Молодым везде у нас дорога. Этот старый как мир лозунг, казалось бы, должен был актуализироваться после известных событий уже пятилетней давности. Экономический кризис, плотно пронизавший все сферы жизни украинцев, несомненно, затронул и футбол. Легионеры косяком потянулись восвояси, а их места по логике вещей должны были занять доморощенные игроки.

В некоторых клубах руководители пошли именно таким путем. Секвестр бюджета, оптимизация затрат и доверие украинским футболистам – по такой формуле планировалось существовать в дальнейшем. Увы, ключевое слово здесь “существовать”. Зрительский интерес к спорту номер один упал, как температура в январе, а кое-где и вовсе снизился почти до нулевой отметки. Вместо привычных 8-10 тысяч любителей футбола на многих украинских стадионах теперь в протоколах УПЛ все чаще возникают пугающие цифры от 100 до 500. И это официальные данные, визуально – и того хуже.

В мировой практике исход легионеров нередко открывает двери к прогрессу, успеху и славе местной молодежи. На это и надеялись в нашей стране. Основной расчет, разумеется, был на дублеров и юниоров. Ежегодно наши клубы пополняют свои заявки массой воспитанников школ и академий. Но, вот беда, большинство из них оказались неконкурентоспособными даже на этом, заметно снизившемся уровне футбола. Конечно, есть и яркие исключения. Те же Виктор Цыганков, Марьян Швед, Виталий Миколенко, Николай Матвиенко и их немногие коллеги стремительно прогрессируют, и в ближайшем будущем способны вырасти в мастеров европейского уровня. Увы, исключения лишь подтверждают правило. К тому же многие игроки, получившие редкий шанс проявить себя на высшем уровне, тихонько заняли скромные места среди общей серой массы ремесленников. Таких в УПЛ уйма.

Корень этой проблемы во многом сопряжен с менталитетом наших молодых ребят. Как это часто бывает, все дело в психологии. Еще с детских спортивных школ, академий и интернатов многие из них начали осознавать, что выделяясь на фоне менее одаренных сверстников, способны совсем скоро свернуть горы. Самоуверенность быстро перерастает в снобизм, в следствие чего возникает банальнейший нарциссизм. Еще не оперившиеся в плане мастерства игроки, начинают думать о так популярных ныне татуировках, дорогих гаджетах и брендовой одежде, зачастую совсем скоро забывая о своей главной цели. Точнее, корректируя ее в сторону денег. А что? Ныне профессиональные клубы часто подписывают контракты еще с 15-16 летними дарованиями, и этим делают им медвежью услугу. Первые деньги, иллюзия собственной независимости и важности попросту ломают психику юношей, и часто обратной дороги попросту нет. Ну, а если уж молодой игрок оказывается в клубе из крупного города – и вовсе есть риск моментально потерять его для футбола. Соблазны мегаполисов делают свое дело. Примеров масса.

Другой бич – слабая подготовка. О ней неоднократно жестко высказывались Виталий Кварцяный, Вячеслав Грозный и другие специалисты, и понять их можно. Зачастую игроки, попадающие в команды мастеров, в конкретных игровых эпизодах не то что не могут проявить искомый креатив, а вовсе грешат неумением остановить мяч либо попросту не знают, что с ним делать при его получении. О тактической выучке – и вовсе говорить не приходится. А ведь все идет непосредственно от когнитивного восприятия человеком каких-либо установок. Многое ли успевает наша молодежь почерпнуть от детских тренеров, в большинстве своем не игравших даже на уровне первого дивизиона?! А таких на периферии и даже в мегаполисах – пруд пруди. Какие навыки и опыт они могут передать молодому поколению?!

Отдельный аспект – развитие личности. Да-да, все ведь начинается с малого. Недаром легендарный наставник Валерий Лобановский старался как можно чаще приобщать подопечных к миру искусства. Чаще всего – в виде культпоходов в театры. А ведь это самое приобщение должно начинаться еще с детской школы, в тот самый период, когда идет фактическое формирование личности молодого спортсмена.

Особенно остро эта проблема видна в интернатах. Попав туда в 12-13-летнем возрасте, юные футболисты оказываются лишенными полноценного родительского воспитания. Круг общения сужается до сверстников. Со всеми вытекающими. К тому же понятие “коллектив” все чаще заменяется на слово “банда”. Почитайте Instagram множества украинских футболистов, причем не только молодых. Там увидите и не такое. Да и сам по себе коллективизм частенько принимает форму банального подавления в игроке личности. В обществе сверстником проверенная и очень ошибочная тактика – быть как все. А там – будь что будет…

Вроде бы все это далеко от футбола, но только на первый взгляд. Нередко крылатые качели несут не туда. Нагляднейший пример из последних – арест зенитовца Кокорина. А ведь логика такого поведения прорастала еще с интернатских времен. Старый комплекс “из грязи в князи” сработал на все сто. Есть свои Кокорины и в нашей стране, и немало. Например тройка дублеров Шахтера, три года назад задержанная за вождение в нетрезвом виде и попавшая на бескрайние просторы интернета. Ринату Ахметову парни так и не дозвонились…

То, что профессионально заниматься футболом в Украине – удовольствие не для каждого и не из дешевых, понятно давно. Особенно это касается периферии. А ведь именно оттуда попали в наш футбол и прославили его Василий Рац, Иван Яремчук, Вадим Евтушенко и многие другие. Нет сомнений, что и сейчас в глубинке зреет море футбольных талантов, нуждающихся в качественной и своевременной огранке. Надо просто искать и находить! Тем более, продукт, часто предлагаемый многочисленными агентами, далеко не всегда соответствует уровню и задачам клубов. Причем, не только УПЛ, а даже низших лиг.

Несмотря на свежие примеры доверия к молодым в виде Михаила Мудрика, Даниила Сикана и Владислава Супряги, этот вопрос в нашей стране также прокачивается не столь активно. Здесь ситуация многогранная, и оттого – еще более запутанная. Судите сами, после выпуска из академии игрок далеко не всегда попадает даже в команду U-19. Туда, куда обязан попадать по возрасту здесь и сейчас! Нередко это происходит по вине самих молодых игроков. Некоторые вместо тяжелого карабканья по лестнице клубной структуры предпочитают, что называется, деньги сразу. Они просто выбирают аматорские, областные или даже районные соревнования, где им несказанно рады. И попадают эти самые вчерашние перспективные футболисты в мир мужиков, рубящихся не щадя себя за не бог весть какие гонорары. Ну а после таких матчей – традиционные застолья со всеми вытекающими. И вернуться в серьезный футбол 17-18-летнему игроку уже почти невозможно.

Разумеется, это только айсберги в бескрайнем море проблем нашего молодежного футбола. В основе их лежит, по большей части, экономический корень. Но есть и другой. Прежде всего, ментальный, и с ним дела обстоят гораздо хуже. Есть повод задуматься, куда мы движемся дальше и что делать, дабы наш футбол вновь вышел на серьезный уровень. Меняться ведь никогда не поздно.