Вратарь Олимпика Заури Махарадзе рассказал о том, как сделал выбор в пользу футбола, почему не перейдет в другую команду УПЛ и о каких вершинах в карьере мечтает.
Заури Махарадзе уже давно стал настоящей визитной карточкой Олимпика, можно сказать, легендой клуба. Проведя всю свою футбольную жизнь в одной команде, он вместе с ней прошел все ступени иерархической лестницы отечественного футбола от низших дивизионов до Премьер-лиги, дебютировал в еврокубках, защищал честь Украины в юношеских сборных. Теперь ему, возможно, предстоит сделать еще один значительный шаг вперед.
- У Олимпика впереди очень непростой матч в чемпионате Украины против Динамо. Удалось посмотреть на будущего соперника в матче Лиги Европы?
- Да, конечно, все смотрели. Болели за киевлян, как и за все украинские команды в Лиге Европы и Лиге чемпионов.
- И как впечатления?
- Динамо — это Динамо. Вне зависимости от того, против какого соперника и в каком турнире оно играет, цель команды — только победа. Несмотря на то, что игры и результат могут быть разными, в общем ничего не меняется, и узнать что-то абсолютно новое по одному матчу невозможно. По крайней мере я ничего неожиданного не увидел.
- А то, что Динамо в последних матчах начинает не слишком хорошо, и лишь потом прибавляет — не удивляет?
- Но ведь прибавляет же! А почему все происходит именно так, мне трудно судить. Для этого надо находиться внутри коллектива. В любом случае, Динамо будет атаковать, стремиться выиграть, и мы к этому готовы.
- Тренеры еще не разбирали с вами последние игры Динамо?
- Нет, еще ничего не разбирали, но время еще есть, и тренеры наверняка еще расскажут нам о том, какую тактику мы изберем, и никаких проблем не будет. Как и Динамо, мы в каждом матче стремимся к победе, поэтому какой-то особой подготовки нет.
- Когда смотрели матчи Динамо и Зари в Лиге Европы, не возникала у вас мысль, что вместе с ними мог бы играть и Олимпик?
- Да нет... Конечно, хотелось бы этого, но мы упустили свой шанс в этом году. Будем готовиться к следующему евросезону, хотя права выступить в нем еще надо добиться. Пока же просто искренне болеем за наши украинские команды и желаем им побольше побед.
- В чемпионате Украины вы выиграли у Зари, которая выступает групповом раунде Лиги Европы...
- Понимаете, это футбол, в котором от игры к игре все меняется. И нельзя сказать, что если ты выиграл или проиграл в одном матче, то точно сильнее или слабее какой-то команды. Футбол прекрасен своей непредсказуемостью. Команды выходят на поле при счете 0:0, но никто не знает, с каким счетом закончится матч. Факт остается фактом: Заря играет в Лиге Европы, а мы постараемся туда попасть в следующем сезоне.
- С такой игрой, которую сейчас демонстрирует Олимпик, в этом можно не сомневаться...
- Я бы не стал загадывать наперед. Сегодня многое получается, и это хорошо. Но что будет потом — мы не заглядываем так далеко в будущее, а просто стараемся выиграть каждый матч. Что будет к следующему лету, мы увидим в конце чемпионата.
- В чем секрет успехов Олимпика?
- Да нет никаких секретов. Мы просто играем в футбол, а ребята все стремятся к успеху, стремятся побеждать — вот и весь секрет. Хороший тренерский штаб, хороший коллектив, отличная атмосфера — все это, как и в любой другой команде, приводит к успеху.
- Вы всю свою карьеру провели в Олимпике, становление команды и ее продвижение вперед происходило на ваших глазах и при вашем участии. И всегда у успеха была такая простая формула?
- Не только это, но и то, что мы всегда двигались к каждому новому успеху постепенно. Никто и никогда не ставил перед нами задач, которые были бы нам не по силам. Когда руководство клуба чувствовало, что команда готова сделать шаг вперед, перед нами ставилась задача — вторая лига, потом первая, Премьер-лига, попадание в первую шестерку, Лигу Европы. Наш президент всегда очень тонко чувствовал момент, когда уже можно сделать очередной шаг. Можно, конечно, сразу поставить цель — выиграть чемпионат или попасть а еврокубки. Однако если команда и каждый игрок в отдельности не в состоянии эту задачу выполнить, то ни к чему, кроме повышенной нервозности, не приведет. А потом начинаются упреки в том, что кто-то что-то не выполнил, а это просто было выше сил, как ни старайся. Для нас сейчас несвоевременно говорить, к примеру, о чемпионстве. Для этого нужна определенная структура клуба, база, академия. Пока всего этого нет, такая цель будет недостижима.
- Но ведь можно перейти в другой клуб, где все это есть, и выиграть чемпионат Украины, который, по вашим словам, Олимпику пока не по силам...
- Наш президент не скрывает, что готов отпустить любого футболиста, у которого будет хорошее предложение. Но я пока не вижу смысла уходить из команды, в которой созданы хорошие условия, выполняются все обещания и которая прогрессирует.
