Во Львов приехал один из лучших игроков Мундиаля 1998 года - Сезар Сампайо - получилось очень интересное интервью.
После завершения карьеры футболиста, Сезар Сампайо стал одним из владельцев молодого бразильского клуба. О невероятных бразильских футбольных обычаях, о нелогичности динамовской обороны, а еще о множестве интересных вещей вице-чемпион мира рассказал Информационному центру ФК Карпаты.
- Важнейший момент моего приезда - налаживание трансферной активности Карпат в Бразилии. Долгое время у нас находился представитель Карпат, теперь я приехал сюда с тремя игроками, которых он выбрал. Если все будет хорошо, они смогут провести тренировку с Карпатами, а после окончания чемпионата будет приниматься решение об их дальнейшей судьбе.
- Кроме того, вы были и на матче Карпат против Динамо ...
- Конечно, мне было интересно посмотреть, как играют Карпаты. И я заметил, что Динамо - куда более известный клуб - подготовлен не так хорошо, как львовская команда. От начала и до конца Карпаты показывали характер и вообще играли на очень приличном уровне. После того, как судья удалил с поля Зозулю, Карпаты стали еще более активными и агрессивными. В итоге они получили тот результат, которого полностью заслужили.
- Победу Карпатам принес ваш соотечественник ...
- Я знаю Батисту еще с тех времен, когда он выступал в нашем чемпионате. Видел немало его игр, но потом он уехал в Европу и я потерял с ним контакт. Если честно, я не знал, что он играет в Карпатах. Но хорошо помнил, что он хороший нападающий - умеет забивать и не важно чем: головой или ногами. Он всегда нацелен на ворота соперника.
- Его игра в матче против Динамо вам понравилась?
- Конечно. Мне очень понравилась его активность. Но я бы не выделял его на фоне других игроков. Понимаете, игра Карпат выглядела сбалансированной во всех линиях. И человек, который не знает реальных амплуа игроков, не узнает нападающего в обороне или защитника в атаке. Карпаты очень грамотно сыграли в тактическом плане, полностью выполнили указания тренера. Я разговаривал с Олегом Кононовым, понял, что он имеет европейскую школу воспитания. Карпаты в чем-то напомнили мне Барселону. Ясно, что у вас нет таких звезд, но игроки показали прекрасный футбол. Однако, по моему мнению, команде нужно подкрепление в плане техники. Тогда можно будет всерьез заявить о себе в Европе.
- Если продолжать тему бразильцев в украинском футболе, скажите свое мнение о квартетк ваших соотечественников в обороне Динамо. Насколько вообще является логическим присутствие такого количества бразильских защитников в команде такого уровня?
- Мне тяжело это понять, потому бразильцы по своей сути - это нападающие. По логике вещей, в защите должны играть европейцы, а в нападении бразильцы. Они рождаются с импровизацией, они умеют забивать голы. Я не понимаю, почему Динамо выбрало такую политику. Но этот вопрос к руководству и тренерам. Гораздо логичнее выглядит передняя линия донецкого Шахтера ...
- Вижу, в Бразилии неплохо разбираются в украинском футболе ...
- Нам многое известно. СМИ постоянно отслеживают поведение и игру бразильцев в различных чемпионатах.
- На ваш взгляд, есть у кого из украинских бразильцев хоть призрачные шансы попасть в сборную Бразилии?
- Пожалуй, нет. Дунга (тренер сборной - Авт.) уже закрыл список тех игроков, которые примут участие в чемпионате мира. Может, кому посчастливится попасть к тому списке следующий раз - после ЮАР мундиаль примет именно Бразилия.
- В Бразилии очень много футболистов. Кем они становятся после завершения карьеры?
- Игроки, которые были великими, просто не могут расстаться с футболом. Некоторые становятся тренерами, но большинство возвращаются в свои родные города и переквалифицируются в политиков. Другие стараются устроить футбольную школу, чтобы давать частные уроки мастерства. У кого больше денег, становится руководителем некой команды. Наконец, многие игроки, выступавшие вместе со мной, так делают. Большие в футболе люди поняли, что можно сделать бизнес на любимом деле.
- Почему вы решили именно так продолжить свою карьеру?
- Имея определенную сумму денег, я захотел продолжить заниматься любимой работой. Поэтому в союз привлек еще нескольких человек с финансовыми возможностями. Мы вчетвером совместно работаем. Конкретный сегмент моей работы - это ответственность за 18-20-летних юношей. Я слежу за надлежащим спортивным обеспечением, другие владельцы - за администрацией, состоянием здоровья, техническим обеспечением.
- Агентская работа тоже входит в ваши обязанности?
- Нет. Команда имеет такого человека, который отвечает только за агентство, переход игроков. Я же сюда приехал, чтобы сблизить наши клубы. Нечто похожее было с Бенфикой. Сейчас там трое наших футболистов в молодежном составе выиграли чемпионат.
- В вашей биографии значатся два Золотых мяча. Это такая же награда, как в Европе?
