"Когда эти футболисты почувствуют вкус победы, их уже будет не остановить"

- Вокруг Черноморца только и разговоров, что молодые футболисты многое пока не умеют, что они юны и им тяжело. В то же время, вы – тоже начинающий специалист, вы не выиграли ни одного матча чемпионата во главе первой команды из 17 попыток, и именно вам работать с неготовыми футболистами. Каково в такой ситуации тренеру?

- Я понимал, куда шел, понимал, что будет нелегко, и знал, что попадание в Премьер-лигу наших молодых игроков – это больше аванс для них. Тем не менее, наша проделанная работа вместе с ребятами не проходит даром – они растут и потихоньку прогрессируют. А то, что нет на данный момент результата в этом сезоне, то на это есть разные причины, в том числе календарь: из первых пяти туров мы два провели дома и три – на выезде, при этом четыре наших соперника – из верхней пятерки. Поэтому рассчитывать на положительные результаты и очки в этих матчах… Мы могли только верить и настраиваться, а получилось в итоге так, как получилось. Но чемпионат только начинается, и я уже сейчас понимаю (а вчера мы общались с футболистами на эту тему), что тенденцию надо ломать. То, что они молодые ребята – это хорошо. Но я хочу, чтобы они верили в то, что могут выиграть, при чем – в любой команды. Наверное, наша первоочередная задача – поменять их психологию.

- Как объективно оценить вашу работу за этот период: эти игроки реально пока не готовы выигрывать в Премьер-лиге, и от тренера здесь зависит мало, либо же и вы свою работу в каких-то аспектах оцениваете неудовлетворительно?

- Ну, я ведь тоже учусь и расту вместе с ребятами. Проанализировав весеннюю часть прошлого чемпионата, мы перестроили в некотором роде тренировочный процесс, и по старту сезона могу сказать, что по качеству игры команда отличается в лучшую сторону от той, что была весной.

- Что изменили?

- Больше внимания стали уделять тактическим действиям игроков и делаем все, чтобы раскрепощать футболистов, не загоняя их в определенные рамки. Например, ставим меньше ограничений в атакующих действиях. Кроме того, и защитников, и полузащитников просим, чтобы они играли в футбол, и не боялись ошибиться. Футбола ведь без ошибок не бывает. Правда, надеемся, что ошибки эти не будут фатальными.

- Удачный, как для молодежи, старт сезона, когда была добыта ничья с Олимпиком и дан бой и Днепру, и Динамо, был омрачен последними двумя поражениями. После трех туров были все основания говорить о прогрессе Черноморца. О чем думать и говорить нам после поражений от Зари, и особенно – во Львове?

- Я понимаю, о чем вы говорите. Ну, во-первых, мы никакой паники не создаем после этих поражений, понимая, над чем над нужно работать. Были матчи против Днепра и Динамо – в них мы показали то качество игры, к которому будем стремиться, и попытаемся опять вытянуть этот уровень и держаться на нем. Что касается поражений: опять нужно говорить о молодости – стабильности от наших игроков мы ждать не можем. Они показали командный уровень перестроений по ходу матча, бойцовские качества и характер в этих двух турах против наших грандов, и отдали очень много сил и эмоций.

И Карпатам мы проиграли где-то из-за не самого лучшего эмоционального фона. Наше моральное состояние было хуже, чем у игроков Карпат. Плюс, конечно, сказался быстрый гол – здесь тоже есть момент психологии, ведь забивают тебе или забивает твоя команда – в любом случае нельзя отходить от установки на матч. Мы нарушили это правило.

- Против Зари изначально не нужно было особо рассчитывать на очки из-за статуса и уровня соперника, или просто ваша команда сыграла ниже своих возможностей?

- Я могу сказать, что мы достаточно серьезно готовились к этой игре: "разобрали" каждого игрока Зари, начиная от его рабочий ноги, и заканчивая его фирменными финтами (прежде всего, это касается атакующей группы игроков). План на игру был таков: мы должны были отдать в первом тайме инициативу и выбегать вперед на контратаках. Но у нас не получался переход из обороны в атаку, плюс – наши футболисты средней линии очень много играли назад, хотя должны были больше концентрироваться на атакующих действиях. Но я не сомневаюсь, что мы сейчас проходим путь Зари трехлетней давности, когда эта команда просто выживала, а сейчас у нее на 80 процентов сохранился костяк, и эти, уже немолодые ребята, выполняют совершенно другие задачи. Конечно, у Зари больше опыта, чем у нас. Но такие игры только закаляют, только заставляют двигаться и анализировать.

- Считаете ли вы, что команда и футболисты персонально выросли и будут расти дальше, если продолжать работать с нынешней тренерской концепцией, ничего не меняя?