- Олимпик уже достиг того уровня, что в Украине вас мог бы заинтересовать переход разве что в Динамо или Шахтер?
- Да, но все-таки я считаю, что это было бы не правильно перейти в команду, которая борется с Олимпиком в одних и тех же турнирах. Это, конечно, не предательство, но, наверное, неуважение к своим, к президенту, ребятам. Я воспитанник этого клуба, и его судьба мне всегда будет небезразлична. Да, Шахтер и Динамо сейчас намного выше всех по уровню организации и возможностям, но у них прекрасно укомплектованные команды, и меня никто из них не приглашал. Другие же варианты в Украине даже нет смысла рассматривать.
- А перспектива поиграть в зарубежном клубе вас не привлекает? Летом ведь велись переговоры между Олимпиком и одним из испанских клубов о вашем трансфере...
- Да, велись, но я не вникал ситуацию. Президент вел переговоры, а я тренировался. Потом мне сказали, что все, что зависело от клуба, было сделано, и теперь остается только ждать. У нас к тому времени уже начался чемпионат, и я перестал думать о переходе. Не сложилось — значит не сложилось. Все, что ни делается — все к лучшему.
- Но в одном из интервью президент Олимпика Владислав Григорьевич Гельзин сказал, что ваш переход все-таки состоится во время зимнего трансферного окна...
- Все может быть. Зимой или следующим летом, этот вариант или другие... Моя задача — играть. Я не пытался выяснить какие-то подробности. Сейчас и у меня, и у президента голова занята сезоном Олимпика. Но если он так сказал, значит, уже договорился, потому что просто так наш президент ничего не говорит. Но, возможно, что-то опять не сложится у испанцев.
- А как вы вообще относитесь к испанскому чемпионату, испанскому футболу?
- Это один из европейских топ-чемпионатов, наряду с Англией, Германией, Италией, а в последнее время и Францией. Этим все сказано. Я, да и любой футболист, хотел бы попробовать свои силы на этом уровне.
- Если взять вами перечисленные чемпионаты, то какой из них вам наиболее интересен, близок по стилю, по духу?
- Мне очень нравится Англия, английский футбол, поэтому Премьер-лига для меня на первом месте. На втором — Испания. Именно здесь я бы хотел испытать свои силы. Ну а потом уже идут Франция, Германия и Италия.
- Ваш кумир Икер Касильяс свои лучшие годы провел как раз в Испании...
- Да, и выиграл там все, что было возможно. Касильяс мне нравится не только как футболист, но и как личность. Чтобы играть столько лет в Реале на таком уровне, мало быть просто хорошим вратарем. Если же брать во внимание вратарское мастерство, то мне всегда очень нравился Джо Харт. Я ни в коем случае не копирую его или других вратарей, но стараюсь взять на вооружение какие-то элементы их действий. Хороших вратарей, у которых можно чему-то научиться, много, но такие личности, как Касильяс или тот же Буффон, стоят особняком.
- Вы говорите, что стараетесь перенять у коллег какой-то опыт. А бывает такое, что вы смотрите на игру одного из авторитетных для вас голкиперов, и в каких-то моментах понимаете, что могли бы сыграть лучше?
- Лучше — конечно нет (смеется). По-другому — возможно. Я всегда стараюсь анализировать различные моменты, рассматривать возможные варианты. То есть поступать так, как мы всегда делаем в команде после каждого матча. В любом эпизоде нет такого понятия — правильно или не правильно. Есть различные варианты действий, один из которых можно выбирать.
- Есть моменты, о которых говорят, что в них голкипер просто обязан спасать свои ворота? К примеру, после матча Тоттенхэм — Боруссия вратарь дортмундцев Роман Бюрки даже не выдержал, и ответил на критику, заявив, что мнение о том, что гол в ближний угол это всегда ошибка вратаря — попросту миф...
- Да, насчет ближнего угла так и считают, но надо рассматривать каждую конкретную ситуацию. Потому что бывает так, что не важно, ближний это угол или дальний, но у вратаря просто нет ни единого шанса отбить мяч. Просто вратарей всегда судят более строго, чем тех же нападающих, не использующих голевые моменты, и всем кажется, что вратарь мог и должен был спасать команду. Но если не спас — значит, на самом деле, не было у него такой возможности. Обстоятельства сложились именно так, но это же не значит, что он плохой вратарь. Возможно, в следующий раз он сыграет по-другому, но все опять же будет зависеть от обстоятельств. Нет моментов, о которых можно сказать, что пропускать в таких ситуациях нельзя ни в коем случае. Хотя я себе такое говорю каждый раз, когда пропускаю (смеется).
- Были ли в вашей карьере ошибки, которые вы никак не можете забыть?
- Да много таких было... Если же брать самые запомнившиеся... Несколько лет назад мы играли с Черноморцем, проигрывали 0:1, вели в счете 2:1 (18 июля 2015 года, матч первого тура чемпионата, — прим. авт.)... А на третьей компенсированной минуте пошел навес в сторону наших ворот, я крикнул: "Я!" покинул свое место, но до мяча не добрался, и соперник спокойно перебросил мяч головой в пустые ворота. Упустили победу, в домашнем матче, с принципиальным соперником — подвел команду. Но это один из таких моментов, а вообще их было очень много...
