Даже в наше время, когда, казалось бы, футбольные школы и стили сливаются, и все становятся более-менее похожими и усредненными, остается место для небольших оригинальностей. Есть они и у украинского футбола. Так чем же он особенный? Что непросто понять наблюдателям со стороны?

Многие особенности мы разобрали в предыдущих статьях нашего цикла. Касается это и особенностей нашей религации, и периодических шатаний с количеством участников, и многих-многих других вопросов. Какие еще надо осмотреть и разъяснить?

Прежде всего – это особенности нашего календаря. Эта проблема вытекает из климата. Так как зимой отдыхать приходится очень долго, летом между чемпионатами у нас обычно случается мизерный перерыв в несколько недель. Конечно, это влияет на наш трансферный рынок: основные переходы происходят как раз зимой, а летом команды обычно ограничиваются косметическими, точечными изменениями. В то же время, зимой, когда у нас трансферная жара, нам тяжело торговаться за хороших игроков из европейских чемпионатов: у западных клубов свои задания и «биоритмы», посему редко кто хочет расставаться с лидерами посреди сезона. 

Кстати, люди, поверхностно интересующиеся футболом, и начинающие журналисты вечно путают терминологию: для чемпионата Украины межсезонье – это летний период между двумя чемпионатами, а зимой у нас зимний антракт (это, впрочем, не касается аматоров, играющих по системе «весна-осень»). 

Так вот, зимний антракт создает большие проблемы для клубов в плане подготовки. Погодные условия у нас таковы, что во время подготовки нередко приходится играть при морозе и снегопаде. Поэтому нет ничего удивительного, что не только высшелиговые, но и низшелиговые клубы во время перерыва в чемпионате предпочитают выезжать туда, где потеплее. Богатые проводят всю зиму за границей (обычно это три учебно-тренировочных цикла), середнячки – втягивающий сбор и основную физику задают дома, а в Турцию или Болгарию вылетают уже ближе к возобновлению чемпионата. А бедные… Что бедные? Им приходится выкручиваться. 

Там, где есть крытые манежи, ситуация полегче. Вот в Киевской области, к примеру, областная федерация проводит традиционные зимние турниры. Благодаря поддержке ФК Динамо (Киев), встречи проводятся даже в манеже на Конча-Заспе, где и синтетическое покрытие современное, и крыша над головой, и температура комфортная для игры. На крытых и открытых площадках с искусственным покрытием играют не только аматоры, но и профессионалы. Но манежей у нас раз-два – обчелся. Остальные, в лучшем случае, шпилят под открытым небом, уповая на то, что из неба не посыплется обильный снегопад. А ведь у нас далеко не в каждой области есть синтетические поля, что уж говорить о чем-то более комфортном… 

Из нашего климата исходит, кстати, и живучий стереотип относительно так называемого «весеннего футбола». Порою на тяжелейших полях первых весенних туров трудно разобрать, кто там какую игру заготовил и в каких кондициях входят команды в весну. 

А главное – эти вот болотистые поля и капризы погоды являются постоянными спутниками нашего футбола. И если молодежь в Бразилии или Африке может оттачивать свое мастерство, работая с мячом хоть круглый год, то у нас, напротив, около половины футбольного сезона проходит при безобразных условиях. 

Еще одна существенная особенность украинского футбола – это отсутствие четкой бизнес-системы. То есть, упрощенно говоря, наши клубы научились осваивать средства, но не умеют (и нередко не хотят уметь) их воспроизводить. Кое-какие возможности для улучшения есть – наши пока даже не нагибаются, чтобы подобрать очевидную прибыль. Вот, скажите: можно ли так хозяйствовать, чтобы отпускать статусных игроков бесплатно? Скажем, ситуация с Милевским. Ну, не подходит он вам – Оk. Выставляйте на трансфер, ищите варианты с арендой. А теперь, когда он оказался в Хайдуке совершенно бесплатно, хорваты, не ровен час, еще и подзаработают на нем – может, еще и наши, отечественные клубы земляка выкуплят. А отчего нет?

На сегодняшний день в украинском футболе совершенно не используется трансферный потенциал. Все меньше и меньше внутренних переходов совершается за деньги. Из-за этого, кстати, сохнет родник футбола – нет стимула для развития небольших клубов, ориентированных на подготовку и перепродажу футболистов. Об этом мы уже детально говорили в среду. Как тут не вспомнить Пьера Ришара – да, наш футбол тоже игрушка. Миллиардеры развлекаются ним, как высокогорной охотой с вертолета, любят «порулить» детищем, указывая тренерам, кого ставить в состав, а когда детище надоедает – сбрасывают его с плеч в тартарары. Такого не было бы, если бы наши клубы обладали примечательной историей и традициями, а лига была модной среди инвесторов.

В последнее десятилетие наши клубы покупали за бешеные деньги перспективнейших игроков с опытом игры в сборных различного достоинства, а через несколько лет отпускали их, лишь бы избавиться, в посредственные клубы в копеечные аренды. Почему так? Иностранные игроки идут к нам с надеждой пофеерить тут полгода, обратить на себя внимание и благополучно уйти в Западную Европу. Затем видят, что отсюда просто так не уходят, и деградируют, теряют мотивацию, а в итоге через несколько лет теряют перспективность. С другой стороны, мы платим за легионеров больше, чем клубы ЕС, поэтому и рассчитываем продать их дорого, а, не дождавшись достойного предложения, – гноим в дубле и арендах. В итоге, когда нам понадобится новая партия легионеров, заманить их в «золотую клетку» удастся лишь деньгами… 

Нашим клубам нужно активнее включаться в западноевропейский трансферный рынок. Каждый удачно проданный в суперклубы игрок повышает престижность наших команд и чемпионата в целом. Если легионер будет понимать, что с Украины можно уйти на повышение, он будет сговорчивее в торгах и охотнее – в матчах.  

