"Стараемся бороться с теми тренерами, которые используют непедагогические методы в своей работе"
 
- Александр Алексеевич, для начала хотелось бы конкретизировать структуру динамовской школы: в разное время Динамо были подконтрольны школы Восхода, Локомотива, другие. Какая ситуация с РВУФК? Есть ли соглашения о сотрудничестве с другими ДЮСШ?
 
- У нас одна структура с РВУФК. Все остальные — клубы, с которыми у нас есть договоренности о сотрудничестве. Это Зирка и Локомотив. Сотрудничество заключается в том, что эти клубы проводят занятия в определенные дни на наших полях на Нивках, в Конча-Заспе или же в манеже – опять-таки в Конча-Заспе. В свою очередь, мы имеем, скажем так, право первой ночи, приглашать к себе футболистов этих школ, которые представляют для нас интерес. Работаем на обоюдовыгодных условиях. Хотя, ради объективности, нужно сказать, что нам хотелось бы, чтобы это сотрудничество имело более реальные плоды для Динамо.
 
- То есть, сейчас вы недовольны таким партнерством?
 
- Нет. Но это проблема не только Локомотива, Зирки или других киевских команд. У нас в сентябре каждого года приезжают на просмотр дети. Так вот: из ста человек киевлян где-то 20, а то и меньше. К сожалению, можно констатировать факт, что в столице футбол играть негде, что мы забыли о дворовом футболе, и что желания играть, как такового, у детей немного. Итого, киевлян на просмотре меньше 20%.
 
- В первом своем интервью на посту старшего тренера Динамо вы озвучили первые шесть шагов, которые планируете сделать, чтобы школа клуба работала эффективно. Первое: вы сказали, что тренеры школы должны сесть за школьную парту и поучиться у лучших академий Европы. Что сделано в этом направлении? Кто и где конкретно был из детских тренеров?
 
- Если честно, то на предмет того, кто и где был, похвастаться особо нечем. А что касается остального, то мы непреклонно следуем правилу, что знания тренеров должны быть активными, то есть они должны совершенствоваться. Этому мы посвящаем довольно много времени: раз в неделю на тренерском совете на индивидуальных беседах во время всего тренировочного процесса, при проведении открытых уроков, которые проводят все тренеры Академии. Я считаю, что на сегодняшний день у тренеров более чем достаточно, возможностей для того, что совершенствоваться.
 
- А почему не можете похвастаться командировками тренеров за рубеж? Никто никуда не ездил?
 
- У нас Федоров и Беженар выезжали в Голландию, другие специалисты также были за границей. Но поверьте мне: для того, чтобы что-то там увидеть, двух-трех дней не то, что недостаточно, а здесь даже не о чем говорить. Для того чтобы говорить о конкретике, нужно отправить туда тренеров хотя бы на месяц.
 
- Есть ли какие-то конкретные вещи, о которых вы можете сказать: "Это увидели там-то, теперь используем это в работе школы Динамо"?
 
- Сказать, что мы что-то увидели, скопировали и теперь применяем в работе школы Динамо, было бы неправильно. Говорить о чьей-то конкретной школе тоже сложно, ведь мы следуем общим современным требованиям развития футбола. А главное требование на сегодняшний день – интеллект футболиста. То есть, ребенку, который ходит в нашу школу, мы обязаны привить и развивать футбольный интеллект. Это направление работы мы стараемся выдерживать, и стараемся бороться с теми тренерами, которые используют непедагогические методы в своей работе.
 
- Что за методы?
 
- А вы придите и посмотрите первенство города. Вы услышите лексику тренеров, которые работают с детьми, и вы сразу все поймете.
 
- В Динамо подобные случаи были вами замечены? Применяли санкции к этим специалистам?
 
- До санкций у нас не доходило. Но – да – пару тренеров у нас были, которым пришлось объяснять, что если и дальше будут крики и требования такого порядка, то будем их наказывать.
 
"За 2 года уволил порядка шести тренеров школы"
 
- Второй шаг: вы сказали, что будет введена обязательная система тестирования, начиная с 12-летнего возраста. В него будет включаться педагогическое, компьютерное тестирование, нормативы техники владения мячом. Эта система сейчас работает успешно?
 
