Динамо не явилось на матч 7-го тура УПЛ против Мариуполя, за что получило техническое поражение. Киевляне пытались обжаловать решение КДК ФФУ в Спортивном арбитражном суде в Лозанне, но проиграли дело.

- Какое значение для украинского футбола будет иметь решение Спортивного арбитражного суда Лозанны в "мариупольском деле"?

- Самое важное в вердикте CAS — это четкий сигнал руководству всех отечественных клубов и их меценатам, что всем обеспечены равные возможности в чемпионате Украины. Ни одна команда не будет иметь привилегированного положения, и, несмотря на имена руководителей, названия клубов или их старые заслуги, никто не сможет диктовать свои условия другим командам, руководству УПЛ и ФФУ, нарушая регламент соревнований. Это касается и Премьер-лиги, и других лиг.

Такой сигнал является очень важным для всего украинского футбола, особенно сейчас, когда наш спорт и государство в целом переживают сложные времена. Футболистам, тренерам, менеджменту клубов нужна уверенность в том, что в Украине действуют равные конкурентные условия. Только так можно сконцентрироваться на развитии футбола, совершенствовании игры и достигать успеха, оправдывая ожидания своих болельщиков. Поэтому я горжусь тем, что нам удалось отстоять позицию контрольно-дисциплинарного комитета, апелляционного комитета и позицию федерации футбола в целом в Лозанне. Ведь основной задачей ФФУ является именно обеспечение равных спортивных возможностей для всех команд.

- Поддержит такую ​​позицию ФК Динамо (Киев)?

- Как и миллионы отечественных поклонников футбола, я болею за этот клуб, с удовольствием смотрю матчи гранда и искренне поддерживаю команду, особенно когда она выступает на международной арене. Очень благодарен Игорю Суркису за то, что он прилагает усилия для развития клуба, а воспитанники динамовской школы пополняют состав наших сборных. Но, к сожалению, есть решение менеджмента клуба, которое лишило футболистов возможности побороться за такие важные для них очки, а болельщиков — возможности увидеть игру своих кумиров. Очень плохо, когда действия менеджмента клуба вредят спортивной борьбе, и суд Лозанны это подтвердил. Ошибаться могут все, но важно не повторять одни и те же ошибки, и решение CAS — это своего рода прививка от нарушений регламента соревнований в будущем.

- Закон один для всех?

- Да, я это подчеркивал сразу, как только прозвучали первые угрозы о возможной неявке ФК Динамо (Киев) на матч в Мариуполь. Тогда еще можно было предотвратить эту неприятную для всех нас историю. Собственно, когда мы привезли в Мариуполь в день запланированного поединка команду легенд (национальную сборную Украины среди ветеранов), то все могли убедиться в том, насколько это замечательный, гостеприимный город.

Мариуполь был хорошо подготовлен к матчу 7-го тура УПЛ, а болельщики до последнего верили, что собственными глазами увидят игу легендарного клуба. Позже руководство киевлян пошло на мировую и согласилось сыграть в Мариуполе. Но уже было поздно: свое слово относительно грубого нарушения регламента сказали КДК и Апелляционный комитет ФФУ. Мы не могли пренебречь решениями футбольных органов правосудия, это создало бы опасный прецедент, и завтра другие участники УПЛ начали бы отказываться ехать на гостевые матчи, аргументируя это тем, что якобы получили анонимный звонок о готовящемся теракте в городе проведения поединка и имеют некоторые письма от правоохранительных органов.

Мировое предлагалась соглашение руководством ФК Динамо и во время судебного процесса в Лозанне. Однако озвученные два варианта "компромисса" не устраивали другую команду — ФК Мариуполь, поэтому ФФУ не могла их поддержать.

Согласно одному из вариантов, матч, который не состоялся, и два возможных поединка между Динамо и «Мариуполем» во время второго этапа чемпионата, должны были состояться на нейтральном поле. Согласно другому — Динамо соглашалось переиграть матч именно в Мариуполе.

Повторюсь, на такие варианты не соглашался ФК Мариуполь. К тому же принятие такого решения не является прерогативой ФФУ, а находится в компетенции дирекции УПЛ. На что, кстати, прямо указали судьи CAS. Поэтому мы не могли согласиться на это в Лозанне. Ведь в таком случае был бы нарушен принцип равноправия для всех участников УПЛ — ключевой момент, который отстаивает ФФУ.

В компетенции дирекции УПЛ также и утверждение варианта, который Динамо предлагало еще летом, — поменять местами матчи в Мариуполе и Киеве. Но, как выяснилось в Лозанне, в УПЛ с таким предложением киевляне не обращались. Возможно, это произошло потому, что в Динамо не смогли бы объяснить, почему в августе они готовы были ехать в Мариуполь только после получения сверхсерьезных гарантий безопасности, а в декабре — на общих условиях ...

