Мы уже говорили о пирамиде украинского футбола – она многоуровневая и многоступенчатая. Вкратце напомним. У нас есть Премьер-лига – высший профессиональный дивизион, который одновременно проводит молодежный турнир U-21 и юношеский – U-19. Руководит этими соревнованиями отдельный орган – ОПФК «Украинская премьер-лига».

Также у нас есть еще два профессиональных дивизиона – Первая и Вторая лиги, которыми руководит Профессиональная футбольная лига (до появления Премьер-лиги эта же организация, созданная в середине 90-х, руководила и высшей лигой, а также возрожденным в первой половине 2000-х турниром дублеров). Кубок сейчас – как бы зона ответственности всех организаций. Предварительный этап проводит ПФЛ, начиная с 1/16 финала – УПЛ, а финал организовывает ФФУ.

Ниже – аматорский уровень. Чемпионат и кубок Украины среди любителей проводит Ассоциация аматорского футбола Украины. ААФУ также опекается массовым футболом. Чемпионаты и кубки областей проводят региональные федерации, первенства городов, районов – соответственно, городские и районные. Отдельно проводится ДЮФЛ, которая объединяет ребят старшего школьного возраста, играющих за команды ДЮСШ и клубных академий.

Вот такая, если говорить вкратце, у нас модель клубного мужского футбола – профессионального и аматорского, детско-юношеского и взрослого. Если представить ее в виде дома, то у нас получится нечто среднее между средневековым замком со шпилями и бойницами и приморским частным домом со всевозможными пристройками (кто бывал в таких – поймет). И вот представьте себе: вы в крайней пристройке, и вам надо максимально быстро добраться на противоположный конец. А впереди длинный коридор, темный чулан, большая гостиная, пристроенная кухонька, направо – спальня, налево – ванная… Вот так приблизительно и ориентируются новые люди в футбольной пирамиде Украины.

Почему, например, на уровне ДЮФЛ все клубы состязаются вместе, но на уровнях U-19 или U-21 – только клубы Премьер-лиги? Или так: отчего чемпионы аматорских турниров не обязаны переходить во Вторую лигу? Или так: почему команды, победившие в чемпионате района, далеко не всегда переходят в чемпионат области? А с области – на всеукраинский уровень? Ответ на все эти вопросы – в деньгах. К сожалению, и в лучшие времена наша страна была не самой богатой, а сейчас… Ну, вы в курсе.

Поэтому пока что, к примеру, у клубов Первой лиги нет возможности проводить свой турнир дублеров. Вот его и проводит только высшая (премьер-) лига. Зато впервые в истории в юношеский турнир УПЛ была допущена команда из Второй лиги – Скала. И таких «кроличьих нор» у нас очень много – связаны они с тем, что мы строим нашу футбольную пирамиду, исходя из нынешних финансовых возможностей. Вот и получается дом с многочисленными пристройками – словно в приморском поселке.

Раз уж мы начали тему «кроличьих нор», рассмотрим все ее подробности и противоречия.

Скажем, во всех ведущих чемпионатах мира (европейской системы – североамериканская лига совсем иное дело) существует четкая иерархическая пирамида лиг с обязательной религацией. Первый, второй, третий дивизионы – профессионалы, четвертый, возможно – и пятый – аматоры общегосударственные, шестой, седьмой – региональные, городские турниры. И между всеми ними существует обмен командами по спортивному принципу. То есть, кто должен – вылетает, кто не заслужил – повышается в классе. У нас чуть иначе.

Как мы уже говорили во вторник, у нас не совсем так. Из этого выходит вот какая ситуация. У Премьер-лиги – своя заявка, у ПФЛ – своя, аматорский уровень – свой, отдельный мир. В этом, кстати, кроется корень постепенного отмирания так называемых «двоечек»: если раньше в Первой и Второй лигах играла уйма резервных команд клубов высшей лиги, то с появлением Премьер-лиги с молодежным и юношеским первенствами их необходимость уменьшилась. Свои резервные команды сохраняют только гранды. И вот вам первая «кроличья нора»: Динамо-2 и Шахтер-3 живут по своим заявкам. То есть если они захотят получить для усиления молодого игрока с молодежного или юношеского состава, им придется ждать следующего трансферного окна. Полгода. И наоборот – игрок, оказавшийся в этих командах, чувствует себя «в ссылке». Если из дубля в случае прогресса его могут уже в следующем туре отозвать в первую команду, то в резервной команде ты остаешься всерьез и надолго – до зимы или до лета.