- Эта система не может работать успешно или неуспешно. Она была введена с целью объективности показателей юных футболистов и положения дел в команде. Основные требования к игрокам в школе Динамо, это — наличие определенных качеств. В том числе, например, скоростной подготовки, координационных способностей, и так дальше. Для определений этих качеств тестирования и проводятся. Их мы проводим при участии научной группы Федерации футбола и киевского Динамо. Сегодня мы имеем объективные данные о футболистах, которые находятся сегодня в нашей школе.
 
- Вы эту систему переняли у кого-то?
 
- Нет. Это трафаретное. Таки требования были и 20 лет назад. Если игрок фланговый, значит, у него должна быть выше скорость, если игрок центра, то он должен быть немного больше габаритами, и так дальше. Но все это дело должно иметь документальное подтверждение. Сидеть и говорить о скорости игрока – это в прошлом. Сейчас включаешь компьютер, и он показывает скорость футболиста.
 
- Третье: вместо учетной карточки вы должны были ввести паспорт футболистов с их подробными данными. Сейчас вы об этом и говорили?
 
- Да. Все данные тестирований внесены в индивидуальные паспорта футболистов. То есть тренер, к которому переходит игрок из другой возрастной группы, может легко посмотреть в его паспорт, и проанализировать его игровые данные.
 
- Четвертый шаг: обучение на семинарах УЕФА для тренеров. Теперь это обязательная программа для всех?
 
- Естественно. У нас большая группа тренеров учится для получения лицензий различного уровня: Б, А, Pro. То есть, этому компоненту мы придаем очень большое значение, а руководство клуба оплатило учебу всех этих тренеров.
 
- За два года работы вы могли ознакомиться с уровнем знаний и умений детских тренеров Динамо. Как в целом оцените этот уровень по десятибалльной шкале?
 
- Понимаете, уровень определяется, наверное, результатами их работы. А результат оставляет желать лучшего. Недавно закончились финалы детского чемпионата Украины в разных возрастных категориях. И если мы взяли только одно первое место, то это настраивает нас на то, что работать нужно лучше, работать нужно больше. Президент клуба Игорь Суркис поставил нам неудовлетворительную оценку за проведенные финалы. Его оценка принята и уже сделаны соответствующие выводы по ряду тренеров, которые заняли места неподобающие Динамо. И мы будем работать над тем, чтобы результаты улучшались. Потому что говорить о том, что результат на этой стадии развития игроков неважен, неправильно. Результат важен. Что это за игроки хорошего уровня, которые не способны сделать результат?
 
- Вы сказали о выводах, относительно тренеров. А сколько наставников за 2 года работы в Динамо вы уволили из-за профнепригодности?
 
- Я бы не стал говорить именно о профнепригодности. Если мы расстались с рядом тренеров – не с одним и даже не двумя – то этому были причины другого порядка, нежели их квалификация, как тренеров.
 
- А какого тогда порядка?
 
- Наверное… Как бы это правильно сформулировать… Наверное, нужно говорить об их профессиональном отношении не только к футбольным обязанностям, но и к бытовым, жизненным. То есть, тогда, когда футбол становился источником потребления чего-то, то я считаю, что от этого страдало дело. Поэтому мы расстались с группой тренеров.
 
- О каком количестве наставников идет речь?
 
- Это порядка шести человек. Но уже сейчас, кстати, со многими из них у меня нормальные отношения, и они дают знать мне, что хотели бы вернуться в школу Динамо. Возможно, это вопрос времени, потому что кто из нас не ошибался?
 
- Фамилии этих тренеров вы  можете назвать?
 
- Нет. Не буду этого делать.
 
"Ставицкий и Сарнавский еще не были в Шахтере, когда мы увольняли Шабельникова. Но я был уверен, что этим все может закончиться"
 
- Но одна фамилия известна всем: Шабельников. Недавно в интервью нашему сайту Валерий Владимирович заявил, что в хороших отношениях с вами.
 
- Нормальных.
 
- Тогда возникает логичный вопрос: решение о его увольнении было лично ваше или высшего руководства клуба?
 
- Это было решение и не мое лично, и не высшего руководства. Это было решения тренерского совета, в который входили Онищенко, Шпаков, Жариков и Ищенко, то бишь, я. И мы посчитали, что за то, что два таких перспективных вратаря (Ставицкий и Сарнавский. – А.В.), которые сейчас находятся в структуре Шахтера (хотя на то время они еще не были в Шахтере, но я, например, был уверен, что этим дело могло закончиться) были отчислены из школы Динамо, должен кто-то ответить. Это был Валерий Шабельников.
 
