Первая часть здесь
 
«...Шарпар – это пример человека, который не испугался трудностей»
 
- Леонид Семенович, ДЮСШ Металлурга работает по своей собственной программе или удалось позаимствовать методы какой-то ведущей академии или школы и успешно их внедрить?
 
- Понятно, что тренеры постоянно изучают разные материалы, ищут что-то новое, но это не значит, что мы действуем по заимствованным принципам. У нас есть свой хороший опыт и понимание педагогики.
 
- В интервью нашему сайту тренер ДЮСШ киевского Арсенала говорил, что у школы этого клуба нет четкой программы и системности. В Металлурге есть единый курс, по которому синхронно двигаются все возрастные группы? Или каждый сам по себе?
 
- Нет, у нас не имеется единой прописанной программы. Понятно, что не каждый сам по себе, все-таки ДЮСШ – целостная структура со своими принципами. Но я считаю, что тренеров нельзя загонять в одни рамки. Каждый наставник – как художник, как писатель, и нельзя стоять у него над душой и рассказывать, как творить. Каждый имеет право на импровизацию, и что-то свое. Если мы превратим их всех в ремесленников, толку будет мало.
 
- Сейчас во многих академиях Европы все возрастные группы играют по одной схеме. В Металлурге придерживаются этой тенденции?
 
- Вот когда полностью наладим контакты с первой командой, тогда и будем работать подобным образом. Я всегда приглашал главных тренеров клуба в ДЮСШ, чтобы они подсказывали нам и высказывали свои пожелания. Надеюсь, сейчас у нас будут одинаковые взгляды и одно мышление. А раньше как таковой взаимосвязи не было.
 
- Часто ли к вам приходят устраиваться выпускники институтов физкультуры и каков их уровень?
 
- Нечасто, но приходят. Однако, к сожалению, все равно не хватает специалистов. Вот в этом году надо кого-то поставить на набор, а вот кого – не знаю. Хоть самому становись (смеется). Это уже не говоря о желании видеть двух тренеров для одного возраста.
 
- Имеют ли тренеры возможность ездить на стажировку за границу?
 
- Нет, у нас такого не было, и, наверное, уже не будет. Игорь Дворецкий, в прошлом хозяин клуба, обещал, что такая возможность появится. Но в итоге – ничего. Разве что ФФУ чем-то подсобит. В том году наш старший тренер Владимир Шаповалов ездил со сборной Украины в Молдавию, увидел других тренеров, пообщался, посмотрел, набрался какого-то опыта. Это хорошее начинание.
 
- Сейчас многие жалуются, что тренеры обленились и не ищут, как раньше, ребят по школам и дворам. Так ли это?
 
- Нет, у нас с этим проблем нет. Мы каждый год проводим смотры в разных районах. Также ежегодно организовываем такой себе праздник футбола в обычных школах. Я еду в Районный отдел народного образования, они проводят совещание, уведомляют школы, и с каждой из них прибывает группа детей, но только с первого, второго и третьего классов. Потом открываем праздник, дети играют в футбол, а тренеры тем временем замечают интересных ребят и берут их «на карандаш». Кто отметился, просим проделать отдельные упражнения, обязательно общаемся с тренером, потом начинаем работать с родителями. Сначала советуем ходить в наш районный филиал, а затем уже приезжать и в ДЮСШ. Так что мы не спим (улыбается). К тому же у нас есть специальный человек, который организовывает эту работу.
 
- Какие главные критерии отбора в ДЮСШ запорожского Металлурга?
 
- Поначалу мы берем всех. Вся желающая малышня не остается без внимания и зачисляется в нашу школу. А вот если мальчику уже, к примеру, 12 лет, и он нигде не занимался раньше, тогда на него посмотрит тренер и определит, есть ли у парня перспективы. Главное, чтобы ребенок обладал скоростью, имел хорошее телосложение, здоровье, и, конечно же, чтобы жил футболом, а не был безразличен. Глаза должны гореть! Хотя бывает и такое, что футболист регрессирует. Учился у нас один паренек, маленький, шустрый, не давал никому себя обыграть. А потом остановился в росте, и потихоньку все его обогнали. Так что, как видим, развитие детей очень нестабильное, и не надо бросаться в крайности, когда ребенок идет на спад.
 