- Не совсем. Меня дважды признавали лучшим игроком Бразилии. На самом деле этот приз очень трудно добыть. Его обладателями становились Ромарио, Эдмундо, Тафарел ... Как правило, такие награды получают нападающие, я же играл в средней линии.
- Раз у вас было такое серьезное признание, как объяснить ваше отсутствие на чемпионатах мира 1990 и 1994 годах?
- В 1990 году я играл в Сантосе. Это уже не была столь яркая команда, как прежде. Мне было всего 22, я не имел международного опыта, поэтому меня не очень рассчитывали. А в 1994 году дело в другом была. С Палмейраса, где я играл, и так взяли на мундиаль пятерых игроков - взять больше нельзя было по определенным политическим соображениям. В 2002 году я должен был играть на чемпионате в Японии и Корее, провел в основном составе все отборочные матчи, но в последний момент травмировался. Единственный чемпионат, на котором мне посчастливилось играть - это турнир во Франции 1998 года.
- Повезло? Бразилия в финале проиграла. А до того и после того - победила ...
- Вы говорите точь, как моя семья. Но я скажу, что даже один матч в футболке сборной - это грандиозная честь для бразильца. Это мечта абсолютно каждого молодого игрока, хотя все знают, насколько трудно пробиться в главную команду страны. Я даже подумать не мог, что когда буду играть в финале чемпионата мира. Для меня это огромная честь. Более того, я еще и трижды забил. Первый раз - шотландцам в матче-открытии, еще два - чилийцам. Я прекрасно помню те голы.
- Известно, что для сборной Бразилии существует лишь одна категория медалей. Ваше серебро с 1998 года висит на видном месте или далеко скрытое от посторонних глаз?
- Действительно, серебряные медали не очень почетные для бразильца. Однако моя медаль висит у всех других наград, кубков и призов.
- Каждый бразилец мечтает играть в Европе. Вы же поехали куда глаза глядят - в Японию. Почему?
- Я поехал играть ради денег. Там довольно неплохо платили. Но именно Япония помогла мне попасть в сборную. Там как раз играл Дунга, который был капитаном сборной. Мы выступали за разные команды, но часто виделись. Как я потом узнал, именно он предложил тренеру обратить на меня внимание. Коуч послушался совета капитана, и меня сначала вызвали на Кубок Конфедераций, а после того начали постоянно привлекать к главной сборной.
- В вашей японской карьере есть клуб из города Хиросима ...
- Там я заканчивал с футболом в качестве игрока. В команде у меня было много друзей, чьи родные и близкие погибли во время этого трагического события. Но сейчас там мало что напоминает о 1945 год. Город очень хорошо зарабатывает на туризме, там много европейцев, культура и религия отличается от чисто японских.
- Интересные вещи можно найти и во времена, когда вы играли в Бразилии. Не было ли у вас неприятностей с болельщиками за то, что вы одевали футболки четырех клубов: Сантоса, Палмейраса, Коринтианса и Сан Паулу.
- Когда я перешел из Сантоса в Палмейрас, последний не знал, что такое чемпионство, уже 16 лет. А тут мы начали играть и выиграли дважды подряд! Были проблемы? Конечно, были! Меня запугивали, обещали похитить или убить. Знаете, что такое бразильский футбол? Стадион Сантоса расположен на берегу океана. Там нет беговых дорожек - трибуны прямо над самим полем. Представляете, что происходит, когда игрок соперника опрометчиво заходит в опасный сектор и попадает в руки фанатов? Или еще хуже - когда к ним влетает свой игрок, где-то не поборолся, не попал по воротам или нечто другое ... Как правило, болельщики ходят на футбол в тапочках, похожих на вьетнамки. Они выполняют роль гнилых помидоров или тухлых яиц. Когда ты играешь на большом поле с большими командами, то на тебя всегда давят трибуны, ты всегда чувствуешь страх. Бразилия - очень бедная страна, образование у нас на низком уровне. Как правило, в футбол играют те, кто имеют деньги. Поэтому народ хоть и неистово любит футбол, но завидует тем самым игрокам. Они зарабатывают огромные деньги! Выражать свой гнев против правительства народ не рискует, а на футболе можно делать все, чего душа пожелает. Свою злость они часто вымещают на футболистах, а после игры огромный грузовик вывозит на пляж гору вьетнамок - кто хочет, идет и ищет свои.
- Вы чувствовали на себе злость фанатов в физическом плане? Тапочками у вас бросались?
- К счастью, не пришлось. В большинстве команд, где я играл, на поле выходил с капитанской повязкой, ко мне хорошо относились фанаты. А по шее получают те, кто не отдается игре на сто процентов, слабее игроки. Там все всех знают. Футбол для Бразилии это значительно больше, чем игра, вид спорта. Когда рождается ребенок и ее несут крестить в церковь, сначала дарят дурачка, а затем футбольный мяч. Сын непременно должен играть за ту же команду, за которую выступал его отец. А когда человек умирает - гроб обматывают флагом любимой команды. Такие у нас традиции.