Согласно легенде, Икар взлетел в небо на искусственных крыльях, скрепленных воском. Взлетел он высоко, но, когда Солнце было так близко, Икар упал на Землю… В данной рубрике речь идет о футболистах, имевших все шансы достичь футбольного Солнца, но опаливших свои крылья и не достигнувших цели.

 

1. Ли Шарп

2. Себастьян Фрей

3. Ларс Риккен

4. Стив Макманаман

 

Начало

 

Ливерпульский клуб Эвертон после 1980-х не хватал звезд с неба, хотя и в задних рядах английского футбола находиться не привык. Могли бы Ириски и в Лиге чемпионов сражаться, и за медали АПЛ бороться, но тяготеет над Гудисон Парком большое давнее проклятие.

 

Все дело в том, что молодые футбольные таланты славного града Ливерпуля завели удивительную моду - с детства болеть за Эвертон, а выбирать, играть и блистать... правильно, в злейшем враге Ирисок, клубе под названием Ливерпуль. Так поступали Иан Раш, Робби Фаулер, Майкл Оуэн.

 

Так поступил и юный вихрастый англичанин, с шотландским началом фамилии и ирландским ее окончанием. С детства болел за Эвертон, чего нисколько не стеснялся даже в зрелом возрасте, отпахав девять лет за Ливерпуль. Но толку Эвертону с того боления, если трофеи Стив Маманаман приносил в копилку их злейшего врага, Ливерпуля. И обожают Макку именно Красные, а не Ириски. Впрочем, как знать. Есть игроки, которых искренне уважают даже фанаты соперника. Так, например, Паоло Мальдини куда лучше проводили на пенсию именно фаны Интера, в то время как собственные болельщики нанесли глубокую обиду своему многолетнему капитану. Но это - совсем другая история.

 

И вообще, сейчас - совсем другое время. Мы переносимся ровно на 20 лет назад,  на Анфилд Роуд. Чемпион Англии Ливерпуль (ах, как звучит... как давно это было!) принимает одного из участников Биг Стил Дерби, команду Шеффилд Юнайтед. Питер Бирдсли уходит с поля, а вместо него выходит... кто это еще такой? Очередной юниор, Макманаман? А, да это ж тот парень, что пару недель назад дебютировал за молодежную сборную Англию! Что ж, посмотрим, запомним, такую фамилию сложно забыть.

 

Однако в том сезоне Стива довелось вспомнить всего лишь пару раз, да и то в связи с выходами на замену. Большого фурора он не произвел, однако было в нем что-то такое, что заставляло улыбаться своих фанов и трепетать фанов соперника. Чувствовалось: парень как сжатая пружина, которая до поры до времени застывает в своем положении, но стоит лишь тронуть - и она мгновенно распрямится, сокрушая все на своем пути! Макка пока лишь принюхивался к запаху больших сражений, и на это у него ушел ровно сезон. А потом пружина распрямилась.

 

Крылья

 

В сезоне 1991/92, в котором Ливерпулю не удалось отстоять свое чемпионское звание, команду покинул легендарный Кенни Далглиш. Его место занимает Грэм Сунесс, а новая метла всегда метет по-новому, даже если в этом нет ни малейшей необходимости. В данном случае Макманаман стал одним из тех, кого метла Сунесса вымела на поверхность ливерпульского газона. И оказалось, что это вовсе не сор, а настоящий бриллиант!

 

Стоит отметить, что появление Макки в основе суть оперативная мера по замене травмированного Джона Барнса. Но прошла неделя, другая, месяц, и кто уже вспоминал того Барнса? На Анфилд Роуд восходила новая звезда.

 

В этом сезоне игра Стива была эффектом разорвавшейся бомбы! Феерил Макка как хотел, он отыграл за Красных 51 матч, в которых отличился 10 раз. А его передачи с левого фланга раз за разом находили адресатов. В финале Кубка Англии Ливерпуль победил Сандерленд, и Макманаман стал признан лучшим игроком матча! Успех, признание и слава!

