходил всех остальных в клубе. Будто профессора Оксфордского университета пригласили читать физику в шестом классе сельской школы. Стин всегда хотел тренировать Селтик и перебрался туда, как только появилась возможность. Он оставил Хиберниан в начале марта, несмотря на то, что команда шла на лидирующих местах и боролась за титул, на момент ухода Хибз впервые в сезоне поднялись на второе место и имели всего пару очков отставания от Хартс. Пришедший ему на смену Боб Шенкли, брат легендарного менеджера Ливерпуля и большой друг Стина, не смог по ходу сезона быстро найти точки соприкосновения с командой. Три из четырех последних матчей сезона Хибз проиграли, оставшись даже вне призовой тройки.
 
Еще одним детищем Джока Стина, что вел чемпионское сражение в том сезоне, был Данфермлин. Стин работал с командой с 1960 по 1964 годы, выиграл с ней Кубок Шотландии и принял участие в еврокубках. Данфермлин из заядлого середняка превратился в неудобного соперника. Стин ушел в Хиберниан перед началом сезона, а пришедший на его место Вилли Каннингем был хорошо знаком с командой, поскольку играл в ней, он ничего разрушать не собирался, наоборот, старался поддерживать установленные Стином порядки. Одним из главных решений молодого наставника стало приглашение форварда полулюбительского Сент-Джонстона Алекса Фергюсона, который на ближайшие три года станет главным бомбардиром команды.
 
Данфермлин, впрочем, не слишком позиционировал себя как кандидат на чемпионский титул. В одном из последних зимних туров Парс воспользовались осечками конкурентов и выскочили на первое место. Впрочем, дольше одной недели они там не задержались, а концовку сезона и вовсе провели неудачно, пропустив вперед и Хартс, и Килмарнок. Не удалось выиграть и Кубок страны. Как назло с Селтиком уже работал Стин, а он Данфермлин знал досконально и сумел взять верх.
 
Золотые времена Хартс Томми Уокера связаны с 1950-ми годами, когда клуб дважды выиграл чемпионат, успешно выступал в Кубке Шотландии. В 1960-х былой блеск был потерян, однако Хартс продолжал оставаться в списке завсегдатаев борьбы за высокие места. Главным конкурентом столичной команды с первых дней стал Килмарнок. С первых туров они расположились на верхних ступеньках таблицы и долгое время туда вообще никого не подпускали.
 
Осенью Килли удивили невероятным камбэком в сражении с Айнтрахтом в рамках Кубка Ярмарок. В первом матче во Франкфурте Уоллес избрал остроатакующую модель игры 4-2-4 и был разбит сначала соперником 0:3, а потом и прессой. Ответный матч обещал быть просто международным товарищеским поединком, особенно после пропущенного хозяевами гола на второй минуте. Получилось же иначе. Игроки Килмарнока не опустили руки, и в первом тайме Ронни Хэмилтон и Брайан Макилрой вывели команду вперед. В  самом дебюте второй половины Джим Макдазин подарил надежду на победный исход. В последние десять минут Джеки Макинолли и тот же Ронни Хэмилтон забили еще два мяча в ворота ошарашенных немцев. Килмарнок показал, что безвыходных ситуаций для них не бывает. Это очень понадобиться в будущем.
 
Килмарнок с Хартс долгое время шли нога в ногу, держа на дистанции Данфермлин и Хиберниан. Пока Килли не завалились в феврале, что частенько слуается в британских чемпионатах с тамошними неожиданными "претендентами". В пяти матчах парни Уоддела взяли только одно очко, опустившись на четвертое место в таблице. Тем временем Хартс, не воодушевившись проблемами основного конкурента, также стали терять очки, но при этом сохраняли первую строчку в таблице.
 
Затормозила падение Килмарнока случайность. Травму получил основной голкипер Кэмпбелл Форсайт, и наставнику пришлось довериться 20-летнему воспитаннику клуба Бобби Фергюсону. Именно этот парень впоследствии станет героем финишного отрезка, сыграв четыре из восьми матчей на ноль. В 1967 году Вест Хэм отдаст за Фергюсона 65 тысяч фунтов, установив мировой рекорд стоимости голкипера.
 
