- Но одна фамилия известна всем: Шабельников. Недавно в интервью нашему сайту Валерий Владимирович заявил, что в хороших отношениях с вами.
- Нормальных.
- Тогда возникает логичный вопрос: решение о его увольнении было лично ваше или высшего руководства клуба?
- Это было решение и не мое лично, и не высшего руководства. Это было решения тренерского совета, в который входили Онищенко, Шпаков, Жариков и Ищенко, то бишь, я. И мы посчитали, что за то, что два таких перспективных вратаря (Ставицкий и Сарнавский. – А.В.), которые сейчас находятся в структуре Шахтера (хотя на то время они еще не были в Шахтере, но я, например, был уверен, что этим дело могло закончиться) были отчислены из школы Динамо, должен кто-то ответить. Это был Валерий Шабельников.
- У вас есть причины думать, что не просто так эти вратари были отчислены из школы Динамо, и не просто так они со временем оказались именно в Шахтере?
- Так мы и руководствовались тем, что если игрока в ноябре признают лучшим вратарем, а в феврале он становится профнепригоден, то как-то это неправильно. Если один из вратарей по результатам тестирования вообще занимает третье место в команде, а мы, опять-таки, пишем служебку, что он профнепригоден, — и это в таком-то возрасте – 13 лет!.. За руку я никого не держал, а огульно обвинять кого-то не хочу. Надеюсь, что это была просто профессиональная ошибка. Да и кто из нас не ошибался в определении таланта в юных футболистов. Тот же Тимощук ведь воспитанник динамовской школы. Но его же освободили из клуба, посчитав, что он не подходит команде. Более того, возможно, на то время он и не подходил! Но через некоторое время он стал основным игроком Волыни, а спустя несколько лет — Шахтера и сборной Украины. Поэтому на приведенном мной примере нужно осторожно давать оценку происходящему.
- Господин Шабельников утверждает, что на время отчисления из школы Сарнавского он даже не был старшим тренером той возрастной категории, и ею руководил Рудаков, в то время как Шабельников был всего лишь его помощником.
- Нам эту тему лучше закрыть, потому что о покойном Евгении Васильевиче Рудакове мы с вами говорить же не будем?
- Согласен. Но еще один вопрос о Шабельникове задам – если не захотите, не отвечайте: он сказал, что с радостью вернулся бы в Динамо. Возможно ли такое развитие событий?
- У нас есть президент клуба и главный тренер футбольной школы. Если такой вопрос будем на повестке дне, мы будем его рассматривать.
- О пятом шаге: вы говорили о необходимости создания турниров высокого уровня и регулярных матчей против топ-клубов Европы. Все ли удалось в этом контексте?
- В какой-то мере, да, в какой-то – нет. Тот московский топ-турнир, в котором мы принимали участие, совместно с Барселоной, Бенфики, Тоттенхемом, Селтика и Спартака, вы же сами понимаете сыграть пять поединков с такими соперниками на базе Спартака в идеальных условиях, это дорогого стоит. Не менее интересны были турниры, в которых участвовали младшие группы: в Риге, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Считаю, что во многом выполнили тот план, который президент утверждает нам на весь год. И я благодарю руководство клуба, что, несмотря на все трудности, мы были полностью профинансированные во всех турнирах. Надеюсь, что турнир, который мы надеемся провести в ноябре ко дню освобождения Киева, так же пройдет на высоком уровне. Сейчас есть договоренность об участии таких клубов, как Бон (Германия), Тулуза (Франция), Спартак (Москва), Зенит (Санкт-Петербург), Академия Коноплева (Тольятти), школа Чертаново. Если нам удастся провести этот турнир, я буду считать это успешным завершением года в этом направлении.
- Что говорят о динамовской школы европейские коллеги?
- Говорить можно много. Но главным показателем была игра на футбольном поле. Несмотря на то, что после первой победы над Бенфикой (3:1) в остальных матчах мы проиграли, я бы отметил, что выглядели мы достойно. В том числе – в матче с Барселоной, в котором вели 1:0, но, в конце концов, поиграли 1:2. Также лучшим полузащитником турнира был признан игрок нашего клуба Цыганков, а это о чем-то говорит при таком представительстве. Было много моментов, на которые мы обращали внимание в работе наших коллег, но я остаюсь при своем мнении, что у нас есть свой путь, и мы по нему должны следовать и развиваться, чтобы выглядеть достойно в футбольной Европе.
- Шестое: финансовая мотивация для тренеров, которую вы хотели ввести. Она тоже работает?