- У вас есть причины думать, что не просто так эти вратари были отчислены из школы Динамо, и не просто так они со временем оказались именно в Шахтере?
 
- Так мы и руководствовались тем, что если игрока в ноябре признают лучшим вратарем, а в феврале он становится профнепригоден, то как-то это неправильно. Если один из вратарей по результатам тестирования вообще занимает третье место в команде, а мы, опять-таки, пишем служебку, что он профнепригоден, — и это в таком-то возрасте – 13 лет!.. За руку я никого не держал, а огульно обвинять кого-то не хочу. Надеюсь, что это была просто профессиональная ошибка. Да и кто из нас не ошибался в определении таланта в юных футболистов. Тот же Тимощук ведь воспитанник динамовской школы. Но его же освободили из клуба, посчитав, что он не подходит команде. Более того, возможно, на то время он и не подходил! Но через некоторое время он стал основным игроком Волыни, а спустя несколько лет — Шахтера и сборной Украины. Поэтому на приведенном мной примере нужно осторожно давать оценку происходящему.
 
- Господин Шабельников утверждает, что на время отчисления из школы Сарнавского он даже не был старшим тренером той возрастной категории, и ею руководил Рудаков, в то время как Шабельников был всего лишь его помощником.
 
- Нам эту тему лучше закрыть, потому что о покойном Евгении Васильевиче Рудакове мы с вами говорить же не будем?
 
- Согласен. Но еще один вопрос о Шабельникове задам – если не захотите, не отвечайте: он сказал, что с радостью вернулся бы в Динамо. Возможно ли такое развитие событий?
 
- У нас есть президент клуба и главный тренер футбольной школы. Если такой вопрос будем на повестке дне, мы будем его рассматривать.
 
- О пятом шаге: вы говорили о необходимости создания турниров высокого уровня и регулярных матчей против топ-клубов Европы. Все ли удалось в этом контексте?
- В какой-то мере, да, в какой-то – нет. Тот московский топ-турнир, в котором мы принимали участие, совместно с Барселоной, Бенфики, Тоттенхемом, Селтика и Спартака, вы же сами понимаете  сыграть пять поединков с такими соперниками на базе Спартака в идеальных условиях, это дорогого стоит. Не менее интересны были турниры, в которых участвовали младшие группы: в Риге, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Считаю, что во многом выполнили тот план, который президент утверждает нам на весь год. И я благодарю руководство клуба, что, несмотря на все трудности, мы были полностью профинансированные во всех турнирах. Надеюсь, что турнир, который мы надеемся провести в ноябре ко дню освобождения Киева, так же пройдет на высоком уровне. Сейчас есть договоренность об участии таких клубов, как Бон (Германия), Тулуза (Франция), Спартак (Москва), Зенит (Санкт-Петербург), Академия Коноплева (Тольятти), школа Чертаново. Если нам удастся провести этот турнир, я буду считать это успешным завершением года в этом направлении.
 
- Что говорят о динамовской школы европейские коллеги?
 
- Говорить можно много. Но главным показателем была игра на футбольном поле. Несмотря на то, что после первой победы над Бенфикой (3:1) в остальных матчах мы проиграли, я бы отметил, что выглядели мы достойно. В том числе – в матче с Барселоной, в котором вели 1:0, но, в конце концов, поиграли 1:2. Также лучшим полузащитником турнира был признан игрок нашего клуба Цыганков, а это о чем-то говорит при таком представительстве. Было много моментов, на которые мы обращали внимание в работе наших коллег, но я остаюсь при своем мнении, что у нас есть свой путь, и мы по нему должны следовать и развиваться, чтобы выглядеть достойно в футбольной Европе.
 
- Шестое: финансовая мотивация для тренеров, которую вы хотели ввести. Она тоже работает?
 
- Я бы сформулировал это немножко иначе. Объективности ради, стоит отметить, что никто из детских тренеров больших денег не зарабатывает. Да и не думаю, что работающие в школах тренеры, ставят перед собой такую цель. Основная их задача – стать профессиональным тренером. Многие бывшие футболисты Динамо, работающие у нас, откровенно говорят о том, что у них нет навыков, чтобы работать сейчас наставником взрослой команды. Это касается и Венглинского, и Яшкина, и других. Поверьте мне, уже через полгода эти тренеры знали, в какой руке держать секундомер и свисток, что такое конспект занятия и как его использовать. Вот эти фундаментальные азы подготовки проходить им просто необходимо.
 