- Сколько детей отчисляют из ДЮСШ каждый год?
 
- Я бы не сказал, что ребята покидают нас лишь после того, как их отчислят. Кто-то сам уходит, кому-то предлагают попробовать себя в других видах спорта или сосредоточиться на учебе. В среднем же из 80-ти человек до спецкласса доходят 25-30. Остальные же уходят в другие школы, где могут получить шанс. Вспомнить того же Вячеслава Шарпара. Он был очень слабенький, не попадал в основной состав. Шарпар проигрывал конкуренцию другим ребятам, сборникам. И тут Вячеславу предложили перейти в Торпедо, он заявился за эту команду. Тренировался с нами, а играл за них. В итоге из его возраста с Металлургом подписали контракт 12 человек, но Шарпар и близко туда не попадал. Сейчас же из тех 12-ти на виду лишь Евгений Писоцкий, а Вячеслав играет в Арсенале. Вот яркий пример, который я часто привожу детям, что человек хотел играть и не испугался трудностей. Если ты предан футболу и можешь играть, все равно тебя заметят.
 
«Отцу Кривцова на Запорожстали сказали: «Если сын уйдет из команды, то ты уйдешь с работы»
 
- Часто приходится слышать о фактах переманивания игроков из ДЮСШ одного клуба в школу другого. А помните ли вы случаи, когда удавалось сохранить кого-то из ребят, которых в раннем возрасте порывались заполучить именитые клубы?
 
- Помню, как было с Сергеем Кривцовым. Он регулярно вызывался в сборную, и со временем его начал обхаживать Шахтер. 350 тысяч долларов давали Горняки. Но мы говорили: «Сережа, не спеши». Все объясняли отцу. Правда, он тогда работал на «Запорожстали» и ему там сказали: «Если сын сейчас уйдет из команды, то и ты уйдешь с работы». Так и уладили вопрос. В итоге Кривцов стал лидером сборной, чемпионом Европы. Потом Шахтер снова его приглашает, но уже за пару миллионов.
 
Кстати, помню одну историю, связанную с Кривцовым. В тот год, когда он переехал в Донецк, отец Сергея ждал его в гости на свой день рождения. Вот именинник стоит на балконе, ждет сына, и тут видит – едет машина классная, Мерседес, с бантом на крыше. «Смотри, наверное, кто-то выиграл в лотерею», — подумал тогда отец. Но тут из машины вышел Сергей, поднялся в квартиру и вручил папе ключи, преподнеся их в подарок в честь праздника. Парень ушел из команды и поблагодарил отца за то, что тот помог ему вырасти!
 
Так что не надо спешить, заиграйте у себя дома, а потом уже решайте, как быть дальше. Возможно, даже сам клуб будет заинтересован продать вас за хорошие деньги в нормальную команду.
 
- Говорят, что Андрей Близниченко в Днепр переходил не совсем чисто.
 
- Да, не совсем чисто. Но винить один Днепр я не могу. Здесь и наше тогдашнее руководство сплоховало. Думаю, нужные люди под шумок воспользовались ситуацией, и не пожалели об этом.
 
- Какие рецепты борьбы в таких случаях?
 
- Надо организовать деятельность по региональному принципу. Есть одна область, вот в ее границах и действуйте. Приглашать же ребят из других областей нельзя. Тогда действительно будут соревноваться лучшие с лучшими. А так всех видных собирают в одном месте, в Динамо или Шахтере, и потом они на одной ноге будут всех обыгрывать, и не расти сами. Когда образуются равные составы, тогда заработает и спортивный принцип, все нормализуется.
 
- Всегда Металлург славился своими вратарями. В чем секрет подготовки голкиперов?
 
- Мы не ищем готовых вратарей, а просто даем возможность им развиваться. Вот когда у нас еще был Станислав Богуш, то в ДЮСШ не было специального тренера вратарей, и никто не делал акцент на его подготовке. Такой специалист появился у нас только в 2001-м, когда мы на полставки взяли Виктора Жука.
 
Но мы дали ему возможность выступать в финальной части за другую команду, из Кривого Рога, с которой он стал чемпионом Украины. Тогда, помню, меня едва не выгнали с работы, мол, как же отдали парня, ведь могут увезти! Но я сказал: «Не переживайте, он вернется, и все будет хорошо». Вот так парень и вырос. Кстати, с Богушем тогда в Кривой Рог ездил и Алексей Годин.
 
