Как и в любом другом чемпионате, в Серии А немало дерби. Так сказать, локальных противостояний между коллективами из одного города или провинции, которые с годами, возможно, и утратили принципиальность масштаба своего зарождения, но до сих пор являются чем-то особенным для тифозерии обоих соперников. Но есть на Апеннинах уникальное дерби - оно берет истоки в 30-х годах прошлого века, когда лишь две команды символизировали весь "футбол Сапожка". Ювентус и Интер (выигравший первый чемпионат Италии, проведенный без разбития на группы). Были тогда еще, конечно, четыре скудетто Болоньи, но эмильянская команда оказалась не более чем выскочкой, а эпическое противостояние бьянко-нери и нерадзурри продолжилось на долгие годы.

Особняком в истории этого дерби стоит сезон 1960/61. Он ознаменовался окончанием карьеры будущего президента Ювентуса, дебютом в Серии А черно-синей легенды апеннинского футбола и самым крупным поражением в истории Интера. Именно об этом уникальном событии и расскажем поподробнее.

Это был первый сезон великого "мага" Эленио Эрреры у руля миланской команды. Сделав имя в Испании, где аргентинец взял четыре чемпионских титула с Атлетико и Барселоной, Эррера согласился на предложение президента Анджело Моратти возглавить нерадзурри, но заполучить его было нелегко. После долгих переговоров Эленио выбил себе впечатляющий цифрами контракт, который сам по себе уже обязывал его команду творить чудеса. Но и оправдания у Эрреры были - он только привыкал к Серии А, столь разительно отличавшейся от скоростной и эмоциональной Примеры. Потому, когда после великолепного первого круга (Интер финишировал первым, впечатлив публику великолепной результативностью - например, Аталанте было забито пять голов, столько же Виченце, а Удинезе и вовсе шесть), весной миланцы несколько замедлили темп и позволили Ювентусу вырваться вперед на четыре очка, никто слишком не удивился. От нового тренера ждали успеха, но отнеслись к нему с поблажкой.

Шестнадцатого апреля 1961 года, за семь туров до финиша, Ювентус принимал Интер на Стадио Коммунале в Турине. Старая Синьора, имея 40 очков, возглавляла турнирную таблицу чемпионата, ведомая тремя великими нападающими - Джоном Чарльзом, Джампьеро Бониперти и Омаром Сивори. Интер Эленио Эрреры шел вторым, отставая на четыре пункта, и, само собой разумеется, очная встреча лидеров могла решить исход всего первенства. Победа туринцев практически гарантировала им скудетто, если же выигрывал Интер - все, по сути, начиналось с нуля. Важность поединка осознавали все - игроки, тренеры, пресса, окрестившая игру "матчем года", и, конечно же, болельщики. Ажиотаж вокруг дерби превысил все ожидания - Коммунале еще никогда не видел такого количества людей на трибунах. Да что там трибунах! Было продано почти 61 тысячу билетов (прибыль клуба составила 109 миллионов лир - абсолютный рекорд Серии А на тот момент), но каким-то образом людей в пределах арены оказалось куда больше - такого столпотворения в Италии на футбольном матче не бывало никогда. Арбитр Гамбаротта все же решил начать матч, понадеявшись на то, что толпа не помешает футболистам.

Интер, который большинство специалистов считало отнюдь не фаворитом встречи, стартовал просто великолепно. Портьере Юве Вавассори потянул дальний удар кого-то из нерадзурри, одна за одной следовали подачи в штрафную хозяев, неточно стрелял Николи, Морбелло пробил в перекладину! Публика живо воспринималат происходящее - в сантиметрах от поля уже беснуются тифози, которые  были не в силах оставаться за решетками стадиона и попросту через них перелезли. И дело даже не в том, что они не могут сдерживать эмоции - толпа сзади буквально вынуждает стоящих в первых рядах людей двигаться вперед. Все настроены мирно, просто хотят посмотреть игру, но арбитр прекрасно понимает, что может случиться, если он примет спорное решение - до трагедии рукой подать. На исходе получаса Гамбаротта останавливает матч, а из громкоговорителей звучит: "Немедленно отойдите от поля, иначе поединок не будет продолжен".

Возможно, тифози и рады были бы выполнить требование рефери, но куда там - отходить попросту некуда! Через 10 минут арбитр все же возобновил матч, но ненадолго, и спустя еще две минуты Гамбаротта увел команды в раздевалки. Принято решение остановить поединок, и капитан Интера Бруно Больки от имени команды требует у судьи засчитать Ювентусу техническое поражение. Арбитры берут время на размышления, а Эррера не лезет за словом в карман - его цитируют все апеннинские СМИ. "Мы без сомнения победили в этом матче, потому что мы были смелее",  - таков комментарий харизматичного алленаторе. Представители Ювентуса пытались избежать наказания, напоминая, что не была сыграна даже половина поединка, но 26 апреля спортивный суд Лиги выносит решение в пользу Интера. Ювентус признают "очевидно ответственным" за события, приведшие к остановке матча, и Интеру засчитывается победа со счетом 2:0. В Милане снова говорят про скудетто.