"Есть распоряжение по футбольному клубу, что старшие команды U-16 и U-17 играют по схеме в два нападающих, а U-13 и U-14 — в три"
 
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о принципах работы школы. Все начинается с отбора детей с 6 до 17 лет, а последний такой конкурсный набор состоялся в прошлом сентябре, правильно?
 
- Да. Отбор проходил по выходным в течение всего месяца, а на сайте у нас есть требования, которые мы предъявляем футболистам. В мае у нас происходит пик селекционного периода, который происходит круглогодично.
 
- Сколько претендентов было на одно место в среднем в разных возрастных категориях во время последнего отбора?
 
- В различных возрастных категориях у нас прошло около 570 человек.
 
- А прошло отбор сколько?
 
- Мы набрали две группы по 20 человек – это 40. И 12 – во все остальные. Вот и посчитайте – 52 человека. То есть в среднем на одно место было 10 человек.
 
- Какова тенденция: чем моложе возрастная группа, тем, скажем, меньше желающих тренироваться в школе Динамо, или, возможно, наоборот?
 
- Наоборот. Маленькие рвутся в бой. Но это понятно, ведь там набор объемней. Там только создаются группы.
 
- Критерии отбора в нескольких предложениях описаны на соответствующей странице клубного сайта. Если говорить подробнее, отбор происходит визуально благодаря тренерской оценке или существует какая-то четкая система, одинаковая для всех тренеров?
 
- Есть одинаковые требования, которые касаются в первую очередь двигательной активности. Ребенок должен иметь представление, что такое футбольный мяч, — это два. И третье – самое важное на первом этапе – сделать так, чтобы ребенок хотел заниматься далее. Чтобы он просыпался и говорил: "Папа, у меня тренировка". Да, не забывая о том, что нужно идти в школу, но на тренировку он тоже должен рваться.
 
- Руководитель Академии Спортинга в одном из интервью рассказывал, что до 12 лет детей принимают в их школу только по одному признаку: нестандартность хода мыслей на футбольном поле, креатив мышления. Остальные, по его словам, — дело наживное. Сравните, пожалуйста, подход в Динамо и согласны ли вы с этими словами?
 
- Мне нравится в этом смысле постулат мадридского Реала, который звучит так: "Нам солдаты не нужны". Мы тоже следуем этому принципу и понимаем, что сейчас в моде интеллектуальные футболисты. То есть, мы акцентируем внимание на том, что футболисты должны быть в первую очередь умными и креативными. И мы всячески развиваем в них эти качества. То есть во главе угла с самого маленького возраста – личность.
 
- А я слышал много историй о том, что в Динамо всегда строго присматривались к росту игрока, и низких берут неохотно.
 
- Мунтян, Трошкин, Дмитрулин, Косовский разве были высокого роста? Таких примеров можно найти десятки. Так что это миф.
 
- С какого возраста начинается серьезное обучение тактике?
 
- Есть определенные методические требования. Вначале идет индивидуальная работа с игроками. А с 13 лет они начинают знакомиться с групповой и командной тактикой. Тренеры эти требования знают. Что во Франции, что в Италии и что у нас, эти требования практически идентичные.
 
- Существуют ли требования об унифицированной тактической схеме для команд всех возрастов, чтобы впоследствии игрокам было легче интегрироваться во взрослые команды Динамо?
 
- Нет. И одной такой схемы быть не должно. Каждая команда должна иметь хотя бы три схемы ведения игры, и мы на этом акцентируем свое внимание, как говорят журналисты, "первым номером", "вторым", прессингуя, и так далее. Юные футболисты должны развиваться всесторонне, таким образом, мы следуем тенденциям современного футбола об универсальности игроков.
 
- Виктор Скрипник, работающий в структуре Вердера, рассказывал, что в их школе командам, по протекции тогда еще Томаса Шаафа, запрещено играть по схеме с менее, чем двумя нападающими.
 
- У нас тоже есть распоряжение по футбольному клубу, что старшие команды U-16 и U-17 играют по схеме в два нападающих, а U-13 и U-14 — в три нападающих, то есть по схеме 4-3-3.
 
- Это требование Олега Блохина?
 
- Это требование клуба.
 
Анатолий Волков, Football.ua
 
Продолжение следует.