 

В следующем сезоне Стив немного притормозил, забив 7 мячей в 47-и матчах, а в  чемпионате 1993/94 и вовсе забил лишь два гола. Однако это не был спад игры Макки - скорее, затишье перед бурей. Да и спадом это было лишь на фоне стремительного подъема в первом сезоне.

 

Но болельщики Ливерпуля, как сказал бы их спонсор тех времен Carlsberg, наверное, самые проницательные болельщики в мире. Они уже раскусили, что за футболист этот Макманаман, и не желали видеть иного Стива. И Макка отблагодарил своих поклонников.

 

Конечно, сделал он это не сам, а с помощью нового тренера Красных, Роя Эванса, заступившего на должность как раз в 1994-м году. Первым делом новый наставник перевел Макку из нападения в полузащиту, а затем освободил от жестких тактических рамок - мол, делай что хочешь, и как хочешь. И Макка сделал!

 

Сезон 1994/95. Его считают лучшим в карьере Макманамана. Теперь его талант заиграл новыми красками! Стив начал с дубля в ворота Кристал Пэласа, продолжил завоеванием Кубка Лиги, где тоже отметился дублем. Фаны увидели прежнего Супер Стива, но в еще более улучшенном варианте! Эванс сыграл в карьере Макманамана такую же роль, как и Валерий Лобановский в жизни Андрея Гусина – и это не просто пошло на пользу футболисту, это был поворот на 180 градусов!

 

 

Дальше карьера Стива покатилась, подобно снежной лавине, сметая все на своем пути. Зимой 1993-го Макманаман вывел молодежку в ранге капитана и своим точным ударом завершил экзекуцию над Сан-Марино – 6:0. Макка делает первый хет-трик в карьере – в этом матче пострадали Клинки из Шеффилда. Наступила золотая середина 90-х, благодаря которой о Стиве узнала не только Англия, но и весь мир.

 

Первое крыло

 

В карьере Стива Макманамана, как, в общем-то, в карьере любого известного футболиста, существуют два основных показателя, по которым и измеряется успешность его футбольной жизни. Клуб и сборная. Первым крылом нашего Икара стала именно сборная – та самая Англия, которую уважали и боялись. И в 1996-м году поводов трепетать добавилось еще больше – именно Англия принимала на своих полях чемпионат Европы.

 

Симэн в воротах, Адамс в центре обороны, Гари Невилл и Пирс на флангах защиты, великолепный Газза (он же Пол Гаскойн), Макка и Андертон в полузащите, и Шерингем с Ширером на острие атаки! Сказка, а не команда! И все на пике формы, все готовы рвать и метать. До футбольного Солнца остается ровно месяц! И наш Икар, сам того не ведая, подставляет первое крыло под его горячие лучи…

 

Здорово подплавило воск на крыльях трио ГаШиШ – то есть Гаскойн, Ширер и Шерингем. Вот когда великое благо, оказанное Макке Эвансом, чуть не вышло ему боком – ведь он мог играть в нападении, и, кто знает, может, вместо одурманивания ГаШиШем Англия бы качалась на ГаМакке славы? Победы и очки на том Евро давались Трем Львам с видимой легкостью, и Макка был далеко не последним человеком в той сборной! Не последним, но, увы, и не первым.

 

Окончательно же крыло отвалилось, когда Икар подлетел к Южным воротам. Ирония судьбы – игрок, чья фамилия переводится как Южные ворота (Гарет Саутгейт), не забил решающий пенальти… правильно, в южные ворота стадиона Уэмбли. Это случилось в полуфинале, и вот так сборная Англии, несолоно хлебавши, покинула еврофорум, который должен был стать ее триумфом.

