Милан и его проблемы стали за последний год одной из наиболее животрепещущих тем в итальянском футболе. Этим летом "россонери" несколько отошли в тень из-за Чемпионата мира и перехода Роналду в Ювентус, но с клубом произошло несколько важных, даже судьбоносных событий. Выделим основное:

1. Милан поменял собственника. Теперь клубом владеет не китайский бизнесмен Юнхун Ли, а американский хедж-фонд Elliott. Соответственно, изменился и кадровый состав топ-менеджмента клуба.

2. Милан всё-таки сыграет в Лиге Европы-2018/19. Ранее клуб попал под санкции из-за финансового фейр-плей, но апелляция в CAS была удовлетворена.

3. Масштабных затрат на трансферы, как в прошлом году, не ожидается, но точечное усиление наверняка будет. С другой стороны, не исключена продажа одного-двух ведущих игроков. Гаттузо, судя по всему, остается.

Обсудим случившееся подробнее. Тема объемная, здесь будет уйма имен, в том числе новых для любителей футбола, так что начнем в хронологическом порядке.

Чао, China

Когда Юнхун Ли приобретал Милан, у многих (в том числе у вашего автора) возникли закономерные опасения. Малоизвестный китайский бизнесмен с относительно небольшим состоянием в 504 миллиона евро не выглядел надежной кандидатурой для клуба таких масштабов. Более того, Юнхун Ли для закрытия сделки с Сильвио Берлускони по приобретению Милана брал в рассрочку кредит размером 305 млн евро у фонда Elliott. То есть, Милан приобретался за деньги, взятые в долг.

Трансферная кампания лета-2017, казалось, заставила позабыть о сомнительной биографии нового владельца. Милан проворачивал одну сделку за другой, потратив в сумме около 200 млн. Фактически был закуплен новый состав, от которого ждали если не борьбы за "скудетто", то хотя бы возвращения в Лигу чемпионов. Участие в ЛЧ было важно еще и для компенсации многочисленных расходов. Ожидаемый уровень прибыли клуба рассчитывался с учетом попадания в главный европейский турнир, чего не скрывал Марко Фассоне, генеральный директор Милана.

Результаты миланцев едва ли стоит напоминать подробно. Локальные успехи при Гаттузо обеспечили "россонери" лишь шестое место, аккурат как годом ранее без изобилия трансферов. Стратегия массовых закупок не оправдала себя. Хуже того, она завершилась проблемами с финансовым фейр-плей.

УЕФА заинтересовалась Миланом еще до начала минувшего сезона. Любопытно, что в итальянских СМИ мелькала информация о жалобах в Европейскую Ассоциацию со стороны других клубов – в частности, Интера, недовольного излишней свободой земляков на трансферном рынке. Чрезмерные траты и низкий авторитет владельца привели к тому, что Милан изначально оказался в зоне риска. Бизнес-планы, предлагаемые руководителями клуба, выглядели оторванными от реальности: в частности, Милан собирался зарабатывать в Китае суммы, превосходящие аналогичные доходы Барселоны и Реала, а пятилетний план развития вовсе содержал заоблачные цифры. К концу сезона стала очевидной неизбежность наказания. До последнего теплилась надежда, что следственная палата Инстанции УЕФА по финансовому контролю клубов ограничится штрафом и сокращением количества игроков в заявке (обычная практика в таких случаях), но вердикт получился гораздо жестче – дисквалификация на один сезон*.

Последующие события развивались с быстротой лавины. 27 июня было опубликовано решение УЕФА, на которое сразу же была подана апелляция, а 7 июля стало известно, что Юнхун Ли не имеет средств, чтобы перевести на счета Elliott очередной регулярный платеж в размере 32 млн евро. По условиям договора просрочка несла за собой глобальные последствия: клуб автоматически переходил в собственность американского фонда. Так бесславно завершилось пребывание китайских бизнесменов у руля Милана.

