Из Корковады виден почти весь Рио: пляжи и океан, многоэтажки и фавелы, зеленые холмы, и только севернее выделяется один круглый объект. Маракана.

Она стала легендарной в год своего рождения – с момента финального свистка англичанина Джорджа Ридера, ознаменовавшего вторую победу Уругвая на чемпионатах мира, и первое крупное футбольное разочарование Бразилии. Маракана погрузилась в тишину, страна залилась слезами, а многие потеряли желание жить.

Это было 65 лет назад. С годами стадион продолжал обрастать вехами истории, и даже в 2014-м снова принимал матчи чемпионата мира вкупе с финалом. Во многом из-за желания проводить второй мундиаль и нормам безопасности нашего времени Маракане пришлось отказаться от своей фантастической вместительности и превратиться из крупнейшего в просто большой стадион. 200 тысяч остались в воспоминаниях. Сейчас – 78 тысяч.

Рио-де-Жанейро – город, где недавно рай и ад жили бок о бок. Фавелы есть по всему мегаполису, в том числе и возле самой Мараканы, символически отражаясь в стеклянной части корпуса. Сейчас в них не так опасно, как когда-то, и место действия фильма "Город бога" можно узнать по трущобам, но правоохранительным органам удалось справиться с реалистично показанным в нем криминалом.

Как от Христа-искупителя хорошо видна Маракана, так и из ее главной трибуны виден сей величественный монумент.

Реконструкции превратили Маракану в современный стадион: места исключительно сидячие, накрываемые крышей, просторные помещения внутри и много раздевалок – у каждого клуба из Рио-де-Жанейро (Фламенго, Флуминенсе, Ботафого и Васку да Гама), периодически проводящих здесь свои домашние матчи, есть по отдельной. В одной из вестиарий вывешены футболки топ-звезд прошедшего мундиаля.

Трибуны раскрашены по бразильскому флагу в сине-желтые цвета, и это делает стадион похожим на киевский Олимпийский. Здесь тоже два яруса, но они аккуратно стыкуются один с другим, плавно сливаясь.

От украинской арены в выгодную сторону отличает Маракану отсутствие беговых дорожек. Она уже в следующем году примет Олимпийские игры, вот только все легкоатлетические соревнования пройдут на стадионе Энженьяу, расположенном в восьми километрах от бразильской футбольной святыни. Кстати, то, что страна недавно принимала чемпионат мира, можно заметить по неснятым вывескам, а вот о подготовке к Олимпиаде конкретно в Рио говорит только закрытие Энженьяу на реконструкцию, и больше ничего произвольно на глаз в городе не попадается.

Не продумали при перестройке Мараканы только одного: изюминки, чтобы выразить историю стадиона или просто показать, что это – Маракана, Мекка футбола в Южной Америке. Камп Ноу поражает своими размерами, Сантьяго Бернабеу – вертикальными трибунами, Альянс-арена – суперсовременностью и совершенством, но еще во всех троих стадионах прекрасные клубные музеи Барселоны, Реала и Баварии. Старенькая Бомбонера – по-прежнему неповторима своей атмосферой и вибрирующими трибунами. Или вот англичане, чтобы подчеркнуть величие Уэмбли, возвели над ним арку.

На современной Маракане ничего этого нет. Просто большой, достаточно удобный обновленный стадион, но без каких-либо изысков. Тут не узнаешь без экскурсовода, в какие ворота забивали Хуан Скьяффино и Альсидес Гиджа, в какие – свой "тысячный" гол Пеле, и или в каком году на стадионе выступил Фрэнк Синатра.

Лишь несколько квадратных метров внутри уделено истории бразильского футбола. Здесь красивая мраморная статуя Зико, который в падении бьет по мячу. Другим великим места уделено меньше – бюстом почтены лишь Пеле, Гарринча и Марио Фильо, журналист, чьим именем официально назван стадион. Первые двое представлены еще и отпечатком ступни.

Маракана пережила многое, но в своем нынешнем виде очень слабо это выражает. Впрочем, за 65 лет изменилась вся Бразилия – здесь уже тоже не убивают в трущобах, а футбол научились воспринимать как развлечение, поэтому 1:7 от немцев в Белу-Оризонте не привел к серьезным трагедиям, а Луис Фелипе Сколари все еще востребован в местном футболе. Наверное, это к лучшему.

Евгений Блажко, Football.ua