Часть первая

Часть вторая

Продолжение

2. Вышли ли расходы Арсенала из-под контроля?

В прошлом сезоне Арсенал впервые за многие годы столкнулся с операционным убытком, расходы выросли гораздо более быстрыми темпами в сравнение с доходами. В частности, фонд заработных плат взлетел на 15% (от £124 млн до £143 млн), хотя и были проданы Насри и Фабрегас - одни из самых высокооплачиваемых футболистов в команде. Частично это можно объяснить подписаниями Пера Мертезакера, Андре Сантоса и Парк Чу-Юнга, в случае с которыми просто не было достаточно времени, чтобы качественно провести переговоры.



Помимо этого клуб вынужден был расстаться с более чем двумя миллионами фунтов - несмотря на отсутствие трофеев и коммерческого роста, Газидис получил прибавку в 24% (£1 366 000 зарплаты, £675 000 бонусов и £100 000 пенсионных).

В росте заработной платы нет ничего нового. На самом деле зарплаты выросли на £39 млн фунтов (38%) с 2009 года, хотя доходы за это же время увеличились лишь на £10 млн (5%), из-за чего коэффициент оборота значительно ухудшился - с 46% до 61%. В этом нет ничего особенно страшного (в большинстве команд соотношение превышает 70%, а у Ман Сити в сезоне 2010/11 вообще показатель зашкаливал - 114%!), но беспокойство должно присутствовать, ведь тот же Манчестер Юнайтед сумел сохранить соотношение  приблизительно в 50%. Это не единственная причина, однако она помогает объяснить, почему так мало денег тратится на трансферном рынке.



Проблема в том, что заработные платы в футболе уже являются спортивной гонкой вооружений, другие клубы вовсю играют за счет этого. К примеру, Манчестер Сити повысил свою зарплатную ведомость с £36 млн до £174 млн всего за четыре года. Арсенал (£143 млн) в этой категории занимает четвертое место среди клубов английской Премьер-лиги, отставая от Сити, Челси (£168 млн) и Манчестер Юнайтед (£162 млн).

То, что Арсенал регулярно занимает место в топ-четверке, означает, что они соответствуют ожиданиям, если судить по размеру их зарплатной ведомости, хотя поклонники Тоттенхэма, который был близок к тому, чтобы занять место Канониров, в прошлом сезоне имел на £30 млн меньший бюджет.

Одна из проблем Арсенала - структуризация этой зарплатной ведомости. Из-за установленого потолка привлекать лучших игроков в мире они не в состоянии, однако платят слишком большие деньги проводящим время в резерве игрокам вроде Себастьяна Скиллачи и Маруана Шамаха. Футболистов мирового класса на самом деле можно было бы заманить на Эмирэйтс, но это будет означать сокращение зарплат для менее звездных футболистов. Газидис это допускает: "Можем ли мы конкурировать по зарплатному потолку? Да, можем, но у нас присутствует внутрикомандный дух - как говорит мсье Арсен, речь идет не об отдельных личностях, а об отношениях внутри коллектива".

Проблемы дополняются еще и тем, что Арсеналу не удается понизить ведомость из-за завышенных зарплат некоторых футболистов - именно этим объясняется то, что Никлас Бендтнер, Денилсон и Парк ушли в аренду, а не были проданы. Есть, правда, признаки того, что клуб сейчас работает в этом направлении - летом закончатся контракты с некоторыми футболистами, этим, к слову, объясняются и затянувшиеся переговоры с Тео Уолкоттом. Руководство Арсенала балансирует на грани: если продлевать контракты заблаговременно, присутствует риск переплаты, если ждать до последнего момента, можно потерять игрока согласно правилу Босмана.



Что также влияет на инвестиции в команду, так это амортизация игроков, которая также значительно возросла - с £22 млн до £37 млн. Для тех, кто незнаком с этим понятием, амортизация являет собой показатель ежегодных расходов согласно цены футболиста. К примеру, Микель Артета был подписан за десять миллионов фунтов и получил четырехлетний контракт, амортизация в его случае составляет £2,5 млн в год.

Многие из игроков, которых удалось продать, были полностью амортизированы, поэтому можно гвоорить, что уровень этой амортизации снизился, однако затем вновь повысился после покупки новых футболистов. Да, Манчестер Сити в этом плане далеко впереди, однако показатель все равно слишком высок, если сравнивать с предыдущими годами.

3. Куда деваются все деньги?



Болельщикам Арсенала, который получал на протяжении многих лет большую прибыль, сложно понять, куда деваются все деньги. Газидис твердо убежден, что они были вложены в футбол: "Мы имеем доход, однако реинвестируем его в полной мере обратно в футбол. Мы не выплачиваем дивиденды, деньги не покидают пределы клуба. Вся валюта, которую мы получаем, доступна менеджеру. И он проделал невероятную управленческую работу".