В свое время существовала общая заявка высшелиговых команд и их сателлитов (не только резервных «двоечек» и «троечек», но и фарм-клубов – было и такое). То есть если ты гипотетический Хутровик (Тысменица) – ты мог на нужный матч получить до четырех игроков из Прикарпатья. Для Второй лиги это было очень ощутимо, влияло на турнирные расклады. В итоге простые клубы жаловались, и эту норму убрали. Обижались и на «двоечки» – на выезде-то они играли, преимущественно, молодежью, но представьте себе визит на Кончу-Заспу, где вас, провинциалов из Первой лиги, любезно принимало Динамо-2 с Хацкевичем, Шовковским, Коноваловым (имена выбрали рендомно, но, поверьте, игроков таких в первой лиге можно было увидеть – в период восстановления после травм или непопадания в основной состав по другим причинам). Или же в Новомосковск с Днепром-2. Или же в Горловку к Шахтеру-2. На Совиньон – к Черноморцу-2. Вариантов уйма.

На то время решение было правильным, но чтобы Динамо-2 и Шахтер-3 оправдывали свое существование и в XXI столетии – для них надо возвратить возможность проводить ротацию с премьер-лиговой заявкой своих клубов по ходу сезона. Скажем, право отправлять четырех игроков Шахтера-3 в молодежный, юношеский турниры или даже первую команду значительно мотивировало бы самих ребят, оказавшихся в резервном составе во Второй лиге. И позволяло бы тренерским штабам быстрее реагировать на прогресс молодых.

Прецедент с переходом Скалы в юношеское первенство Премьер-лиги создал еще одну «кроличью нору». Так, в прошлом сезоне в составе стрыян уже успели дебютировать во Второй лиге сразу несколько молодых игроков. В этом чемпионате они оказались уже в заявке на турнир U-19, и во Второй лиге их параллельно задействовать нельзя. А почему? Если, допустим, гипотетический Квич прогрессирует на юношеском уровне, почему Скале нельзя его взять на матч своей первой команды? В следующем сезоне в юношеское первенство Премьер-лиги могут постучаться еще несколько клубов – назывались второлиговый Арсенал-Киевщина, аматорские сейчас ФК Львов и ЦСКА… Чем больше будет таких прецедентов – тем очевиднее будет проблема с названной «кроличьей норой». Все идет к тому, что надо будет придумать способ, чтобы игроки могли играть в одном сезоне и за первую команду Скалы во Второй лиге, и за команду U-19 Скалы в юношеском первенстве УПЛ.

Или еще одна «кроличья нора» – на этот раз, аматорская. Раньше, пока не начался процесс всеобщей «паспортизации», игроком-любителем было быть неплохо. Ты мог в среду сыграть в одном чемпионате района, в субботу – в другом, а в воскресенье выбраться еще и на чемпионат области. Знакомые футболисты как-то рассказали о своем недельном графике – я впечатлился, честно. Понедельник – «минька» с футболистами-ветеранами для общего развития. Во вторник – какая-то вечерняя бизнес-лига. В среду – чемпионат соседней области. В четверг – еще одна бизнес-лига. В пятницу – перенесенные матчи какого-то чемпионата района. В выходные – настоящий напряг. В субботу – сразу три матча. Район, еще один соседний район, после обеда – область. В воскресенье – еще два: какая-то бизнес-лига и еще один район. Считаем: шесть настоящих матчей, пусть и низкого профессионального уровня, а также несколько, как они выражаются, «дыр-дыр». Это жестяк, это работа на износ, но это – реальный график, который рассказывал за стаканчиком чая в перерыве одного из матчей реальный игрок-аматор лет пять назад.

