«Хорхе Луис Борхес однажды написал, что аргентинцы напоминают ему корабли, дремлющие на якоре в порту. Однако писатель не учел Диего Армандо Марадону. Диего дремал на якоре только во чреве своей матери. После рождения он напоминает корабль без единого каната на палубе».
 
Один из главных бунтарей и провокаторов кинематографа создал кинокартину об одном из главных бунтарей и провокаторов мирового футбола. На выходе зритель получил не классический документальный фильм, а серию интервью с Марадоной на различные темы и комментарии режиссера – кино не о Диего Армандо, а о том, как постепенно Эмир знакомится с легендарным аргентинцем. Отсюда, собственно, и название фильма – «Марадона Кустурицы». Встречаясь с аргентинцем на протяжении двух с половиной лет, режиссер пытается распутать клубок противоречий, которым является великий футболист.
Один из главных бунтарей и провокаторов кинематографа создал кинокартину об одном из главных бунтарей и провокаторов мирового футбола
 
Начинает Эмир с того, что ближе всего ему самому – политической составной феномена под названием Марадона. По мнению Кустурицы, если бы Диего не стал футболистом, он был бы революционером. Эту точку зрения можно понять – любовь к своему народу, неприятие американского политического беспредела на международной арене и британского империализма, восхищение Че Геварой и личная дружба с Фиделем Кастро – все это умноженное на непринужденность и искренность может сформировать представление о Марадоне как о революционере.
 
Однако некоторая инфантильность и многолетний роман с кокаином скорее вызывают ассоциации с бунтом панк-рокера, чем с политическим переворотом. Недаром фильм наполнен анимационными роликами, в которых рисованный Диего Армандо поочередно дурачит Маргарет Тетчер и Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Тони Блэра, принца Чарльза и королеву Елизаветту под музыку Sex Pistols. И о своем голе рукой в ворота англичан на чемпионате мира он вспоминает как о маленькой мести за Фолклендскую войну. Многие игроки сборной Аргентины говорили позже, что тот матч был для них важнее самой победы на ЧМ. В фильме Марадона рассказывает о том, что победа, добытая хитростью, и делает ее настолько приятной. «Для меня это было, словно я у англичанина кошелек украл».
 
Образ такого вот народного мстителя и борца за справедливость – одна из граней футболиста, которую выделяет режиссер. В 1986-м Диего расквитался с англичанами за погибших в 1982-м, потом отказался от какой-то американской премии ради встречи с Кастро. В Италии, выступая в футболке Наполи, он как бы «противостоял» всевластью северных клубов от имени Юга Италии, а в середине 2000-х принимал участие в акциях протестов против военных операций США. Не единожды он открыто критиковал президентов ФИФА Жозе Авеланжа и Зеппа Блаттера, заявляя, что первый «торгует оружием, а второй — пулями» и что «никто не заплачет на их похоронах».
 
На протяжении всего фильма Кустурица использует отрывки своих фильмов для большей наглядности. Сценами из жизни своих героев – обычных простодушных людей – он преподносит Марадону как человека со взглядами, близкими к своим (а ведь примерно в это время Кустурица принял православие), таким же парнем с противоречивой и загадочной славянской душой, как бы делая его понятнее для нас. Временами философские рассуждения режиссера создают слишком серьезный образ Диего Армандо, однако от камеры не ускользает ни комичная эпатажность, ни заносчивость Марадоны, который при этом остается предельно естественным. За два года аргентинец и серб сближаются настолько, что становятся друзьями, и Диего одним из последних общается с матерью Кустурицы перед ее смертью.
 