Это в своем роде является правдой, но реальность такова, что в целом в среднем за последние шесть лет на регистрацию новых игроков в среднем уходило всего четыре миллиона фунтов. Вместо этого большая часть денег пошла на новый стадион, развитие имущества и прочей инфрастуктуры (усовершенствование клубного уровня, "Арсенализация" проектов, новый медицинский центр) и запланированное развитие молодежной академии Хэйл Энд.



С 2007 года Арсенал имеет очень большой операционный денежный поток в £376 млн, из которых £71 млн был потрачен на капитальные расходы, £110 млн - на проценты по кредиту, £64 млн - на возвращение кредитных платежей, а остатки денежных средств выросли на £118 млн. Удивительно, но только 1% доступных денег был потрачен на трансферном рынке.



И хотя Арсенал за последние два сезона неплохо раскошелился на приобретение футболистов (почти £90 млн), все это было более чем компенсировано крупными продажами, поэтому их уровень ежегодных трат все равно оставался отрицательным. С тех пор, как Канониры перебрались на Эмирэйтс, они сделали прибыль в £49 млн на трансферном рынке, и по этому показателю они являются однозначным лидером в английском футболе.


Конечно, в последние годы Манчестер Сити и Челси тратили огромнейшие деньги на трансферы, с сезона 2006/07 расставшись с £444 млн и £235 млн соответственно. Неудивительно, что это вынудило Питера Хилл-Вуда публично пожаловаться: "На определенном уровне мы просто не можем с ними соревноваться". Более того, за тот же период Ливерпуль, Манчестер Юнайтед и Тоттенхэм также потратили заметно большие деньги, нежели Арсенал.

После ликвидации имущественных долгов, клубу удалось сократить общее количество долгов до £253 миллионов (на £5 млн меньше, чем в прошлом году), оставив только долгосрочные облигации, которые представляют собой "ипотеку" на стадион Эмирэйтс (£225 млн), и долговые обязательства, принадлежащие сторонникам (£27 млн). Как только остатки денежных средств в размере £154 млн будут вычтены, чистый долг составит только £99 миллионов, тогда как в 2008 году эта цифра была гораздо выше - £318 миллионов!



Несмотря на высокие процентные платежи, маловероятно, что Арсенал погасит задолженность досрочно. Срок поглашения облигаций наступает между 2029-м и 2031-м годами, но если в клубе были бы намерены погасить их на ранней стадии, пришлось бы гасить текущую стоимость всех будущих денежных потоков, а это бОльшие деньги, нежели текущая задолженность. В любом случае, счета по 2010 году гласят о том, что "значительное падение суммы долга вряд ли возможно в обозримом будущем. Облигации по финансированию арены имеют фиксированный цикл платежей в течении ближайшего 21-го года, и мы в настоящее время намереваемся соответствовать этому циклу".

4. Сколько денег можно тратить?



Этот вопрос всплывает сам собой, когда видишь с невероятно высокими денежными остатками в размере £154 млн, что значительно превышает цифру Манчестер Юнайтед с их £71 млн (£151 млн в 2011-м). Конечно, не все это можно потратить на приобретение новых футболистов, на это есть несколько причин: а) "сезонная природа" денежных потоков в течение года; к примеру в мае баланс будет всегда высоким благодаря продлению сезонных абонементов, но эти деньги используются для оплаты ежегодных расходов, в том числе и на заработные платы; б) как часть соглашения по облигациям, Арсенал должен сохранять долговой резерв, который в 2012 году составлял 34 миллиона фунтов.

Тем не менее, остается еще большое количество наличных средств, доступных для трат. К тому же нужно учитывать £26 млн, исходящих от развития Квинслэнд Роуд и еще около £10 млн от "меньших проектов" на Хорнси Роуд и Холлоуэй Роуд. Также можно включать сюда и деньги, полученные от работы на этом трансферном рынке, а это еще около 11-ти миллионов фунтов.

И хотя эту цифру болельщики Арсенала и хотят узнать в первую очередь, ее на самом деле практически невозможно вывести. И на это есть также несколько причин. Во-первых, многие трансферы разделяются на несколько платежей, поэтому вся сумма достается не сразу. Во-вторых, Арсенал вполне может взять на себя дополнительные долговые обязательства, учитывая мощь баланса. Тем не менее, по моим подсчетам Арсенал спокойно может тратить £50-60 миллионов.

О чем еще обычно говорят, обсуждая трансферный бюджет, - новая зарплатная ведомость. Условно говоря, если клуб покупает футболиста за £25 млн и предлагает ему контракт в £100 000 в неделю, общая сумма сделки оказывается в районе пятидесяти миллионов. Хотя, безусловно, эта сумма частично компенсируется за счет продажи футболиста - правило заявки в 25 игроков никто не отменял, да и сам Венгер об этом не единожды говорил.

5. Спасет ли Арсенал введение финансового фэйр-плэя (ФФП)?

Ни для кого не секрет, что лондонцы лелеют надежду, что введение новых правил УЕФА станет для них наградой за их своеобразный труд, поскольку это вынудит клубы сощуствовать согласно своим возможностям, без возможности опереться на богатых и способных тратить из своего кармана владельцев. Как заявил Газидис, "футбол быстрыми шагами движется в нашу сторону", хотя в пресс-релизе были немного другие слова: "Результаты показывают, что Арсенал вполне способен соответствовать новым финансовым правилам УЕФА".