От решения Лозанны зависело очень многое, в том числе – авторитет и доверие к Комитету по вопросам стадионов и безопасности проведения соревнований, а также КДК и апелляционного комитета ФФУ — органов правосудия, которые были сформированы Конгрессом ФФУ в соответствии с предусмотренными законом демократических процедур и которые, принимая соответствующие решение в "мариупольском деле", руководствовались исключительно регламентными и уставными нормами.

- Резонанс, который возник вокруг рассмотрения «мариупольского вопроса» в Спортивном арбитражном суде, мог навредить подготовке в финалу Лиги чемпионов, который состоится в Киеве в мае?

- Безусловно. Основная угроза — это возможные сомнения наших европейских партнеров в безопасности проведения матчей в Украине, на чем спекулировали отдельные представители ФК Динамо (Киев). К счастью, этого удалось избежать. Однако мы потратили много времени на подготовку к судебному процессу в Лозанне. Это отвлекало от подготовки к финалу ЛЧ. Однако это не помешало нам выполнить все текущие обязательства вовремя, что подтвердила недавняя инспекция делегации УЕФА.

К счастью, "ужасы украинской реальности", о которых рассказывали в Лозанне свидетели со стороны ФК Динамо (Киев), не произвели на судей впечатление. ФФУ удалось отстоять имидж страны, доказать, что мы прилагаем все необходимые усилия для развития футбола и качественной подготовки к предстоящему футбольному празднику.

- Одно из основных обвинений Динамо касалось именно уровня безопасности организации матчей ...

- ФФУ не имела целью провести поединок в Мариуполе любой ценой. Мы поддерживали и поддерживаем постоянную и прямую связь со всеми правоохранительными органами, и если бы возникла реальная угроза жизни или здоровью болельщиков и футболистов, то матч не состоялся бы.

Существует четко прописанная процедура оценки безопасности организации поединков. Каждый отдельный матч и подготовка к нему обсуждаются на совещании с участием представителей силовых структур. Которые, в том числе, ставят свои подписи под соответствующим актом. В случае подготовки к проведению матча в Мариуполе, учитывая возможные риски, было решено перед каждым матчем в этом городе проводить два таких заседания — за три дня до матча, и, как и в других случаях, в день матча. То есть было сформировано два уровня безопасности. Если хотя бы одно ответственное лицо не ставит свою подпись под одним из документов, матч не проводится. Существовал многоуровневый механизм контроля безопасности, который позволяет на любом этапе применить условный "стоп-кран", если возникает реальная угроза для зрителей или команд.

Собственно, уже упомянутое в отечественных СМИ письмо одного из представителей ФФУ, которое было направлено в СБУ еще в мае, то есть за три месяца до матча, свидетельствует о том, что в данном случае речь шла о заранее спланированной акции, а не о реальных опасениях относительно безопасности проведения матчей в Мариуполе. Это доказывает и тот факт, что руководство ФК Динамо (Киев) так и не обратилось в дирекцию УПЛ с просьбой подтвердить наличие в Мариуполе форс-мажорных обстоятельств, по которым матч стоило бы перенести.

- Некоторые СМИ опубликовали новость о решении CAS в "мариупольской деле" под заголовками о том, что вы победили в Лозанне руководство ФК Динамо (Киев), намекая тем самым на личный характер конфликта вокруг этого вопроса ...

- Да, в некоторых моментах со стороны могло показаться, что имеет место противостояние конкретных личностей. Тем более, что президент ФК Динамо (Киев) Игорь Суркис лично представлял интересы клуба в суде, там же в Швейцарии был и Григорий Суркис, а я отстаивал в Лозанне позицию Федерации футбола Украины.

Но это не так. Для меня было важно не допустить футбольного сепаратизма в Украине. Ведь сегодня кто-то решил, что условный рубеж футбольной Украины в Мариуполе, а завтра это может быть Краматорск, Запорожье, Харьков, Днепр и другие города. И это после того, как федерация приложила немало усилий, чтобы вернуть большой футбол, в том числе и официальные международные матчи, в Одессу, Харьков и Днепр. Я не мог допустить, чтобы кто-то искусственно вырезал из футбольной карты страны целые города и болельщиков, которые там проживают.