На этом проблемы Юнхуна Ли не закончились. Corriere della Sera пишет, что он находится под следствием в прокуратуре города Милана из-за фальсификации счетов, не связанных с приобретением клуба. Сам Ли тем временем в открытом письме раскритиковал Elliott ("Я был убежден, что фонд являлся заслуживающим доверия инвестором. Теперь я вижу, что сделал ошибку и понимаю, что он лишь нанес мне огромный ущерб") и намерен судиться за права на клуб.

* На самом деле формулировка была сложнее: исключение из следующего турнира УЕФА в течение двух предстоящих сезонов. Так как уже было известно, что Милан пробился в ЛЕ-2018/19, речь де-факто шла только о ней.

«Стервятники» во главе Милана

Что такое Elliott? Это хедж-фонд, то есть частный инвестиционный фонд с особым порядком функционирования, который позволяет минимизировать риски. Пол Эллиот Сингер, основатель и глава Elliott, входит в десятку самых богатых менеджеров таких фондов. Он основал свою корпорацию в Нью-Йорке в 1977 году с начальным капиталом 1,3 млн, сейчас общие ее активы оцениваются в 34 миллиарда долларов. Сингеру 73 года, по образованию он психолог и юрист. Занимается благотворительностью, спонсирует Республиканскую партию США, поддерживает Израиль и ЛГБТ (второе – нетипично для американца консервативных взглядов и объясняется камин-аутом Эндрю, его сына), но прозвище "стервятник" получил вовсе не за это.

Elliott поднялся на скупке долгов, работая в масштабах целых государств. Пример №1 – Перу: в 1996 году фонд приобрел долговые обязательства за 20 млн долларов, а в 2000 году государство вынуждено было заплатить 58 млн, причем всё это на фоне коррупционного скандала и отстранения от власти президента, Альберто Фухимори, который даже неудачно пытался сбежать за границу. Пример №2 – Аргентина: в 2001-2002 годах, в период дефолта аргентинской экономики, фонд скупил облигаций на сумму 630 млн долларов, а сейчас долг Аргентины перед Elliott составляет 2,3 млрд. В октябре 2012-го случился нашумевший "ганский инцидент", когда аргентинский военно-морской парусник Libertad был арестован в Гане с целью конфискации в пользу фонда, но спустя два месяца был освобожден из-под ареста по предписанию Международного трибунала ООН по морскому праву.

Похоже, история с кредитом Юнхуну Ли на приобретение Милана стала еще одним успехом Пола Сингера. Недаром он предпочитает вести дела с развивающимися странами. Вряд ли у китайского бизнесмена будут высокие шансы в суде против фонда, обладающего такими опытом и репутацией.

Один суд Elliott уже выиграл – речь идет об апелляции Милана в CAS. В делегации клуба находились два представителя фонда – менеджер и адвокат. Судьи рассмотрели дело о дисквалификации Милана из Лиги Европы с нуля и постановили вернуть "россонери" в еврокубки, где они стартуют с группового этапа ЛЕ (в квалификации сыграет Аталанта, занявшая седьмое место). Очевидно, что такое решение стало возможным лишь благодаря смене владельца и финансовым гарантиям. Милая деталь: по наводке Милана УЕФА проверит счета Интер, ПСЖ и Манчестер Сити на их соответствие требованиям финансового фейр-плей. Кузены никогда не упускают возможности уколоть друг друга.

Чего ждать от Милана при Elliott?

Фонд впервые имеет дело со спортивным клубом, но его цели, в общем, понятны. Elliott, вероятнее всего, устроит аукцион по перепродаже Милана новым инвесторам, но не будет спешить, а "раскормит" клуб, чтобы заработать на сделке как можно больше. Не стоит ждать аукциона уже этим летом, скорее он пройдет через один-два года.

Примерно так можно расшифровать и заявление Пола Сингера, опубликованное сразу после того, как клуб сменил владельца: "Elliott с нетерпением ждет осуществления возможности раскрыть потенциал клуба Милан и вернуть его на вершину европейского футбола, где он и должен находиться. Также фонд верит в создание и повышение стоимости клуба Милан".