- Я скажу, что 5-6 ребят, которые работают с нами с зимы, однозначно выросли за это время (не хочется называть их фамилии). Видно невооруженным глазом, что эти люди на футбольном поле более-менее понимают свою позицию, не боятся брать игру на себя, вступать в единоборства. В целом, считаю, что нам надо продолжать работать в том же направлении. Нужно немножко времени, а когда эти футболисты почувствуют вкус победы, их уже будет не остановить. Даже не сомневаюсь, что эта команда будет радовать болельщиков.

- Команда пока не радует результатами, но клуб, как проект, с молодыми украинцами и своими воспитанниками в составе, по-моему, остается симпатичным огромному количеству нейтральных болельщиков. Чувствуете ли вы в Одессе давление, как на тренера, который пока не выигрывает? Потому что даже Григорчуку поначалу было очень непросто в Одессе в первое время.

- Скажу честно, в Одессе будет тяжело любому тренеру, если не будет результатов. Давление есть и на меня. Но шарахаться в сторону не для нас – будем продолжать двигаться в своем направлении. А к критике в свой адрес я отношусь нормально. Также благодарен болельщикам, которые поддерживают ребят в такой непростой ситуации для последних.

- Собственнику клуба и его руководству удается спокойно реагировать на поражения? Вы в кабинетах начальства слышали что-то вроде: "Очки – не главное, на поражения мы особо и не будем обращать внимания, лишь бы команда росла"?

- Наш президент – очень мудрый человек, который понимает, что все сразу не делается, что нужно время. Ставка на привлечение в первую команду своих воспитанников – это дело не одного дня, и президент клуба и генеральный директор понимают это. Мы постоянно видимся, и после каждого матча они говорят ребятам слова поддержки. Выше головы мы не можем прыгнуть. Есть доверие руководства и большая вера в то, что мы все делаем правильно.

"Диденко не чувствовал себя тренером и пока не хотел даже задумываться о тренерской работе"

- Команда и тренерский штаб в своей работе сейчас сталкиваются с проблемами финансового или бытового плана?

- В финансовом плане вопросов нет. В плане бытовом мы тоже не чувствуем никаких ограничений. Да, мы не летаем на матчи, но у нас есть комфортабельный автобус, а если выезд дальний – то и в поезде есть все условия. Мы понимаем ситуацию, в которой все мы оказались, и не можем говорить о перелетах. У нас есть отличная база, хорошее тренировочное поле, то есть – все условия для того, чтобы ребята работали. Теперь нужно думать и работать над тем, чтобы была хорошая игра и результаты – тогда будет и стабильность во всем, и улучшения условий работы.

- Маркевич в начале лета говорил, что ему не хватает троих игроков топ-класса, чтобы бороться за чемпионство. Вам хватило бы мастеровитой тройки исполнителей, чтобы быть где-то десятыми и в турнирном плане жить более-менее спокойно?

- Конечно, любой тренер хотел бы иметь на моем месте троих квалифицированных исполнителей. В данной ситуации они, наверное, необходимы нам, как глоток воздуха. Но у нас на данный момент есть состав, на который мы и рассчитываем. Возможно, до конца трансферного окна новички еще появятся: если удастся найти нападающего и центрального защитника – это будет хорошее усиление, потому что видим, что на этих позициях у нас есть недоработки.

- У вас похожая кадровая ситуация с запорожским Металлургом. Но там есть по одному опытному игроку в центральной оси: Старцев-Лисицкий-Орелеси-Платон (на днях к ним добавился фланговый Пашаев). Есть ли у вас цель доукомплектовать состав именно опытными игроками, чтобы собрался такой же набор для "хребта" команды?

- Согласен, что опытный "хребет" должен быть. В свое время и меня подтягивали из дубля в Высшую лигу, когда рядом в команде были все опытные игроки – с такими исполнителями молодой футболист всегда будет расти быстрее. Но в данной ситуации мы очень рассчитываем на своих футболистов. У нас есть Валерий Куценко, который вот-вот начнет после травмы тренироваться в общей группе. Валера – это мозг команды. Он сыграл один матч, против Днепра, и в нем поднял планку в организации командных действий на хороший уровень, по крайней мере, в моих глазах. Конечно, когда в команде есть 2-3 таких игрока – это большой плюс и тренеру, и молодым футболистам, которые видят отношение опытных футболистов к тренировочному процессу и их мастерство в официальных матчах, перенимая их опыт.

- Из команды ушли Паст и Мартыщук, а на их месте играет не тот же Безрук или другой вратарь из дубля, а приглашенный Боровик. В чем была логика таких кадровых изменений на вратарской позиции? Оба ушедших вратаря сами не хотели оставаться категорически?

