"Красивая игра упряма в своих заблуждениях. Красивая игра- игра, нуждающаяся в изменениях. И ключевым моментом этих изменений являются числа. Именно числа бросят вызов принятому порядку вещей и изменят нормы, пересмотрят обычаи и разрушат традиционные представления. Именно числа позволяют увидеть нам игру, как никогда ранее".

Эти слова принадлежат Крису Андерсону и Дэвиду Сэлли, авторам книги "Игра с числами", книги, которая является обязательной к прочтению для тех, кто решил понять футбол и ту аналитическую революцию, которая сейчас происходит.

Современный футбол – это миллионы тонн информации, цифр, отчетов, которая обрабатывается ежеминутно.

В среднем команда уровня АПЛ собирает более 30 миллионов элементов данных  после десяти игр. Очевидно, что сейчас такая возможность доступна любому клубу более менее приличного уровня. Поэтому впереди тот, кто грамотно умеет эту информацию фильтровать и правильно использовать.

Я это все к чему веду: в чемпионате Финляндии играет удивительная команда ВПС (полностью Vaasa Palloseura), удивительна она тем, что ее игра полностью построена вокруг элементов современной футбольной аналитики, а именно xG. Клуб, по меркам финской лиги, ниже среднего уровня, но в прошлом сезоне занял четвертое место и попал в квалификацию Лиги Европы

Что такое xG?

Это модель ожидаемых голов, то есть метод оценки качества созданных моментов.  В основе xG лежат, как правило, удары, которым присваивается коэффициент в зависимости от  потенциальной опасности созданного момента. Эта опасность определяется множеством факторов, углубляться в них мы не будем, благо в интернете есть много материалов, которые детально вас со всем ознакомят, наш разговор немного о другом.

хG помогает максимально точно, насколько это вообще возможно, оценить, сколько голов при прочих равных должна была забить команда с ударами такой остроты.

Сума коэффициентов за матч выливается в счет, который основан именно на качестве и остроте моментов и является максимально точным в контексте уровня показанной игры.

Такая модель очень полезна на дистанции, так как исключает понятия "везения и "невезения", а, следовательно, показывает реальное качество игры команды.

Как вообще на этом можно построить игру?

Больший показатель xG будет иметь так команда, моменты которой потенциально имели больше шансов закончиться голом. Первое и самое очевидное: удары должны наносится с опасных позиций. В тактическом футбольном мире эти позиции имеют название danger zone или же зоны 14 и 17:

Но эффективность заключается не только в том, чтобы как можно больший процент ударов наносился оттуда. Не менее важно, чтобы в максимальном количестве атак мяч туда в принципе доходил, а соответственно необходимо, чтобы и пасы были максимально  эффективны.

Как это реализовано у ВПС

Начнем по порядку. Внизу три схемы: первая – все удары ВПС за 10 матчей, вторая – удары ВПС со штрафных (чтобы их можно было зрительно выделить в первой схеме), третья — удары лидера чемпионата Финляндии ХИКа тоже за 10 матчей.

Это невероятно интересно и показательно. Если исключить удары со стандартов, то, прежде всего, бросаются в глаза зоны перед штрафной и те, которые еще дальше от ворот.  ХИК оттуда бьет гораздо чаще, как и любая другая команда.

Вся суть в том, что игрокам ВПС просто запрещено наносить удары из этих позиций, пробивать можно только из danger zone, помимо редких исключений.

Этим объясняется гораздо меньшее количество ударов в целом по сравнению с ХИКом. Очевидно, что доставить мяч в зоны 14 и 17 уже само по себе непростое задание, а надо еще и удар нанести.

Поражает невероятная эффективность ВПС: средняя статистика за матч в прошлом сезоне составила 5-7 ударов на 2 гола. 2-3 удара, чтобы забить (!)

Теперь про владение мячом. В среднем они совершают по 700 передач за игру, показатель даже круче, чем у команд Пепа Гвардиолы, а я напомню, что по возможностям ВПС находится ниже середины у себя в лиге. Так вот, длинные из этих передач составляют не больше 5%. Тогда как средний показатель – 15%. Огромная разница обусловлена опять же запретом, в этот раз на длинные передачи.

Это очевидно, ибо брак при длинных передач гораздо выше, а это соответственно понижает эффективность игры. 

Следующий квадрат отлично демонстрирует все особенности ударов ВПС. На схеме по вертикали показатель xG/shot, то есть средний коэффициент одного удара (чем он выше, тем потенциально опаснее был удар), а по горизонтали количество ударов за матч. Разница со всеми остальными команды лиги впечатляет.

На видео внизу моменты атак ВПС, которые закончились ударом. Помимо очень высокого уровня владения мячом, стоит обратить внимание на прессинг соперника и на то, как игроки из-под него выходят именно через короткий пас. Как правило, в таких ситуациях в других командах прибегают к забросам.

Их система работает с самого начала атаки, когда мяч только вводится вратарём. Например, в сентябрьском матче против ХИФК, в котором они, к слову, уступили 1-2, вратарь вводил мяч в игру 50 раз, из них 49 через короткий пас и лишь один забросом.

У ХИФК 20 из 35-ти это длинные передачи. И это абсолютно классическая ситуация, если речь идет не про команду Гвардиолы, хотя и у него розыгрышей через длинный пас больше, чем у ВПС. 

Какая перспектива у этого проекта? Есть ли она вообще?

Все аналитические отделы и руководители европейских клубов из ТОП-чемпионатов давно используют в своей работе модель xG и другие, часто более узкие элементы современной футбольной базы данных.

Но это выступает лишь средством, которое помогает достигать тех или иных задач, а никак не центральной концепцией игры. В больших лигах такая игра попросту не пройдет из-за банального отсутствия вариативности и наличия достаточного количества недостатков, которые в чемпионате Финляндии просто не так заметны.

Например, прессинг соперника: на видео видно, насколько он активный при такой игре, а если это будет не условный ХИФК, а любая команда АПЛ или французской Лиги 1? Она просто задавит команду с мячом.

Командам из верхних частей таблиц это попросту невыгодно. Их модели игры гораздо более сложные и разносторонние. Ман Сити сейчас использует много похожих элементов, которые выведены на другой космический уровень. Как в плане исполнения, так и в плане сложности их построения и вариантов реализации.

Но для команд среднего уровня из средних чемпионатов это очень неплохой и интересный вариант. В условной Александрии или Черноморце такая модель игры могла дать неплохой результат. Проблема в том, что реализовать это в наших реалиях невозможно. Отсутствие хоть каких-либо аналитических центров в командах среднего уровня, статистика, которая часто не заходит дальше ТТД, неготовность футболистов и прежде всего тренеров с руководством поверить в это и принять столь необычное решение.