Football.ua при поддержке торговой марки Исла представляет серию эксклюзивных материалов о жизни, традициях, самых известных и интересных случаях деятельности европейских фанатов, ультрас и агрессивных болельщиков.
VI век нашей эры, Византийская империя, великий Константинополь. Христианство считает гладиаторские бои антигуманными, и самым популярным видом спорта становятся колесничные бега. В Константинополе четыре сильные команды: Красные, Белые, Синие и Зеленые, соревнующиеся на Императорском ипподроме (ныне – Султанахмет, главная площадь Стамбула). Вечными фаворитами являются Синие (Венеты), которым саппортят землевладельцы и вельможи; и Зеленые (Прасины), представляющие гордые ряды рабочего класса. Образуются первые фирмы (димы; изначально – circius factiones), которые схватываются между собой, используя ножи и кинжалы. Впоследствии некоторые димы составят организованные преступные группировки Константинополя; а иные будут
участвовать в политических играх. Битвы фанатов (тогда они назывались «болельщики зрелищ») становятся настоящей бедой для города. Колесничий Порфирий, решившийся на переход от Прасинов к Венетам, едва не растерзан беснующейся толпой зеленого саппорта и наречен «Иудой». Колесничие – настоящие звезды шоу-биза: их приглашают в самые богатые дома империи, о них мечтают женщины, о них слагают песни, ими хотят стать в будущем константинопольские мальчишки.
В 532 году битва болельщиков Синих и Зеленых на Императорском ипподроме вылилась в крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии. Императору Юстиниану I припомнили все: и высокие налоги, и преследования еретиков, и потребовали отречься от престола. В городе начались уличные бои, и лишь благодаря хитростям и подкупу Юстиниан I сохранил свой трон, уничтожив при подавлении восстания 35.000 человек.
Как мы видим, константинопольские хуллз издавна знали толк в организации массовых беспорядков.
Константинополь стал Стамбулом, но страсть к спортивным зрелищам и максимально экзальтированным выражениям своих собственных чувств со временем никуда не девалась. Встреча между Галатасараем и Фенербахче еще в 1911 году ознаменовалась грандиозными беспорядками с применением холодного оружия, и в дальнейшем мощь турецких саппортеров лишь росла, вылившись в настоящую трагедию в 2000 году, когда Сарай в полуфинале Кубка УЕФА принимал на своем поле английский Лидс.
В Стамбуле имели место несколько столкновений саппортеров двух команд. Турки выходили в этих локальных поединках победителями. В итоге фанаты Лидса решили покинуть ирландский паб, где их в очередной раз задирали местные, и передислоцироваться в бар «Хан», недалеко от площади Таксим.
Немного посидев в баре, часть англичан решила перейти в другое место – чтобы посмотреть по телевизору матч Челси с Барселоной в розыгрыше Лиги Чемпионов. Но, едва фанаты Лидса вышли из бара, как сразу же были атакованы представителями моба Aslanlar («Львы», которые позже составят ударную мощь фирмы ultrAslan). Турки традиционно использовали в драке холодное оружие – длиннющие ножи, больше похожие на сабли. В жестоком столкновении турецкий хардкор зарезал насмерть одного из саппортеров Лидса. Другому английскому фанату были нанесены такие глубокие раны, что вскоре он умер от потери крови.
Смерть Кевина Спейта и Криса Лофтуса, и обстоятельства, при которых она произошла, вызвала всеобщий гнев в Англии. Фирмы заочно едва ли не приговаривали к смерти членов Aslanlar, объединившись во всеобщей скорби, снедаемые чувством мести.
Совсем скоро представился случай, чтобы прыгнуть на турков: Галатасарай вышел в финал Кубка УЕФА, где его соперником выступал английский Арсенал. Основные фирмы
Канониров, ультрас из Gunners и хулиганы из казуальной Herd, намеревались вкатать турецкий саппорт в копенгагенский асфальт во чтобы это ни стало. Они бросили по стране клич: «Кто с нами?!»
Отозвались Chelsea Headhunters (Челси), Inner City Firm (шотландский Глазго Рейнджерс), SoulCrew(валлийский Кардифф Сити), Jack Army (валлийский Суонси), и, конечно же, LeedsServiceCrew(Лидс). Ударное подразделение Челси решило поучаствовать в совместной акции, несмотря на то, что являлось врагом любой бригады Арсенала.