Сейчас в этом деле немного наводится порядок (что, кстати, негативно сказывается на заработках таких вот футболистов-многостаночников). Многие регионы уже «паспортизированы», другие еще входят в единый реестр. В итоге ФФУ будет знать о полной биографии каждого футболиста страны от юношества и до ветеранской седины. Где он играл, когда, сколько у него карточек в чемпионате Крыжополя и голов – в Группе Б Второй лиги. Так что здесь «кроличьи норы» уходят в небытие. Хотя, конечно, игроки – изобретательные люди. Они, даже играя во Второй лиге, ухитряются во внеурочное время подрабатывать на такси, а посреди недели еще и поигрывать в какой-то бизнес-лиге или чемпионате района. Что поделать – жизнь такая, трудная…

А между тем, на тектоническом стыке нашего аматорского и профессионального футбола заложена еще одна «кроличья нора». Она попала под серьезное обсуждение, когда пару лет назад тогдашнее руководство ПФЛ инициировало проект так называемой «Региональной лиги». Речь идет, вероятно, о том, что в европейских странах называется «semi-pro» – то есть «полупрофессионалы». В чем суть? Во всем мире аматоры – это аматоры, то есть люди, не играющие на профессиональном уровне. У нас человек может завершить осеннюю часть сезона со второлиговой командой, отзаявиться и зимой пошпилить в зимнем первенстве родного города. А если весной его не устроят условия в клубе – заявится в чемпионат области, и вот он уже аматор.

Из-за этого, к слову, Украина недавно пострадала в Кубке регионов УЕФА (европейском аматорском турнире). Там требования жесткие, и у футболистов не должно быть профессионального стажа вообще. А у нас победители аматорского чемпионата Украины являют собой «сборную» исчезнувших клубов первой и второй лиг. То есть на любительском уровне победы добывают вчерашние профессионалы, еще недавно игравшие во второй, первой лигах, а то – и в Премьер-лиге (такие случаи тоже бывают – вспомним Ирпень Гореничи с россыпью экс-динамовцев, или же таких знатных ветеранов, как Валяев или Полтавец, которые в этом году играют на аматорском уровне).

В сущности, то, что есть у нас – это и есть «semi-pro», просто у нас его официально так не называют и нет для него своей нормативной базы. Кстати, легализация и упорядочение такого формата работы могли бы дать новый толчок для развития массового футбола. В чем суть? В отличие от простого аматорского клуба, «semi-pro» может подписывать с игроками контракты. То есть, наряду с любителями, в составе команды могут выступать несколько действующих профессионалов (3, 5, 7, 14 – сколько именно, это уже прерогатива дискуссий и регламента). Это позволило бы аматорским клубам защитить себя – потому что на данный момент они могут инвестировать в игрока, поднимать его личный уровень, но при этом не иметь на него юридических прав, и он может в любой момент перейти, куда хочет. Также новый статус помог бы и возрастным футболистам, у которых на руках был бы легальный контракт – как защита от «кидалова».

Что мешает появлению «semi-pro» в Украине? Прежде всего, юридическая составляющая. Нет нормативной базы. Трудовое законодательство не учитывает такого рода совместительства профессионализма и аматорства («на громадських засадах»). Если могущественные аматорские клубы пролоббировали бы такое новшество, это позволило бы их собственникам спокойнее инвестировать средства в развитие команд, а игрокам – чувствовать защищенность и на этом уровне.

Итак, подытожим для понимания суть термина «кроличьи норы». Это – нестыковки между различными уровнями нашего футбола, появившиеся из-за хаотической застройки отечественной футбольной пирамиды. Постепенное их «цементирование» позволит нормализовать многие процессы в украинском футболе, укрепить статус клубов – как аматорских, так и профессиональных, а также поставить на новый уровень процесс взаимодействия между нашими лигами и их проводящими организациями.

Артур Валерко, Football.ua