- Я бы сформулировал это немножко иначе. Объективности ради, стоит отметить, что никто из детских тренеров больших денег не зарабатывает. Да и не думаю, что работающие в школах тренеры, ставят перед собой такую цель. Основная их задача – стать профессиональным тренером. Многие бывшие футболисты Динамо, работающие у нас, откровенно говорят о том, что у них нет навыков, чтобы работать сейчас наставником взрослой команды. Это касается и Венглинского, и Яшкина, и других. Поверьте мне, уже через полгода эти тренеры знали, в какой руке держать секундомер и свисток, что такое конспект занятия и как его использовать. Вот эти фундаментальные азы подготовки проходить им просто необходимо.
"Есть распоряжение по футбольному клубу, что старшие команды U-16 и U-17 играют по схеме в два нападающих, а U-13 и U-14 — в три"
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о принципах работы школы. Все начинается с отбора детей с 6 до 17 лет, а последний такой конкурсный набор состоялся в прошлом сентябре, правильно?
- Да. Отбор проходил по выходным в течение всего месяца, а на сайте у нас есть требования, которые мы предъявляем футболистам. В мае у нас происходит пик селекционного периода, который происходит круглогодично.
- Сколько претендентов было на одно место в среднем в разных возрастных категориях во время последнего отбора?
- В различных возрастных категориях у нас прошло около 570 человек.
- А прошло отбор сколько?
- Мы набрали две группы по 20 человек – это 40. И 12 – во все остальные. Вот и посчитайте – 52 человека. То есть в среднем на одно место было 10 человек.
- Какова тенденция: чем моложе возрастная группа, тем, скажем, меньше желающих тренироваться в школе Динамо, или, возможно, наоборот?
- Наоборот. Маленькие рвутся в бой. Но это понятно, ведь там набор объемней. Там только создаются группы.
- Критерии отбора в нескольких предложениях описаны на соответствующей странице клубного сайта. Если говорить подробнее, отбор происходит визуально благодаря тренерской оценке или существует какая-то четкая система, одинаковая для всех тренеров?
- Есть одинаковые требования, которые касаются в первую очередь двигательной активности. Ребенок должен иметь представление, что такое футбольный мяч, — это два. И третье – самое важное на первом этапе – сделать так, чтобы ребенок хотел заниматься далее. Чтобы он просыпался и говорил: "Папа, у меня тренировка". Да, не забывая о том, что нужно идти в школу, но на тренировку он тоже должен рваться.
- Руководитель Академии Спортинга в одном из интервью рассказывал, что до 12 лет детей принимают в их школу только по одному признаку: нестандартность хода мыслей на футбольном поле, креатив мышления. Остальные, по его словам, — дело наживное. Сравните, пожалуйста, подход в Динамо и согласны ли вы с этими словами?
- Мне нравится в этом смысле постулат мадридского Реала, который звучит так: "Нам солдаты не нужны". Мы тоже следуем этому принципу и понимаем, что сейчас в моде интеллектуальные футболисты. То есть, мы акцентируем внимание на том, что футболисты должны быть в первую очередь умными и креативными. И мы всячески развиваем в них эти качества. То есть во главе угла с самого маленького возраста – личность.
- А я слышал много историй о том, что в Динамо всегда строго присматривались к росту игрока, и низких берут неохотно.
- Мунтян, Трошкин, Дмитрулин, Косовский разве были высокого роста? Таких примеров можно найти десятки. Так что это миф.
- С какого возраста начинается серьезное обучение тактике?
- Есть определенные методические требования. Вначале идет индивидуальная работа с игроками. А с 13 лет они начинают знакомиться с групповой и командной тактикой. Тренеры эти требования знают. Что во Франции, что в Италии и что у нас, эти требования практически идентичные.
- Существуют ли требования об унифицированной тактической схеме для команд всех возрастов, чтобы впоследствии игрокам было легче интегрироваться во взрослые команды Динамо?
- Нет. И одной такой схемы быть не должно. Каждая команда должна иметь хотя бы три схемы ведения игры, и мы на этом акцентируем свое внимание, как говорят журналисты, "первым номером", "вторым", прессингуя, и так далее. Юные футболисты должны развиваться всесторонне, таким образом, мы следуем тенденциям современного футбола об универсальности игроков.
- Виктор Скрипник, работающий в структуре Вердера, рассказывал, что в их школе командам, по протекции тогда еще Томаса Шаафа, запрещено играть по схеме с менее, чем двумя нападающими.
- У нас тоже есть распоряжение по футбольному клубу, что старшие команды U-16 и U-17 играют по схеме в два нападающих, а U-13 и U-14 — в три нападающих, то есть по схеме 4-3-3.
- Это требование Олега Блохина?
- Это требование клуба.
Анатолий Волков, Football.ua
Продолжение следует.