- Ситуация была такая: и у Паста, и у Мартыщука заканчивались контракты, и было принято решение не продлевать их. Плюс – у нас был конкретный разговор о двух наших молодых вратарях из клубной системы: это Безрук и Зацепин, которым надо было предоставить шанс. Но также было принято мудрое решение, что рядом с ними должен быть опытный вратарь, который будет им помогать. А Боровик – это всегда лидер в команде. У него есть лидерские качества, своя харизма. Даже по последней игре – я видел, как Боровик поддерживал Безрука и как готовил его к матчу против Зари. Это все немаловажно. В общем, нужен был опытный голкипер, и таким я видел Боровика – старшего учителя нашей молодежи.

- Есть мнение, что пара ваших центральных защитников (Хочолава-Мартыненко), как и опорников (Филимонов-Шаповал) слабы в игре вперед, не обладают хорошим виденьем поля и первым пасом.

- Не соглашусь с этим мнением. Во-первых, о Мартыненко и Хочолаве – оба футболиста обладают очень хорошей первой передачей, отличным длинным пасом. Здесь больше вмешивается момент психологии – ребята боятся ошибиться, о чем я уже говорил. Были матчи, в которых они прекрасно начинали атаки, но сейчас, видимо, результат давит на футболистов все больше. Тем не менее я-то точно знаю, что у обоих есть хороший первый пас. Как их заставить его использовать и не бояться ошибиться – это уже момент тренировочных занятий. Кстати, после матча с Динамо на пресс-конференции мне задавали вопрос, мол, мы чересчур авантюрно выходили из обороны за счет как раз средних и коротки передач. Почему тогда получалось? Потому что ребята были более раскрепощены.

Что касается Филимонова и Шаповала: у первого другие задатки, хотя и он больше начинает играть вперед, разворачиваться лицом к чужим воротам. Шаповал же, на мой взгляд, тоже обладает первой передачей, но здесь есть комплексный момент: над двумя такими опорниками должен играть футболист, как вот Валера Куценко, который будет всегда где-то рядом, а парни отдавали передачи, не боясь, что партнер тут же потеряет мяч. В целом, касательно названной вами четверки, я даже не сомневаюсь, что это момент психологии, и вся она умеет играть вперед. А самый лучший первый пас среди них у Хочолавы.

- Регулярно на скамейке остается Слинкин, которого на фоне партнеров, можно отнести к числу опытных в виду игровой практики еще при Григорчуке. Почему вы не используете опцию увеличения количества опытных игроков, находящихся на поле одновременно (даже с учетом того, что Немчанинов и Слинкин играют на одной позиции)?

- Опытный футболист прежде всего должен отрабатывать и показывать пример остальным на футбольном поле, вести за собой команду. В принципе, я им даю шанс, хотя оба – левые защитники. Например, в последнем матче выпустил Слинкина в опорную зону. Так что пытаемся предоставить игровую практику всем. Главное – чтобы футболист был готов к этому. А честная конкуренция идет только на пользу, если все по-взрослому понимают, в какой ситуации мы сейчас находимся.

- Есть шансы, что вы еще подпишите нападающего? Акцентирую внимание именно на игроке этого амплуа, как наверняка самой проблемной для команды.

- Нам хотелось бы, но если не говорить об иностранце, который приедет и начнет забивать, то остается надеяться, что наш селекционный отдел до конца трансферного окна предложит какую-то кандидатуру. А если этого не произойдет, то будем пытаться выходить из ситуации своими ребятами. Вот, кстати, восстановился и набирает форму Яворский. Это игрок, который достаточно неплохо выглядел на сборах. И если бы не травма, думаю, нам бы не пришлось искать первого нападающего. А в данном случае мы видим проблему и надеемся, что усиление еще будет.

- Диденко был назначен играющим тренером, поэтому все выглядело так, что он – однодумец с вами, что он готов строить команду, помогая ей на поле, и оставаться в ней, несмотря на скромное финансирование. Почему не удалось его удержать?

- Я с Толей разговаривал и уважаю его мнение: он хотел играть, не чувствовал себя тренером и пока не хотел даже задумываться о тренерской работе. Не смогли его удержать, но это было обоюдное решение, так что расстались спокойно, и, считаю, сейчас Толя переживает в Луцке вторую молодость. Весной он нам помог, но в Волыне игроки более квалифицированные, потому там на него меньше давления и больше условий, чтобы раскрываться, как нападающему.

- Не переживаете ли вы, что отсутствие побед скажется в итоге и на настроении и самоотдаче футболистов в будущем?

- Ни в коем случае. Я знаю, что у нас хорошая, злая команда с хорошим микроклиматом. Ребята переживают не только за себя, но и за команду, клуб. У меня даже нет мыслей, что поражения могут повлиять на их самоотдачу. Они становятся только злее. Да и не сторонник я того, что после поражений нужно неделю ходить с опущенной головой. Будет анализ, разговор, теоретические занятия, после чего мы должны становиться сильнее.

Анатолий Волков, Football.ua