Стоп. А мгновение – это мало или много? К примеру, о чем думал и что чувствовал Сольскьяер, когда, спустя секунду, ввел в экстаз Камп Ноу в мае 1999-го? Или Шевченко, идя на рандеву с Дудеком? Как видим, иногда достаточно одного момента, чтобы перевернуть все происходящее с ног на голову и даже написать новую страницу в истории, запечатлеть свое имя в памяти поколений. Так случилось и с Карлосом Альберто Торресом – в 1970 году, попав на мексиканский мундиаль, он пережил момент, стоящий всей жизни.

Вообще, чемпионат мира 1970 года стоит смотреть хотя бы по двум причинам – во-первых, каждый уважающий себя ценитель футбола должен обязательно поближе познакомиться с умопомрачительным полуфиналом Италия – Германия и, во-вторых, как раз голом Альберто. У нас есть существенный повод завидовать тем, кому реально посчастливилось воочию увидеть сначала Матч века, где просто захватывало дух от происходящего, а потом и шедевральный "гол столетия" – именно так прозвали пушечный выстрел бразильского защитника.

О самом финале можно не говорить – в том матче казалось, что Скуадра Адзурра билась в предсмертных конвульсиях, играя беззубо, заранее обреченно и бесхарактерно. И это не мудрено, поскольку алленаторе Феруччо Валькареджи оставил томиться на лавке запасных свой главный козырь, преисполненный нужным характером и лидерскими качествами – Джанни Ривера с нескрываемым стыдом наблюдал, как Пеле, Жерсон и Жаирзиньо поочередно насиловали оборону, будто играя в полсилы и насмехаясь над Роберто Розато, Джачинто Факетти и Тарчизио Бурньичем.

Марио Загалло постарался и выстроил блестящий коллектив, отлично понимающий друг друга с полуслова – идеальный переменный короткий и дальний пас, "стеночки" и ментальное единство сделали общий результат. Правда, в большей степени итальянцы запутались, мешая самим себе – позже Валькареджи заявил, что команда была уставшая и морально истощена. Но кого это уже интересовало?

Обладатель Золотого мяча вошел в игру лишь на восемьдесят четвертой минуте, но спустя несколько мгновений вновь схватился за голову – это Пеле, после позорного истязания защитников Скуадры, в завершение комбинации, краем глаза нашел на правом фланге Торреса и отпасовал партнеру. Трибуны Ацтеки снова взревели, приветствуя Карлоса Альберто…

Он никогда не будет лучше, чем тогда – на его лице не застынет такая же улыбка и он не побежит, словно порхающий лебедь, праздновать буквально только что забитый гол. Не победный, не решающий, но точно великий и на века. Для миллионов бразильцев было символично, что счет открыл Пеле, но для Альберто, как капитана, этот мяч имел значение всей жизни. Он в то мгновение вонзил последний гвоздь в крышку гроба Италии, стал частичкой легендарного состава, навсегда заполучившего на хранение заветную Нику. Он был на виду у всех, с кубком мира в руках и особенный. Особенный бедный мальчишка с задворков Рио.

Поначалу для европейцев Карлос Альберто не был эталоном качества, на него не смотрели с каким-то благоговением и не ждали магии как от Пеле – Старый Свет занимался своими, куда более важными делами и создавал своих, европейских кумиров. Поэтому-то весь мир и аплодировал ему, когда, раскрыв рты от изумления, приходил в себя от четвертого мяча, пронзившего ворота Энрико Альбертози – подключение Торреса действительно получилось эффектным, неожиданным и эффективным. Впрочем, довольно обычным и, не побоюсь этого слова, рядовым для него, но не для большей части аудитории, что не особо пристально следила за заокеанским первенством.

А ведь Карлос играл в схожей манере, сколько себя помнил – что в Флуминенсе, что в Сантосе, что по приезду в лагерь Селесао. Что надо для чуда? Молниеносный спринт вдоль бровки, грамотное видение поля, хорошо поставленный удар и щепотка удачи – вот он, рецепт волшебства. Воспринимали ли это за волшебство латиноамериканские фанаты, привыкшие и избалованные подобными перформансами? Конечно, но явно не в такой мере, как те же кичащиеся Беккенбауэром немцы – да, Франц изобрел позицию либеро, но Альберто тоже неутомимо носился по периметру поля, выгрызал мячи и созидал, как минимум, не хуже. Кто-то, возможно, скажет, что играл в беккенбауэрском стиле. Или наоборот? Беккенбауэр в альбертовском? Любопытно, что спустя семь лет двое мэтров встретились в Нью-Йорк Космос, когда и куда Торрес, следуя примеру Пеле, уехал покорять просторы Северной Америки, привлекая благодаря громкому имени и статусу толпы новых болельщиков.

Естественно, не голом единым – в карьере Альберто было множество как грустных, так и солнечных событий, включая успехи в бытности и игрока, и тренера. На его веку было все – и невзгоды, и поражения, но сам игрок неоднократно упоминал тот роковой июньский день 1970-го.

"Конечно, эмоции, когда я забил тот гол, были невероятными, но после игры, и даже сегодня, я понимаю, что это было красиво и важно. Никто не говорит о голе Пеле, втором или третьем – это всегда четвертый гол. Я думаю, что это был лучший гол, забитый в истории Кубка мира"

И мог себе это позволить – BBC в 2006 году составил рейтинг самых выдающихся голов чемпионата мира, и имя Торреса по праву возглавило список, оставив позади Марадону, Бергкампа и Кройфа.

"Остановись мгновение, ты прекрасно!", – написал в свое время Иоганн Гете, вложив в уста Фауста наверняка бессмертную цитату. Да будет так! Пусть Карлос останется в нашей памяти величественным, радостным и, несомненно, счастливым, поймав в то мгновение удачу за хвост.