Еще одна особенность – наш футбол в самом остове своем сохраняет как остатки былого строя, так и наработки новейшего времени. Так, детей у нас готовят как коммунальные, образовательные ДЮСШ и спортинтернаты, так и академии профессиональных клубов. Вместе с обычной пирамидой футбола, остаются еще турниры отраслевые, проводимые спорттовариществами. А среди коллективных членов ФФУ имеются как региональные федерации, так и различные ДСО, ОО и т.д. Некоторые из них все еще полезны, но другие уже доживают последние дни. В условиях всеобщей экономии как бы не потерять нам что-то действительно важное. Так, если позарятся на ДЮСШ отделов образования – наша провинция лишится последних очагов спорта. Это невозможно будет компенсировать. 

Еще один момент – наш футбол, несмотря на 23 года независимости и налаженные во многих направлениях международные контакты, все так же держится особняком. К примеру, наши юношеские сборные и клубные команды и в лучшие времена не ездили на Тулон или Виареджо. Наши агенты работают все так же, преимущественно, в СНГ. А когда дело доходит до Западной Европы, то оказывается, что реальные связи с теми регионами имеют лишь несколько человек. Головаш – с Германией, Селюк – с Бельгией, Кипром. Мы кого-то упустили? А ведь наличие стойких и продуктивных связей способствовало бы хорошему обмену игроками. К нам ехали бы хорошо изученные легионеры, от нас – молодые украинские игроки или даже наши «звездочки». 

Остается закрытым украинский футбол и для иностранцев. Кто, кроме разве что Шахтера, рискнул пригласить западноевропейских управленцев? А много ли специалистов из Англии, Германии, Испании консультировали бы наши сборные или клубы? Да, что там! В свое время Липпи, Блажевич и Хитцфельд, говорят, были в шаге от нашей страны, но их (ИХ!) не захотели…

Есть, конечно, и специфические, ментальные «штучки». Кумовство и семейственность – один из китов украинского общества, живительный родник коррупции: ну как же отказать близким людям в ответной услуге, если они покрывают тебя? В то время, как во всем мире радуются профессиональным династиям, ведь отец может научить сына ремеслу получше от ВУЗа, у нас каждого продолжателя семейного дела встречает шипение: «блат», «кровинушку на непыльное местечко устроили». Или, например, распри в руководстве нашего футбола: постоянные скандалы и взаимообвинения делают нашему футболу ужасный имидж в мире. Да и жизненно важные решения, чего уж там, за разборками и драмами с года в год откладываются «на потом». 

Остается проблемой и то, что наш профи-футбол держится на инициативе отдельных могущественных личностей. Конечно, нам лучше, чем многим соседям из ближнего зарубежья, у которых клубы финансируются из госбюджета (это открывает огромные возможности для злоупотреблений, да и ставит футбол в зависимость от выборных и назначаемых чиновников). Но когда жизнь и развитие футбольного клуба зависит только от одного человека – трудно удержать его на плаву, если у покровителя начнутся проблемы или он просто остынет к спорту. А вот если бы у клубов были реально работающие наблюдательные советы, сразу по несколько спонсоров – то в случае проблем у главного инвестора был бы шанс сохранить команду даже в трудные времена. 

Наконец, все еще наблюдаются у нас проблемы с освещением национального чемпионата (даже на высшем уровне, не говоря уж о провинции). Футбол уходит с общедоступных телеканалов. Чтобы понять суть этой проблемы, достаточно побывать даже не в деревне – в райцентре или городе с «частным сектором». Провести кабельное телевидение в свой дом очень трудно, спутниковое норовит закодировать все лучшие каналы, да и интернет-спаситель не поможет, ведь хорошее соединение у нас пока не на каждом углу. Поэтому есть тысячи людей, видящих украинский футбол от силы пару раз на месяц, когда общегосударственные каналы показывают самые ключевые матчи Динамо, Шахтера, сборной. Остальное остается абонентам кабельного телевидения, которое далеко не всем доступно. А уж другие каналы (это вообще зона абсурда) нередко даже в новостях видео голов не показывают, заменяя их фотографиями с места событий или рассказом диктора. Да и спортивные новости остались далеко не на всех всеукраинских каналах. Понятно, что прибыль с телетрансляций – это важно и нужно, но чтобы продукт был интересен, народ не должен от него отвыкать. А у нас за прошлое десятилетие выросло поколение «теле-болельщиков», не бывавших даже на стадионах, а теперь подрастают те, кто даже на экране живой футбол не видит. 

Но в целом, конечно, украинский футбол – как ни досадно, возможно, это будет кому-то услышать – довольно обычный, а во многом даже посредственный. По большинству ключевых показателей (результативность, процент сборников и легионеров, антропометрия, посещаемость и т.д.) чемпионат Украины в середнячках. И хотя мы сделали огромный скачок вперед за последних лет 15, из-за того, что иных стимулов, кроме как материальные, мы не нажили, сейчас чемпионат зашатался в кризисные для экономики времена. Поэтому за историческими достижениями и пожелтевшими страницами летописи не надо забывать, насколько много проблем у отечественного футбола в наши дни. И насколько важно его сохранить и развивать. 

Артур Валерко, Football.ua