Роберто Пруццо трижды становился лучшим бомбардиром чемпионата Италии в составе Ромы. С Волками он стал обладателем скудетто, четыре раза брал национальный кубок и вошел в историю как единственный итальянский футболист, забивший пять голов в одном матче (дело было в 1986-м, жертвой джалло-росси стало тогда Авеллино). Долгое время Пруццо оставался самым результативным игроком, когда либо выступавшим за римскую команду (его рекорд шесть лет назад побил Франческо Тотти), а сумма его трансфера из Дженоа в Рому в 1978 году составила три миллиарда лир - столько за футболиста в Италии на то время не платил еще никто. Все это легко объясняет, почему Роберто вошел в Пантеон легенд Ромы, заняв почетное место среди других выдающихся романисти.

Но у болельщиков Дженоа на счет Пруццо другое мнение - они считают, что самый важный свой гол аттакканте забил, именно выступая за Грифонов - 13 марта 1977 года в дерби Маяка.

В Риме его называли Un Bomber ("Бомбардир"), но красно-синия часть Генуи именовала Пруццо куда более емко O Rey. Для тех, кто не знает, с португальского это словосочетание переводится как "король" и именно такое прозвище носил легендарный Пеле. "Дерби Пруццо", "Дерби Короля из Крочефьески" - пестрели заголовками газеты на следующий день после того, как Роберто на Стадио Марасси принес Грифонами победу над Сампдорией, первую за тринадцать с половиной лет. Подсластил успех и еще и тот факт, что блу-черкьяти боролись за выживание, и очки им были нужны как никогда. Грифоны, однако, не остановились на том, что обыграли соседей - до конца чемпионата они еще и успели слить Болонье с Фоджей, которые были главными конкурентами Сампа! В итоге миссия была выполнена - заняв 14-е место, Дория понизилась в классе.

"Для наших тифози эта победа стала особенной не только потому, что дерби всегда были принципиальными матчами - мы помогли Сампдории вылететь, наши болельщики были на седьмом небе от счастья", - вспоминает Пруццо.

Впрочем, начало матча не прочило Дженоа триумфа. Уже на третьей минуте в воротах Серджо Джирарди расписался Лучано Дзеккини - стоппер Сампа, тот человек, главной задачей которого было как раз нейтрализовать Пруццо. Лучано подобрал мяч на своей половине поля, пошел вперед, сыграл в стенку с Савольди и метров с 25-ти с правой выстрелил без шансов для портьере. 50 тысяч зрителей вскочили со своих мест (правда, сидеть на таком матче могли позволить себе только очень спокойные персоны) - Лучано был отъявленным левшой, а тут выдал такое!

Ответа Грифонов не последовало - Сампдория уверенно захватила инициативу и продолжала наступать, а Пруццо плотно держали защитники блу-черкьяти. Особенно хорош в составе номинальных хозяев был Джанлуиджи Савольди, автор голевого паса, за которым никак не мог уследить его личный опекун Арколео. Все атаки Дории шли через него до тех пор, пока молодой алленаторе Дженоа Луиджи Симони (тот самый, что в 90-х тренировал Интер) не приставил к лидеру соперников полузащитника Ольяри. Тут-то активность Савольди и сошла на нет, так как оппонент не отходил от него. Пока игроки Сампа пытались понять, как перестроить игру, Дженоа отыгралась - за минуту до перерыва Дамьяни воспользовался ошибкой вратаря Ди Винченцо.

Ди Винценцо был одним из трех коренных генуэзцев, которые в этот день находились на поле. Также в столице Лигурии родились Пруццо и защитник Сампдории Арнуццо. Все они стали героями эпизода на 48-й минуте. Арнуццо завалил в штрафной площадке Дамьяни, "Король" взялся исполнять пенальти и бесхитростно пробил влево от вратаря, который среагировал на мяч.

"Очень плохой удар. У меня был только один способ оправдаться - забить с игры. Когда не забиваешь пенальти в дерби, чувствуешь себя втоптанным в грязь. Я никогда особо не переживал во время матчей, но встречи с Сампдорией - совсем другое дело. Трибуны нереально давят, на тебе лежит невероятная ответственность. Но когда я переехал в Рим, то Лацио для меня был обычным соперником, я ничего особенного не ощущал. Нельзя понять атмосферу дерби, если ты приезжий, если ты не являешь частью города, который только и ждет этого матча", - рассказывал Пруццо.

И Роберто получил шанс оправдаться - на 33-й минуте второго тайма. Кастронаро подал слева, защитники Сампдории растерялись, либеро Марчелло Липпи застрял где-то перед штрафной, тогда как мяч полетел к линии вратарской, Ди Винченцо помчался навстречу круглому, но зачем-то остановился...

"Кто-то точно ошибся", - с улыбкой вспоминает Пруццо, головой вколотивший мяч в ворота. "Такой навес не мог стать голевой передачей, если бы все четко выполняли свои функции. Ди Винченцо хотел сыграть на выходе, потом передумал и остался в полупозиции. Кто знает, возможно, он меня недооценил, но в те годы я очень высоко прыгал".

Сампдория - Дженоа 1:2
Генуя, Стадио Луиджи Феррарис, 13 марта 1977-го года

Голы: Дзеккини, 3 - Дамьяни, 44, Пруццо, 78

Сампдория: Ди Винченцо, Арнуццо, Калльони (Феррони, 74), Валенте, Дзеккини, Липпи, Сальтутти, Бедин, Брешиани, Савольди, Туттино

Дженоа: Джирарди, Маджони, Ольяри, Онофри, Секондини, Кастронаро, Дамьяни, Арколео, Пруццо, Гьетти, Базилико


Так Пруццо стал легендой. Генуэзский композитор и театральный деятель Пино Виллинер даже посвятил ему музыкальную комедию. "Я бы сделал все, я бы отдал все, чтобы обнять Короля...", - звучало в припеве.

Интересно, что Пруццо вовсе не хотел связывать свою жизнь с футболом. "Да, я любил кальчо, игра приносила мне наслаждение, но я никогда не думал, что стану профессионалом. Ходила легенда, что президенту Дженоа Фоссати меня посоветовал мой дядя - рабочий бензоколонки, когда синьор Ренцо заехал заправиться. Все это чепуха - на просмотр меня чуть ли не силой затащил мой давний друг. Скажу честно, мне было лень, и я не думал, что из этой затеи что-то выйдет", - рассказывает будущий бомбардир.

"У меня не было учителей, я просто играл с ребятами или сам забавлялся с мячом на поле возле церкви в Крочефьески. Впервые на "настоящее" футбольное поле, если его так можно назвать, я вышел в 15 лет, в турнире бара". Бар этот находился в Воббье, муниципальной коммуне в 20 километрах к северу от Дженоа. Он существует до сих пор - одну из стен украшает постер, на котором Пруццо отправляет мяч в ворота Сампдории. Культовое фото, до сих пор заставляющее сердца истинных тифози биться быстрее - в карьере их кумира было еще немало успехов, но такие победы не забываются.

Юрий Шевченко, специально для Calcio dello Stivale