Понятное дело, ювентини просто так не сдались и направили прошение в Федеральную комиссию апелляций. Бьянко-нери утверждали, что никак не могли предугадать такое развитие событий - дескать, была продана 61 тысяча билетов плюс насчитывалось 7 тысяч владельцев сезонных абонементов. В итоге - 68 тысяч, тогда как официальная вместимость стадиона составляла 72 тысячи. Разбирательства шли два месяца, а третьего июня, накануне последнего тура чемпионата, ФКА отменила решение суда и издала указ о том, что матч должен быть переигран. Легко представить, в каком шоке находились все представители Интера. В матче последнего тура нерадзурри уступил в Катанье тамошним Слонам со счетом 0:2, тогда как Юве дома разошелся миром с Бари. Отрыв Старой Синьоры от подопечных Эрреры увеличился до трех очков, и стало очевидно, что переигровка ничего не решит - скудетто отправляется в Турин.

Чемпионат завершился, но оставалась сущая формальность - очередное дерби Италии, утратившее, однако, все атрибуты самого принципиального противостояния в итальянском футболе. От исхода поединка ничего не зависело, но президент Анджело Моратти прекрасно понимал, насколько тяжело психологически будет футболистам. Посоветовавшись с Эррерой, босс Интера принял решение - дать сыграть молодежной команде, одиннадцати юнцам, среди которых лишь один, вратарь Аннибале, имел опыт игры в Серии А.

Среди футболистов примаверы был парень, чему имени суждено войти в сонм легенд кальчо - 18-летний Сандро Маццола. "Наш тренер, Джузеппе Меацца, сообщил нам, что мы будем играть с Юве, и для меня это стало большой проблемой, - вспоминает будущий четырехкратный чемпион Италии и двукратный обладатель Кубка чемпионов. "В субботу я должен был сдать три экзамена... Дома мне сказали, что учеба важнее и мне не стоит ехать в Турин. Напрасно я спорил и плакал. К счастью, помог президент – я сдал экзамены первым, а возле школы меня уже ждала машина клуба, так что, я успел к матчу вовремя".

Ювентини такое решение боссов Интера привело в бешенство. "Мы даже не могли представить, что они позволят себе такую наглость. Клуб, который пропагандирует истинные ценности спорта, попросту плюет на всех - на соперника, на Федерацию, на футбол!" - бушевал Витторио Поццо. Но слова туринцев остались словами. Десятого июня на поле Коммунале вышли 11 футболистов в сине-черной форме, которым не было и 19 лет, а на тренерской скамье, вместо оставшегося в Милане Эрреры, разместился Джузеппе Меацца, тренер молодежной команды.

"Мой партнер защитник Морози взволнованно сказал: "Сандро, о боги, я играю лично против Сивори!, - рассказывает Маццола. – Я остановлю его и попаду в сборную!" Поединок завершился со счетом 9:1 в пользу чемпиона - Омар Сивори, аргентинский бомбардир Юве отличился 6 раз, а бедному Морози было стыдно показываться на глаза родным и друзьям. Юве не стал жалеть юнцов и сыграл основной - вдобавок ко всему Сивори поставил перед собой цель занять первое место в рейтинге самых "эффективных" форвардов чемпионата. А если уже его не могли остановить сильнейшие защитники Италии, что говорить о неопытной молодежи?

"К тому времени оставался лишь один приз, который мог меня заинтересовать - премия Petrol-Caltex, которую вручали не нападающему, забившему больше всех мячей, а тому, у кого было лучшее соотношение голов и сыгранных матчей. Я начал поединок не слишком воодушевленно, но забил дважды и подумал - а что, если взяться за дело серьезно? Эта статуэтка такая красивая!" - рассказал после матча Омар.

Но было у той победы горькое для Ювентуса послевкусие. Джампьеро Бониперти, великий аттакканте Старой Синьоры (444 матча, 178 голов) и будущий президент клуба, заявил о том, что в возрасте 33-х лет покидает футбол. Там где гаснет одна звезда, зажигается другая... Символично, что единственный гол в ворота чемпиона провел именно Маццола - тот, кто станет символом Интера на долгие 17 лет.

Стал ли поступок интеристи преступлением против футбола или же это была отважная реакция на произвол чиновников? Мнения разделились. Как бы там ни было, события сезона 1960/61 дали толчок для создания одной из величайших команд в истории Интера – La Grande Inter. "Я не могу этого терпеть. Хочу выиграть пять скудетто подряд. Мы купим лучших игроков мира, за любую цену", - такова была реакция президента Анджело Моратти. И он почти сдержал слово - в Милан переехали Суарес, Жаир, Бурньич, за четыре сезона команда трижды стала чемпионов и свергла с европейского трона мадридский Реал. Но это уже совсем другая история.

Ювентус - Интер 9:1
Голы: Сивори, 11, 12, 17, 54, 67, 90 (с пенальти), Риефоло, 52 (в свои ворота), Николе, 64, Мора, 79 - Маццола, 78

Ювентус: Маттрель, Эмоли, Сарти, Бониперти, Червато, Коломбо, Мора, Чарльз, Николе, Сивори, Стаккини

Интер
: Аннибале, Риефоло, Таккини, Морози, Масотто, Дальмазо, Маццола, Фузари, Гульельмони, Гелли

s

Юрий Шевченко, специально для Calcio dello Stivale