- А наиболее удачные, на ваш взгляд, поединки можете назвать?
- Наиболее удачные еще впереди (смеется)! О самых удачных лучше спросить других, нашего тренера, например, мне трудно судить. Я очень самокритично отношусь к своей игре и в каждой нахожу множество ошибок. Единственное, могу сказать, что и удачные, и неудачные матчи надо стараться побыстрее забывать, потому что такие воспоминания мешают в будущих поединках.
- Но ошибок, наверное, все-таки не так много, раз вы оказались по итогам минувшего сезона в тройке лучших вратарей чемпионата Украины?
- Это сомнительный критерий оценки. Один раз попасть в тройку — это не показатель, вот если попадаешь регулярно — тогда другое дело. Конечно, очень приятно, что меня выбрали, но с таким же успехом могли выбрать кого-то другого, ведь у нас в чемпионате очень много хороших вратарей. Я бы даже сказал, что плохих нет. Несмотря на определенный кризис, который переживает сейчас наш футбол, с вратарями в украинских команд проблем нет, все они высокого класса.
- Признание вас одним из трех лучших вратарей чемпионата Украины повышает ваши шансы привлечь внимание тренерского штаба сборной?
- Вопрос не совсем по адресу, и я не могу на него ответить. Скажу лишь, что вне зависимости от попадания или нет в различные символические тройки, двойки, единицы или девятки лучших, я очень хочу играть за сборную Украины. Все футболисты, и я в том числе, играя, как принято говорить, для болельщика, все-таки стараются своей игрой привлечь внимание тренеров сборной. Раз в сборную не вызывают — значит, ты недостаточно хорош, и надо работать еще больше. Но и это не гарантирует успеха. У каждого тренера свое видение того, каким должен быть вратарь, и он, естественно, будет стараться, чтобы в его команде играли те, кто соответствует этим критериям. Я родился в Украине, играл за юношеские сборные Украины, и буду счастлив, если удастся попасть в первую сборную.
- Футбол для вас — это вся жизнь, или есть какие-то серьезные увлечения помимо футбола?
- Меня очень тяжело куда-то вытащить. Когда идет сезон, то я почти постоянно нахожусь дома, потому что полностью выкладываюсь на тренировках и во время матчей, устаю. Так что приезжаю домой и начинаю восстанавливать силы перед новыми тренировками и играми. Можно сказать, что я очень скучный человек (смеется). Я люблю баскетбол, в детстве им занимался, да и сейчас не против побросать мячик в кольцо. Раньше у нас в команде было много любителей, и мы даже частенько приезжали на тренировки пораньше, чтобы поиграть в баскетбол. Сейчас это случается редко, однако за баскетбольными турнирами я продолжаю следить.
- А почему в свое время вы сделали выбор именно в пользу футбола? Что в нем есть такое, чего нет в баскетболе?
- Я как-то не задумывался никогда над сравнением этих видов спорта... Я занимался и тем, и другим, и получалось вроде неплохо, а решение было принято спонтанно и без раздумий. Мама, она у меня тренер по баскетболу, спросила как-то, что мне больше нравится. Потому что пора сделать выбор, если хочу добиться чего-то серьезного. И я тут же сказал: "Футбол!" Не думал ни секунды, само вырвалось. И после этого я ни капли не жалел о сделанном выборе.
- То есть в выборе вида спорта семья предоставила вам полную свободу. А вообще насколько для вас важно и значимо влияние ближайших родственников?
- На 100 процентов. Я всегда прислушиваюсь к мнению членов моей семьи, хотя они уверены, что я всегда поступаю по-своему. На самом деле это не так, и мне очень важно их мнение. Да, в футбольных вопросах они даже не пытаются ничего советовать, поскольку уверены, что я разбираюсь в этом лучше, разве что я сам попрошу мне помочь. А вот в каких-то жизненных ситуациях они не то чтобы дают какие-то наставления, но высказывают свою точку зрения, которую я всегда учитываю.
- Кто для вас главный авторитет в жизни?
- Отец и мать.
- А вы для кого-то являетесь непререкаемым авторитетом? В команде, например?
- Трудно судить, по крайней мере я такого не замечал (смеется). В кругу моего общения все построено на дружеских отношениях, когда каждый может посоветовать или указать на ошибки каждому. И для меня именно такие отношения наиболее комфортны.
- Какая у вас самая заветная футбольная мечта?
- Мечта... Выиграть Лигу чемпионов! Но я прекрасно понимаю, что просто мечтать мало. Надо ставить перед собой более скромные цели, добиваться их, ставить новые... Подниматься по ступенькам. В моем случае — это попасть в зарубежный чемпионат, топ-чемпионат, в идеале — АПЛ, топ-клуб, а уж потом вместе с ним выиграть Лигу чемпионов. Но пока я — футболист Олимпика, и думаю только об успехах своего клуба. Так что если объединить мечту и реальность, можно сказать, что я мечтаю выиграть Лигу чемпионов с Олимпиком (смеется).
Александр Фокин, Football.ua