Почерк Эмира ощущается благодаря неповторимому сочетанию трогательности и фарса. При всей своей документальности, фильм имеет привкус трагикомедии. Особенно это чувствуется в рассказе о марадонианской церкви. Приверженцами это шуточной церкви, образованной в конце 1980-х, являются более 60 тысяч человек, которые считают началом времен 1960-й, год рождения Марадоны, свою Пасху празднуют 22-го июня (день, когда Диего забил оба легендарных мяча сборной Англии), имеют свой специфический свадебный обряд, а на их собраниях красотки на сцене исполняют зажигательные танцы под песни о великом.
За время съемок Марадона и Кустурица успели съездить в Неаполь, где огромная толпа фанатов едва не разорвала своего идола в порыве фанатской любви
 
За время съемок Марадона и Кустурица успели съездить в Неаполь, где огромная толпа фанатов едва не разорвала своего идола в порыве фанатской любви. Также они побывали на стадионе в Белграде, где Диего по памяти воспроизводит гол, забитый им в ворота сборной Югославии (не зря он утверждает, что кокаин повлиял на все его способности, кроме памяти); посетили стриптиз-клуб в Буэнос-Айресе, принадлежащий знакомому Марадоны, одному из спонсоров марадонианской церкви. Там Эмир произносит монолог о танго, завершающийся словами: «Тот факт, что танго родилось в борделе прошлых лет, придает ему ту невинность, которую в современном борделе не найти», который, возможно, служит намеком на то, что футбол наших дней уже не дарит масштабных личностей, как это было в прошлом тысячелетии.
Вторая ипостась – это Марадона-наркоман, человек эквилибрирующей на тонкой линии между жизнью и смертью. В кокаиновом опьянении он пропускает детские годы своих дочерей, лучший период отечества. В этот период семья полностью держится на плечах жены Клаудии. В состоянии побить каждого соперника на футбольном поле, он не может побороть ту часть своей сущности, которая направлена на саморазрушение. Кажется, не просто так любимым киногероем Диего является Джейк ЛаМотта в исполнении Роберта де Ниро в фильме «Бешеный бык» Мартина Скорсезе – человек, который способен справиться с кем угодно, но не может совладать с самим собой.
 
Эта его слабость, личная трагедия и постоянные неурядицы возможно еще больше заставляют аргентинцев любить Марадону. В стране, где футбол становится религией, главный ее футболист превращается в живого бога, со всеми, как позитивными, так и негативными, последствиями. А бог, который имеет свои слабости, становится еще ближе к простолюдинам. Как поется в песне о нем, которую легендарный аргентинец сам исполняет в фильме, «Если Иисус споткнулся, то почему я не могу?» Он – воплощение мечты этого народа, и этот народ готов простить ему почти все. Он не раз представал перед судом, побывал в многочисленных неурядицах, но «мяча не запятнал».
В стране, где футбол становится религией, главный ее футболист превращается в живого бога, со всеми, как позитивными, так и негативными, последствиями
 
Оглядываясь на свою жизнь, сам Диего Марадона все же сокрушается по поводу того, что наркотики разрушили его карьеру. Любимый сын своего народа, он жалеет о том, что если бы не кокаин, он смог бы добиться еще большего. С до умиления обнаженным и искренним чувством собственного величия, он так и говорит Кустурице: «Эмир, знаешь, каким игроком я бы стал, если бы не принимал кокаин? Какого игрока мы потеряли!»
 
В целом после просмотра фильма может возникнуть ощущение, что режиссер предпринял неудачную попытку объять необъятное, что феномен не разгадан полностью. Однако если Кустурица и не распутал клубок, то, по крайней мере, перебрал много ниточек. Достаточно, чтобы перед глазами у зрителя возник некий образ, который не может оставить равнодушным.
 
Особенно, когда маленький мальчик зачитывает такую молитву:
 
«Диего наш, иже еси на полях
Да святится левая твоя
Да придет магия твоя нашим очам
Да будут голы твои яко на небеси и на земли
Радость дашь ты нам днесь
И прости тем журналистам яко же и мы прощаем неаполитанскую мафию
И не введи нас во искушение, но избави нас от Жоао Авеланжа, Диего».
Maradona by Kusturica
Год — 2008
Режиссер – Эмир Кустурица
Производство – Испания, Франция
 
Андрей Курдаев, Football.ua