Килмарнок, воодушевленный игрой молодого голкипера, сподобился на невероятный рывок. Килли выиграли шесть из семи матчей перед игрой с Хартс. Чтобы тот матч в Эдингбурге хоть что-то решал, нужно было дождаться потери очков от соперника. Та самая ничья Хартс случилась за две недели до знаменательного матча.
 
Килмарнок уступал два очка. При равенстве пунктов более высокое место отдавалось  команде с лучшим соотношением мячей. Он определялся путем деления количества забитых на количество пропущенных. По разности мячей у Килли шансов не было, 60:33 против 90:47 у Хартс. Но калькулятор оставлял хорошие шансы гостям, нужно было выигрывать с разницей в два и больше мяча. При этом 3:1, 4:2 и так дальше их не устраивало – только 2:0.
 
Хартс оказались не готовы к большому давлению Килмарнока в первом тайме. Видимо, они не учли тот осенний матч с Айнтрахтом. На 26-й минуте 17-летний Томми Маклин выполнил отличную передачу на дальнюю штангу. Дэви Снеддон сам признается, что головой никогда не умел играть и очень боялся испортить такую возможность, удар получился корявым, но все же привел к голу. Прошло всего несколько минут, и Брайан Макилрой избежал офсайда, вышел один на один чуть левее центра и пробил в дальний нижний угол.
 
После этого наступило время славы молодого голкипера Фергюсона. До конца первого тайма хозяева устроили у его ворот настоящую карусель, но забить так и не смогли. После перерыва игра проходила на встречных курсах, каждый гол теперь мог стать золотым, но это не мешало обеим командам активно идти вперед и создавать моменты. Ситуация обязывала Хартс играть только так, а Килмарнок попросту не устоял перед соблазном поиграть в открытый футбол. Наиболее драматичным моментом поединка стал промах на 84-й минуте с убойной позиции форварда Сердец Алана Гордона – точнее то был сэйв Фергюсона после удара в упор. "Конечно, удар у Гордона получился не совсем таким, как он хотел. Но все равно мяч летел в ворота и нервозность момента могла сыграть не в пользу нашего голкипера. Впрочем, Бобби сохранил хладнокровие и накрыл мяч", - вспоминал Снеддон.
 
Состав Килмарнока в том памятном матче был следующим: Бобби Фергюсон, Энди Кинг, Мэтт Уотсон, Эрик Мюррей, Джеки Макгрори, Фрэнк Битти, Томми Маклин, Джеки Макинолли, Берти Блэк, Дэйви Снеддон, Брайн Макилрой. По различным причинам не принимали участие в решающей игре другие важные игроки команды: Ронни Хэмилтон, Кэмпбелл Форсайт и Джим Макфадзин.
 
"Мы четыре раза за последние пять лет занимали второе место в чемпионате, и наконец добились желаемого, - вспоминает Энди Кинг. – Никто другой не заслужил титула больше нас". В Хартс были другого мнения. Они хотели пересмотра правила определения мест в таблице прямо сейчас, ведь обидно проигрывать первое место из-за того, что у тебя соотношений мячей хуже на 0,042. Футбольная Ассоциация приняла изменения в регламенте, и, по иронии судьбы, уже подкорректированный принцип опять сыграл против Хартс – в сезоне 1985/86 они уступили чемпионство Селтику по разности мячей, а вот по соотношению мячей стали бы первыми. 
 
Та победа остается пока единственной в истории Килмарнока. Уже осенью Уоддел оставил большой спорт, занявшись журналистикой, однако вскоре ненадолго вернулся для работы с Рейнджерс. Хартс еще четырежды был вторым в будущем, но ни разу не поднялся на вершину. А девять следующих чемпионств выиграл Селтик Джока Стина.
 
Игорь Бойко, специально для Бей-беги