- В одной из групп киевского Динамо учатся практически все дети политической элиты Украины: Фирташ, Левочкин, Суркис, а также дети бывших футболистов. Сложно поверить, что их всех объединил там футбольный талант. Как у вас с этим обстоят дела? Много детей запорожских депутатов городской думы в ДЮСШ?
 
- Честно говоря, сейчас у нас таких нет. В одно время в школе занимался мальчик 1995 г.р., внук Виталия Антоновича Сацкого, многолетнего директора Запорожстали. Он очень много сделал для Металлурга, здесь он очень уважаемый человек. И вот его внук оказался в нашей ДЮСШ. Я вызвал Рудыку (Александр Павлович, старший тренер-преподаватель ДЮСШ. — прим. М.С.) и говорю, мол, Саша, пойми, ребенок не совсем простой. А он мне в ответ: «Леонид Семенович, я все понимаю, с него спрос, как и со всех, и отношение к нему обычное. Но он слабенький...» На этом решили, что пусть мальчик занимается, выгонять не будем. Прошло время, он немного позанимался и сам ушел. Потом как-то я был в горисполкоме, и встретился там с папой этого мальчишки, депутатом городского совета. Он меня тихонько позвал в сторону и начал просить за сына. Потом же говорит: «Скажите тренеру, пусть он придет сюда, в горисполком». А я ему в ответ: «Нет, тренер сюда не придет. Хотите, чтобы ваш ребенок занимался – пускай приходит, работает…» Но он был слабенький, явно не дотягивал до уровня сверстников, и в основу не попадал бы. По блату в футбол ничего не наиграешь.
 
- Как-то мне один тренер говорил, что считает нормальным держать несколько таких ребят, ведь благодаря их папам или другим родственникам школа получает дополнительное финансирование...
 
- Возможно и такое. Если взять того же внука Сацкого, то, честно говоря, я бы и так с радостью принял его в нашу ДЮСШ, ведь Сацкий очень много сделал для школы. Но играть бы парень все равно не смог. Если бы он хоть чуть-чуть задвигался, начал развиваться, то может быть. Но есть такие люди, которым не дано. Однако есть и другие примеры. Сейчас у нас занимается сын одного важного человека, но мальчик играет, двигается. Да, немного не хватает скорости, но ребенок умница, понимает и ведет игру, отдает передачи, не жадный. А отец помогает. Да, не всей школе, но группе своего сына оказывает поддержку. Все об этом знают, и ничего такого в этом нет. Ведь к этому его стимулируют успехи сына и любовь к футболу. Вспомнить ту же финальную часть последнего чемпионата. Именно этот папа нашел возможность отправить ребят в Сваляву на два дня раньше, чтобы ребята смогли адаптироваться.
 
- Сотрудничает ли МЗ на уровне детского футбола с зарубежными клубами?
 
- Нет, к сожалению, подобных возможностей у нас никогда не было. На местном уровне мы сотрудничаем со многими школами, но не более.
 
- Клуб достаточно финансирует свою ДЮСШ? Какую долю финансовой поддержки родители берут на себя?
 
- В младших возрастных группах у нас все платно, старшие же (начиная с 14-ти лет) учатся за счет клуба, им и стипендию выплачивают. Спецклассам дают питание, приезжим помогаем. У нас нет ни перед кем долгов, бюджет соблюдается четко. Однако нет продвижения вперед. Хотелось бы лучшего, но пока все по-старому.
 
- Но все же есть моменты организационного характера, которые хотелось бы подтянуть?
 
- Есть намерения привлекать детей не с шести, а с пяти лет. Но, увы, для этого не хватает тренеров. То же касается и тренера вратарей, который у нас один, а я хотел бы видеть в ДЮСШ двух таких специалистов.
 
- Какие планы по улучшению ДЮСШ?
 
- Если бы нам позволили взять хотя бы еще одну квартиру для приезжих ребят, было бы очень здорово. А еще лучше – организовать небольшой мини-интернат, человек на 20. Да еще бы и поле натуральное. Часто детям приходится тренироваться на искусственном покрытии, а играть на обычном, а делать этот переход не так и просто.
 
Максим Сухенко, Football.ua