«С сегодняшнего дня я больше не тренер Олимпиакоса. Но я безумно горд, что внес свой небольшой вклад в историю такого великого клуба. За это время я понял, что футбол вас никогда не предупреждает: ни когда вас назначают, ни когда вас увольняют. Я рад, что за эти два года команда добилась прогресса. В этот день я покидаю свой дом. Когда я вспоминаю, как болельщики страстно поддерживали нас на Караискакисе и как они приходили ко мне домой, чтобы выразить уважение, то я у меня на глаза наворачиваются слезы. Я никогда вас не забуду. Вперед, Легенды!» — уже через два часа после официального увольнения Мичел разместил в твиттере трогательную речь, которая ярко описывает связь болельщиков с персоной главного тренера.

Мичел проработал на должности главного тренера Олимпиакоса почти два года – в феврале 2013-го на этом посту он сменил исполняющего обязанности Антониоса Никополидиса после увольнения Леонарду Жардима. За это время легендарный полузащитник мадридского Реала привез в Пирей два чемпионства и один национальный Кубок. Возможно, если бы в это время проводился Суперкубок Греции, то клубный музей гранда наверняка бы пополнился еще парочкой трофеев.

Но это вовсе не означает, что достижения испанского специалиста выглядят как-то слабо. Тут, скорее, речь следует вести об урожайном периоде – два чемпионства за два года – не самое легкое задание. Другое дело, что в Олимпиакосе национальную корону уже давно воспринимают как само собой разумеющуюся. К слову, за последние семнадцать сезонов красно-белые лишь дважды не становились сильнейшей командой Греции. Поэтому главное, зачем приглашался Мичел, — успех в Лиге чемпионов, а под этим подразумевается, надо полагать, четвертьфинал. Ближе всего пирейцы к нему подобрались в прошлом сезоне, когда в рамках 1/8 финала дома уверенно обыграли Манчестер Юнайтед. Наверное, любой болельщик футбола, наблюдающий за баталиями в самом престижном клубном турнире, знает: насколько круто в родных стенах выглядит Олимпиакос, настолько слабым коллективом он предстает в выездных встречах. Поэтому едва ли кто-то сильно удивился, когда английская команда прошла греков.

Тогда Эвангелос Маринакис, президент клуба, не находил себе места в порывах радости – настолько его восхищала работа Мичела у руля его детища. Как мы знаем, аппетит приходит во время еды, посему греческий бизнесмен захотел большего – выхода в следующую стадию. Но уже после жеребьевки группового этапа стало понятно, что выход в Лигу Европы будет максимальным результатом для Легенд. Так рассуждали все – но только не Маринакис. Олимпиакос, как и раньше, на родной арене Караискакисе уверенно обыгрывал своих именитых оппонентов – мадридский Атлетико и туринский Ювентус, но для выхода из группы этого было недостаточно. В гостевых поединках Оли не добился ничего, поэтому президент быстро познакомился с суровой реальностью.

Вообще, не лишним будет сказать, что Маринакис – человек достаточно эксцентричный, часто принимающий поспешные решения. Греческая пресса полагает, что главной причиной увольнения Мичела стали неудачные результаты в Лиге чемпионов, но не будем забывать, что дела в национальном чемпионате также шли далеко не лучшим образом: большую часть пройденного пути Оли плетется на втором месте, уступая ПАОКу как очно, так и заочно. Точкой кипения для руководства клуба стали результаты, показываемые командой в конце ноября и в начале декабря. Именно за тот период длиной в две недели действующие чемпионы Греции на выезде был уничтожены Атлетико, а в двух домашних матчах Суперлиги проиграли ПАОКу и сыграли вничью со скромной Янниной. Но даже не неудовлетворительные результаты больше всего расстраивали поклонников команды, а сама игра – точнее сказать, ее отсутствие. Нет, обыденные разгромы периодически удавались, но Олимпиакос уже не был той машиной, сносящей всех на своем пути.

Чуть позже команду подкосили конфликты. Часто бывает, что подобные противоречия становятся следствием неудачной игры. Коллектив Мичела исключением не стал, и первым, кто решил взбунтоваться против тренера, был еще недавний новичок Ибрахим Афеллай. «Афеллай – бунтарь, он никак не может повзрослеть. Если он в скором времени не изменится, то его ждут большие проблемы не только в Олимпиакосе, но и в любом другом клубе», – заявил испанский специалист, который все реже и реже в последнее время стал включать голландца в заявки на матчи.

Греки в один голос называют конфликт с Афеллаем отправной точкой дальнейшей цепи неурядиц. В немилость к тренеру позже попал и часто выказывавший свое недовольство швейцарский полузащитник Пайтим Касами. К тому моменту Мичел потерял контроль над раздевалкой. Общение с игроками сводилось к минимуму, а если оно и было, то сугубо профессиональным. Такое ощущение, что все было против бывшего тренера Севильи. Было понятно, что дни наставника в городе на Эгейском море сочтены.

А тут еще совсем некстати на авансцену вышел стратегический советник президента в клубе Кристиан Карембе, не раз критиковавший работу испанца. Что они не поделили – сказать сложно, но корреспондент beIN Sports Танкреди Пальмери уверен, что не будь у них конфликта, то работу Мичел с командой продолжил бы.

Вообще, эта ситуация слишком напоминает время, когда Эрнесто Вальверде был тренером Олимпиакоса. Тогда считавшийся самым высокооплачиваемым тренером в греческом футболе Муравей снискал славу одного из самых успешных рулевых Легенд. Три чемпионства и два Кубка Греции за три неполных года – за это его полюбили многочисленные поклонники красно-белых, за это его имя распевали буквально на каждом матче. Если сравнивать вклад Вальверде и Мичела в историю тамошнего клуба, то многие почему-то вспоминают Эрнесто. Однако они, видимо, забывают, что у второго есть то, чего так и не смог добиться первый – выход в плей-офф Лиги чемпионов.

Нет, Мичел не дублер. Единственное, что он повторил, но за менее короткий срок, – завоевал всеобщую любовь болельщиков. Иногда это даже важнее, чем какие-нибудь титулы, инфантильные и совершенно далекие от реальности мечты руководителей.

Сергей Куванжи, Football.ua