Кроме того, существуют разговоры на уровне Премьер-лиги, чтобы ввести подобные правила и в национальном чемпионате. Да, есть признаки того, что клубы будут приспосабливаться к новым законам, надежды Арсенала на успех при новой системы могут не воплотиться в реальность.


Во-первых, в правилах ФФП есть возможность для свободы действий. Клубы, к примеру, могут поглощать потери в размере 45 миллионов евро - первоначально в течение двух лет в период первого мониторинга в сезоне 2013/14 и затем еще три года, пока они не будут готовы покрывать дефицит путем соответствующих взносов. К тому же некоторые расходы, такие как амортизация по объектам основных средств, инвестиции в стадион и развитие молодежи, могут быть исключены из расчета безубыточности.

Есть также скользкая шкала санкций для нарушителей, поэтому они необязательно будут исключены из соревнований под эгидой УЕФА. Это без учета угрозы оспаривания от лидирующего клуба.

Во-вторых, очевидно, что от ввода ФФП выиграют те клубы, у которых наибольший доход, так как они получат возможность тратить больше средств на комплектацию состава, а в этом, как мы удостоверились, другие клубы продолжают набирать обороты, тогда как Арсенал чаще имеет дефицит.

С новыми коммерческими договорами в 2014 году и повышением прибыли от трансляций Премьер-лиги и Лиги чемпионов Арсенал должен повысить уровень доходов до суммы большей £300 млн за два года, но Реал Мадрид и Барселона уже могут похвастаться цифрой в £400 млн, а Манчестер Юнайтед в планах на следующий год видит £350-360 миллионов.

Вероятно, что такие доходы поместят их в список элиты ("в составе топ-пятерки в мире с отделением от остальных", - считает Газидис), поэтому они должны действительно получить выгоду от введения ФФП. Однако волшебным зельем, решающим все финансовые вопросы, это вряд ли станет.

Самподдерживающий подход Арсенала замечателен, однако присутствует ощущение, что клуб действует слишком осторожно. Газидис говорит о том, что нужно избежать "примера множества клубов в Европе, которые пытаются спастить, не сумев выдержать темпа погони за мечтой", однако Арсенал был слишком далек от столь ужасных перспектив. Как мы видели, у лондонцев есть проблемы, связанные с отсутствием роста доходов и постоянно возрастающей заработной платы, но они по-прежнему имеют гораздо больше пространства для маневров в отличие от многих.

Цена этой модели самостоятельности Арсенала - регулярные продажи лучших игроков клуба, самые высокие в Англии цены на билеты, так что все же не стоит говорить об утопичности ситуации в Северном Лондоне, о чем часто говорят в СМИ. Поклонники клуба должны прекрасно знать, что главные акционеры клуба, Стэн Кренке и Алишер Усманов, являются миллиардерами, однако немногие слышали об их инвестициях в команду.

Финансовые результаты Арсенала несомненнно впечатляют, они при этом неизменно заканчивают в топ-четверке, однако есть вопросы, способен ли клуб при текущей стратегии преодолевать разрыв с лидерами и выигрывать какой-нибудь важный трофей.

Совет директоров Арсенала не теряет возможности рассказывать болельщикам о том, насколько амбициозным является их клуб. К примеру, в прошлом месяце [материал вышел второго октября - прим. М.В.] Питер Хилл-Вуд заявил: "У нас есть очень хороший шанс побороться за чемпионский титул. Я не понимаю, почему мы не можем выиграть в этом году". Однако верят ли в это фанаты - другой вопрос, особенно если учитывать, что клуб не тратит все имеющиеся в наличие ресурсы".

Материал The Swiss Ramble,
Перевод и адаптация Марка Венгерова, Football.ua

Follow Wengerov on Twitter

Перевод терминологии:
Annual profits - доходы по годам
Media - медиа
Broadcasting - трансляции
Commercial - коммерческий доход
Player loans - аренды
Turnover - товарооборот
Wages and salaries - зарплаты
Other expenses - другие траты
EBITDA - прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации
Player amortisation - амортизация по игрокам
Depreciation - амортазационные расходы
Non cash flow expences - безналичные расходы
Share of joint venture - доля от коммерческих предприятий
Profit on players sales - прибыль от продажи игроков
Net interest payable - прибыль от процентов к выплате
Profit before tax - прибыль до вычета налогов
Property development - развитие собственности
Expenses - расходы
Operating profit - прибыль от основной деятельности
Profit after tax - налоговое обложение
Impact of players sales on Arsenal's football profit - влияние продаж игроков Арсенала на футбольный доход
Rise in Shirt sponsorship Deals - рост прибыли от "титульных" спонсоров
Rise in kit supplier deals - рост прибыли от поставщиков формы
Capacity - вместительность
Capital Expenditure - капитальные затраты