Таким образом, английские хуллз привезли в Копенгаген три фирмы из топовой британской десятки: Headhunters, Herd и Service Crew. Все они были уже на излете, и миновали свой пик: бойня в Копенгагене должна была стать лебединой песней для монструозного поколения английских траблмейкеров, перед которыми вся Европа дрожала еще в восьмидесятые.
Банды казуального толка (Headhuntersи Herd) хотели действовать автономно, но, как показали дальнейшие события, тоже, в конце концов, влились в «общак».
По неподтвержденным данным, в столицу Дании отправился и многолетний идейный вдохновитель Herd Дейнтон «Медведь» Коннелл, бывший охранник, работавший к тому времени администратором группы Pet Shop Boys. Чернокожий лидер хуллз Арсенала погибнет в 2007 году в Москве, на Набережной Тараса Шевченко, когда 31-летний владелец клуба «Крыша мира» Антон Антонов разгонит свой BMW до критических 150 км/ч, и автомобиль, протаранив дерево, упадет в реку, унося две человеческие жизни в груде раскореженного металла.
За день до финального поединка в европейских СМИ появилась информация, что один из болельщиков Арсенала зарезан в Копенгагене. Руководство лондонского клуба, дабы избежать фанатских столкновений, предложило основным силам саппорта, прибывавшим в день игры, сдать билеты – в обмен на деньги, разумеется. Но в Данию хотели лететь все: с жаждой наказать турецких хулиганов.
Турки расположились на Ратушной площади, куда постепенно подтягивались основные силы британцев. Headhuntersи Herdатаковали несколько близлежащих баров, тогда как представители Soul Crew перемахнулись с одним из турецких мобов, сообщив силам союзников, что противник вооружен ножами.
Датская полиция, работавшая не покладая рук, сгоняла всех турецких болельщиков на Ратушную площадь, считая, что ей по силам оборонять ее от английских хулиганов. Но стражи правопорядка не учли силу и мощь когда-то лучших траблмейкеров Старого континента.
Прорвав заградительный кордон, британцы бросились в атаку. Ни о каком fair play и речи быть не могло: пятьсот человек набросились на противников, сжимая в руках железные прутья. Это не был бой на чистых руках: британские хуллз шли гасить турков по-черному. В сражении, которое продолжалось двадцать минут, приняли участие и казуалы, хотя это, в принципе, и не их стиль. Лишь через двадцать минут, с огромным трудом, используя слезоточивый газ, датской полиции удалось оттеснить британцев от турков, оборонявшихся при помощи ножей.
Члены Headhunters вообще не пошли на матч, предпочитая мобильные «прыжки» близ стадиона Паркен.
После игры, завершившейся победой Сарая по пенальти (первый турецкий клуб, выигравший еврокубок), побоище продолжилось на улицах города, разделившись на локальные схватки.
Этим дело не ограничилось. На следующий день после финала, 18 мая, возникли
множественные потасовки на острове Амагер, на котором расположен копенгагенский аэропорт Каструп. Дело в том, что основная масса болельщиков улетала именно в этот день, а пассажиры рейсов и в Лондон, и в Стамбул, сидели в одном терминале – втором.
Всего полиция произвела более 60 арестов, 19 человек увезли на каретах скорой помощи (два англичанина, один турок и один голландец – с ножевыми ранениями). В истории фанатских войн сеча в Дании вошла в историю как «Битва при Копенгагене».
Исполнительный комитет УЕФА пригрозил отстранить сборную Англии от участия в Евро – 2000, если до начала континентального первенства произойдет хотя бы один эпизод насилия с участием английских хулиганов.
Тони Блэр, занимавший в ту пору пост премьер-министра Великобритании, выступил с такими словами на национальном телевидении: «Надеюсь, что предупреждение УЕФА сыграет свою роль и ни у кого больше не будет мысли продолжать этот бессмысленный бандитизм, только позорящий Великобританию».
В августе 2000 года Арсенал внес в «черные списки» 37 человек, ответственных за организацию беспорядков в Копенгагене. В основном, в списки вошли представители фирм Herd и Gunners.
Алекс Маннанов, специально для Football.ua