 

В сборной Стив так больше и не взлетал – всего один матч на ЧМ-98, показатель, о котором стыдно даже упоминать. Но ведь у нашего Икара оставалось еще одно крыло – клуб! Его родной и любимый Ливерпуль, из года в год стремившийся достичь вожделенного чемпионства! Увы, Солнце опалило и это единственное крыло, оставшееся в запасе у Макки.

 

Второе крыло

 

Евро-96 позади, а с ним все обиды и разочарования остались в прошлом. «Теперь – клуб. Я сказал, клуб!» - прорычал Макка, пошел в футбольную кладовую и выбрал самую большую лопату для загребания трофеев.

 

Увы, увы и еще раз увы! Все время не хватало Ливерпулю какой-то малости! Стоило немного успокоиться и перевести дух сэру Алексу со своим Юнайтед, как тут же, словно чертик из табакерки, выскакивал какой-нибудь Блэкберн или в стиле «Не забыли, а вот он я!» появлялись Канониры Венгера. Сражались скаузеры отчаянно, и Макманаман, как один из лидеров команды, не сачковал и приносил максимальную пользу клубу. К сожалению, этого не хватило.

 

Поговаривают, что Стив Макманаман разочаровался в Ливерпуле, махнул на него рукой и подался за длинным фунтом в расцветавшую на глазах машину по добыванию трофеев – мадридский Реал. Но так ли это было на самом деле?

 

Абсолютно нет. Категорически не так. Стив Макманаман отдавал на поле всего себя, а тем временем футбольный рынок, а с ним и уровень зарплат футболистов, рос, как на дрожжах. И нет ничего удивительного, что Макка попросил у клуба тот оклад, на который он давно заработал своими голами, пасами и надежностью. Глава Красных Дэвид Мурс, «наверное, самый проницательный президент клуба в мире», отлично понимал, что его левый хав и близко не сказал своего последнего слова в футболе. 27 лет – самое начало расцвета! Но, увы, все могут короли, но не все – президенты. Члены правления клуба отвергают условия Макки по заработной плате – мол, одному сейчас повысим, другие налетят, как синие… точнее, красные чайки и начнут галдеть «и нам, и нам». На том и порешили чиновники клуба, тем самым спалив Икару второе крыло – крыло надежды поднять настоящий трофей в футболке родной команды!

 

Сезон 1998/99 стал для Стива Макманмана прощальным в Ливерпуле. Впереди ждал Реал Зиданов и Павонов.

 

Падение

 

Парадокс, но падения как такового не последовало! По нашей легенде, Икар должен был с грохотом шмякнуться об землю, а он летал себе дальше. Более того – взял с Реалом два Кубка Чемпионов, и, хоть и не был главной звездой в команде, но без вихрастого хава на левом фланге мадридцы могли и не получить свои трофеи!

 

Почему же мы завершаем историю про Икара-Макку все же падением? Потому что он не стал триумфатором в родной стране, в своем клубе. Потому что после финального свистка, подарившего его команде главный Кубок Европы, он говорил партнерам «Си», а не «Йес!» И Макманаман, потерявший два крыла на подступах к футбольному Солнцу, сам, в свою очередь, стал потерянным крылом для Ливерпуля, по сей день живущему мечтой повторить свой успех начала девяностых…

 

Эпилог

 

У Красных на смену Стиву Первому пришел Стив Второй. История повторяется с пугающей точностью – ведущие роли в клубе, но безуспешная борьба за главный трофей, провалы с национальной сборной… Может, это месть судьбы за тот день 1999 года, когда Ливерпуль не стал удерживать у себя блистательного Стива? Тогда ей самое время смилостивиться – ведь Стиви Джи этим летом мог покинуть родной Мерсисайд. Но теперь  руководство клуба проявило куда большую проницательность.

 

А сам Стив Макманаман завершил карьеру пять лет назад в составе Манчестер Сити. Не так давно легенду Ливерпуля, Иана Раша попросили назвать самого многообещающего игрока Красных за всю его историю. Раш недолго думал над ответом… 

 

Алексей Федянин, Football.ua