Мы провели большую работу, за что я благодарен нашим юристам, швейцарским партнерам, которые помогали в этом деле, и всей команде специалистов ФФУ, которые отстаивали закон и равные условия для всех участников УПЛ. Также очень благодарен арбитрам CAS за прекрасно проведенную работу, хотя им было нелегко принять решение, особенно после показаний бывшего заместителя председателя СБУ Михаила Глуговского, который говорил очень неприятные вещи, что могли повредить подготовке к проведению финалов Лиги чемпионов УЕФА. Это была откровенная антигосударственная позиция.

- Сразу три представителя ФФУ приехали на заседание CAS для обжалования законности решений КДК и АК ФФУ ...

- Это очень неприятный эпизод, который требует отдельного анализа и оценки. Особенно удивила позиция и показания этих представителей ФФУ. В частности, письмо-обращение к председателю СБУ, датированное 23 мая 2017, в котором ставится под сомнение безопасность проведения матчей УПЛ в Мариуполе. Сама идея этого документа заключалась в том, чтобы убедить общественность и суд Лозанны, что "мариупольский вопрос" инициировала именно ФФУ, а не ФК Динамо (Киев). Хотя автор письма не имел права вести переписку с органами государственной власти от имени ФФУ, поскольку в этот период продолжалась реорганизация федерации, и все соответствующие полномочия были переданы комиссии по вопросам реорганизации.

Более того, нелогично, что вопрос, который поднял в своем письме в СБУ представитель ФФУ, до этого не обсуждался ни на заседании комитета по вопросам стадионов и безопасности проведения соревнований, ни на исполкоме, что является серьезным нарушением. Конечно, таким действиям уже дал свою оценку Комитет по этике и честной игре ФФУ. Хотя было бы честно, если бы эти люди сами подали соответствующие заявления еще до того, как решили публично выступить против позиции ФФУ.

Приведу собственный пример. Когда я работал вице-президентом ФФУ, возникла ситуация, когда моя позиция противоречила позиции остальных руководства организации, я написал заявление с просьбой приостановить полномочия до следующего конгресса, который должен рассмотреть целесообразность моего дальнейшего пребывания на этом посту. Все имеют право высказать свою позицию, для этого и проводятся заседания комитетов и Исполкома ФФУ, но если уже принято коллегиальное решение, то все обязаны его выполнять. Для того, чтобы обеспечить максимально демократическую процедуру принятия таких решений, в свое время и было инициировано расширение состава Исполкома ФФУ, где представлены все региональные организации и члены ФФУ, до 44-х человек.

Эти три представителя федерации имели возможность высказать свое мнение и повлиять на решение организации при обсуждении "мариупольского вопроса". Но после принятия решения они обязаны соблюдать его, а не стыдить ФФУ и всю страну на международной арене, что мы наблюдали в Лозанне.

- Какими вы видите отношения ФФУ и ФК «Динамо» (Киев) после завершения этого судебного процесса?

- В этой истории наконец нужно поставить точку, проанализировать все ошибки, сделать правильные выводы и, объединившись, направить совместные усилия на развитие украинского футбола. У меня есть много друзей среди руководства и футболистов клуба, за который мы все болеем в Лиге Европы и которому искренне желаем успеха. Нам сейчас очень нужны новые победы и новые трофеи отечественных клубов на международной арене, но они будут недоступны, если определяющими в украинском футболе станут личные симпатии или антипатии. Живой и очень болезненный для меня пример — ФК Днепр. Как президенту ФФУ и болельщику мне было очень больно наблюдать за тем, как клуб из моего родного Днепра потерял 29 очков по решениям дисциплинарных органов и опустился во вторую лигу, но закон — один для всех.

Надеюсь, что вскоре мы вместе с руководством ФК Динам» (Киев) будем вспоминать "мариупольскую историю" без обид. Главное, чтобы действовала простая истина: есть правила — и есть органы правосудия, которые контролируют соблюдение этих правил. Только такой подход позволит в перспективе выигрывать чемпионат, скажем, Заре, Ворскле, Александрии, Мариуполю, Карпатам и другим клубам, а в конечном итоге выигрывает весь украинский футбол.

Все мы помним сенсационный успех английского «Лестера», который доказал, что стать чемпионом может каждая команда, независимо от размера бюджета клуба и уровня звездности игроков. Но для этого нужна железная воля к победе и равные условия для всех участников соревнования.

Очень надеюсь, что в будущем с ФК Динамо (Киев) у нас не будет серьезных разногласий. Украине сейчас хватает внешних врагов, поэтому мы обязаны находить общий язык и вместе прилагать максимум усилий для развития отечественного футбола и страны в целом. Нужно объединяться и быть выше всяких мелких недоразумений. Я готов вместе с Игорем и Григорием Суркисом, как и президентами всех других клубов, сотрудничать ради будущего нашего футбола.