Есть и вариант №2. Сингер не чужд соккеру и даже является страстным болельщиком лондонского Арсенала, равно как и его второй сын, Гордон. Издание Calcio e Finanza, ссылаясь на свои источники, предполагает, что Гордон Сингер желает сохранить Милан в собственности фонда. Не стоит исключать и такой расклад: достойных покупателей не находится, и временное решение становится постоянным.

Так или иначе, управлять клубом будут совсем другие люди. Вчера, 21 июля, был избран новый совет директоров, а также наступила ясность с новым президентом клуба. Им стал Паоло Скарони.

Скарони 71 год, он является вице-президентом банка Ротшильд. Работал в нефтегазовой отрасли, занимая высшие управленческие должности. Также с 1997 по 1999-й был президентом Виченцы, которая тогда играла в Серии А. Тем не менее, сам Скарони – "миланист", чего не скрывает. При Юнхуне Ли он входил в совет директоров, так что в курсе повестки дня. Более того, Скарони является другом Сильвио Берлускони. В общем, самая подходящая кандидатура.

Марко Фассоне, равно как и несколько китайских функционеров, лишились своих должностей. Массимилиано Мирабелли, в свою очередь, пока остался на посту спортивного директора, поскольку трансферное окно в самом разгаре.

В ближайшие дни стоит ждать новых назначений. Определенности пока нет. Corriere dello Sport предполагет, что новым генеральным директором станет Иван Газидис, который сейчас работает исполнительным директором лондонского Арсенала (помним о симпатиях Сингера-младшего). Претендент на должность технического директора – Умберто Гандини, уже занимавший ее в 2016 году, а с тех пор работавший гендиром Ромы.

Одну из ведущих должностей наверняка займет Леонардо. Информация насчет его будущего противоречит друг другу: одни СМИ пишут о должности генерального директора, другие – спортивного, вместо Мирабелли. Проблема с Леонардо в том, что он тренировал Интер, и его возвращение под знамена "россонери" будет в штыки воспринято фанатами Милана. Также в прессе долгое время шли разговоры о Паоло Мальдини, но Elliott хочет видеть в руководстве только опытных функционеров.

Главным тренером наверняка останется Дженнаро Гаттузо. Интересно смотрелся вариант с Антонио Конте, недавно уволенным из Челси, но, как сообщает Sky, Конте планирует взять перерыв и решить юридические споры с бывшим клубом. К тому же, у Гаттузо прекрасные отношения с игроками.

Милан не хочет продавать лидеров, даже Бонуччи, которого желает приобрести ПСЖ. Тем не менее, если предложение окажется слишком лакомым, "россонери" вряд ли откажут, да и сам игрок практически не скрывает желания уйти. Может покинуть клуб и Доннарумма (Челси, Рома), хотя для понимания ситуации стоит дождаться встречи Мино Райолы с новыми владельцами, а вот срок клаусулы Сусо в 38 млн уже истек, так что насчет испанца можно вздохнуть спокойно. Вероятен уход Николы Калинича, возможен – Андре Силвы. Также клуб заработает на продаже Карлоса Бакки, который до сих пор на контракте в Милане.

Ждем приобретений. Elliott намерен вложить в клуб 100-150 млн евро, из которых 50 поступят сразу же. Приоритетная цель – нападающий. Разброс кандидатур впечатляет, от Игуаина до Дзадзы, но две наиболее реальные – Карим Бензема и Альваро Мората. Насчет обоих ведутся переговоры. Кроме того, вероятно подписание опорника Милана Баделя, который является свободным агентом.

Вывод

Переход Милана в руки Elliott – далеко не худшее развитие событий. Фонд с мировым именем – гарантия прозрачного бюджета и отсутствия финансовых проблем. Приход новых владельцев уже стал полезным при рассмотрении апелляции в CAS. Будущее зависит от планов Elliott. Желающие приобрести Милан возникают регулярно (более-менее реальными кандидатурами выглядят семья Риккетс и итало-американский бизнесмен Рокко Коммисо), но спешить с продажей фонд не будет. Elliott с целью увеличения стоимости клуба постарается вывести Милан в ЛЧ, что выглядит наиболее адекватной и, в целом, выполнимой задачей на предстоящий сезон.